Дело № 2-871/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Городище Волгоградской области 13 июля 2020 года
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Клыкова А.М.,
при секретаре Мелкумян Л.С.,
с участием Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора М.М.Г.,
представителя ответчика администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Ч.И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обустроить места накопления твердых коммунальных отходов,
у с т а н о в и л:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обустроить места накопления твердых коммунальных отходов. В обоснование иска истец указал, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области. В ходе проверки выявлено, что на территории Царицынского сельского поселения по адресам: <адрес> установлены контейнерные площадки в отсутствии предусмотренного законодательством ограждения, а также бетонного (асфальтного) покрытия. В связи, с чем в адрес администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № от 10 февраля 2020 года. Однако, исходя из информации ответчика, контейнерные площадки не приведены в соответствие с санитарными правилами. Считает, что выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Просит обязать администрацию Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями «СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» по следующим адресам: <адрес>.
В судебном заседании Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор М.М.Г. в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ГПК РФ) исковые требования уточнил, просил обязать администрацию Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями «СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» по следующим адресам: <адрес>.
Представитель ответчика администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Ч.И.Ю., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора. Суду пояснила, что в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу администрация Царицынского сельского поселения устранит нарушения выявленные прокурором.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с частью 4 приведенной нормы Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, федеральным законодателем вопрос участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов прямо не отнесен к компетенции органа местного самоуправления сельского поселения.
Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 24, 26, 31, 33.1, 33.2 и 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из анализа приведенных правовых норм в их совокупности, следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов законом субъекта отнесено к компетенции органов местного самоуправления сельских поселений.
Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039, (далее – Правила № 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88).
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления (пункт 2.6 СанПиН 2.1.7.3550-19).
Судом установлено, что Царицынское сельское поселение Городищенского муниципального района Волгоградской области является муниципальным образованием, которое образовано и наделено статусом сельского поселения (пункт 1 статьи 2 Устава Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области).
Следовательно, на администрацию Царицынского сельского поселения возложена обязанность, в том числе по обустройству контейнерных площадок в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19.
Как следует из материалов дела, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами.
В ходе проведенной проверки выявлено, что на территории Царицынского сельского поселения по адресам: <адрес> площадки для установки контейнеров не ограждены, и не имеют бетонного (асфальтного) покрытия.
В связи с этим в адрес главы администрации Царицынского сельского поселения внесено представление № от 10 февраля 2020 года об устранении указанных выше нарушений.
Из письма администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района № от 12 февраля 2020 года следует, что нарушения указанные в представлении будут устранены в 2020 году путем установки ограждения, бетонного или асфальтного покрытия под контейнерные площадки, а также размещение мест временного хранения отходов будет согласовано с Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области. Должностное лицо, ответственное за соблюдение природоохранного законодательства привлечено к дисциплинарной ответственности.
В ходе дополнительных проверочных мероприятий Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено, что имеющиеся места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».
Исходя из того, что вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесен Законом Волгоградской области № 156-ОД к полномочиям сельского поселения, суд приходит к выводу о том, что администрация Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области уклоняется от выполнения требований пункта 1 статьи 8, статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра в части обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: <адрес>, в связи с чем нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить, обязать администрацию Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями «СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» по следующим адресам: <адрес>.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, реализуя требования части 2 статьи 206 ГПК РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковое заявление Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обустроить места накопления твердых коммунальных отходов – удовлетворить.
Обязать администрацию Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями «СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» по следующим адресам: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированное решение принято в окончательной форме 17 июля 2020 года.
Судья А.М. Клыков