Дело №2-879\2013год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2013года г. Клин, Московской области
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Кореневой Н.Ф.,
при секретаре Саргсян А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евдокимовой А.В. к Министерству финансов Московской области, Администрации Клинского муниципального района, Министерству образования Московской области, отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому муниципальному району, о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и об однократном обеспечении жилым помещением из средств бюджета Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с вышепоименованным иском, мотивируя его следующими доводами.
Евдокимова А.В. с /дата/ 2003 года находится в МОУ «Петровский детский дом» на полном государственном обеспечении. Ее мать, В., была одинокой матерью, умерла /дата/ 2003 года.
На основании Постановления Администрации Клинского муниципального района от /дата/ 2003 года № /номер/ за Евдокимовой А.В. сохранена жилая площадь в квартире, находящейся по адресу: /адрес/, она зарегистрирована в этой квартире. В указанной квартире общей площадью /площадью/ кв.м., в том числе жилой /площадью/ кв.м. зарегистрировано шесть человек, в том числе трое несовершеннолетних детей. Евдокимова А.В., ссылаясь на решение Совета народных депутатов Клинского муниципального района Московской области от /дата/ 2006 года №/номер/ «Об установлении учетной нормы общей площади жилого помещения для постановки на учет нуждающихся в жилье и нормы предоставления общей площади жилых помещений по договорам социального найма в Клинском муниципальном районе» (в редакции решения Совета депутатов Клинского муниципального района Московской области от /дата/ 2006 года №/номер/, от /дата/ 2010 года №/номер/) указывает, что в спорной квартире, в настоящее время, на Евдокимову А.В. приходится /площадью/ кв.м., что менее /площадью/ кв.м. общей площади.
На основании Постановления Администрации городского поселения Высоковск, №/номер/ от /дата/ 2012 года. Евдокимова А.В., как сирота-воспитанница Петровского детского дома, признана нуждающейся, в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма.
Однако в список на обеспечение жильем за счет средств бюджета Московской области Евдокимова А.В. не была включена, т.к. была признана нуждающейся в предоставлении жилья уже после достижения 18 лет.
Истица просит суд однократно обеспечить ее жилым помещением за счет средств бюджета Московской области; включить Евдокимову А.В. /дата/ 1994 года рождения, в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения за счет средств бюджета Московской области.
В судебном заседании истица поддержала свой иск по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель истицы Чернышева Л.В. в судебном заседании /дата/ 2013 года поддержала иск, пояснив, что в спорной квартире проживает три семьи, жилая площадь квартиры не соответствует нормам проживания на каждого человека.
Министерство финансов Московской области своего представителя в суд не направило, просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Представлен письменный отзыв на иск, из которого следует, что с иском не согласны и просят отказать в удовлетворении заявленных требований. Министерство финансов Московской области не обладает полномочиями ни по признанию за сиротой права на обеспечение жилым помещением, ни по обеспечению жилой площадью, поэтому Министерство финансов Московской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Требование в части формулировки « за счет средств бюджета Московской области» является необоснованным, поскольку интересами Евдокимовой А.В. является признание ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения и обеспечение жилым помещением, а не межбюджетные отношения в части установления прав муниципального образования на получение субвенции на осуществление переданных полномочий. Просят отказать в удовлетворении иска Евдокимовой А.В. (л.д.33-36).
Администрация Клинского муниципального района своего представителя в суд не направила. Просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя. Решение по делу оставили на усмотрение суда по имеющимся в деле доказательствам.
Министерство образования Московской области своего представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому муниципальному району просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, иск удовлетворить, представили письменный отзыв на иск, из которого следует, в настоящее время на Евдокимову А.В. приходится /площадью/ кв.м.(что менее /площадью/ кв.м. общей площади), т.к. общая площадь сохраненного жилого помещения по адресу: /адрес/, составляет /площадью/ кв.м. при общем количестве зарегистрированных 6 человек.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно Федеральному закону от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607) были внесены изменения и она была изложена в новой редакции. Согласно ст.8 «1.Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
4.Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из указанных в статье обстоятельств.
5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями".
Действие вышеуказанного закона начинается с 1 января 2013года.
Согласно Закону Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ (ред. от 15.10.2012) "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (принят постановлением Мособлдумы от 26.12.2007 N 12/28-П) статья 8 (в редакции Закона Московской области от 15.10.2012 N 151/2012-ОЗ, которые вступили в законную силу с 1 января 2013года),
«1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.
Согласно Постановлению №451\24 от 16.06.2010года Правительства Московской области, «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЛИЦАМ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» в целях реализации Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Московской области N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" Правительство Московской области, был утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области».
Данное постановление действовало до 13 февраля 2013года.
Согласно постановлению Правительства Московской области №75\5 от 13 февраля 2013года «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЛНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" «В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Московской области N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" утвержден
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;
Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа».
Согласно этому постановлению признано утратившим силу постановление Правительства Московской области от 16.06.2010 N 451/24 "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области".
В соответствии с частью 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно решению Совета народных депутатов Клинского муниципального района Московской области от 9 февраля 2006 года №4\24 «Об установлении учетной норм общей площади жилого помещения для постановки на учет нуждающихся в жилье и нормы предоставления общей площади жилых помещений по договорам социального найма в Клинском муниципальном районе» (в редакции решения Совета депутатов Клинского муниципального района Московской области от 23 11.2006 года №11\35, от 22.04.2010года №7\10) в Клинском муниципальном районе установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, -10 кв.м. общей площади на одного члена семьи, проживающей в отдельной квартире; - или 9 кв.м. жилой площади на одного члена семьи, проживающей в коммунальной квартире».
Как следует из материалов дела и установлено судом, Евдокимова А.В., /дата/ 1994 года рождения, являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать, В. умерла /дата/ 2003 года (л.д.15), отец в свидетельстве рождении девочки, записан со слов матери(л.д.13).
Согласно постановлению Администрации Клинского муниципального района № /номер/ от /дата/ 2003 года, Евдокимовой А.В. была выдана путевка в Петровский детский дом (л.д.16), где она находится и по настоящее время ( л.д.19).
За Евдокимовой А.В., /дата/ 1994 года рождения, сохранено право пользования жилым помещением по адресу: /адрес/ (л.д.6), Евдокимова А.В. зарегистрирована по указанному адресу (л.д.12).
Евдокимова А.В., /дата/ 1994 года рождения, на основании решения администрации городского поселения Высоковск, постановление №/номер/ от /дата/ 2012 года, поставлена на учет по предоставлению жилой площади, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий и имеет право в соответствии с установленной очередностью получить жилое помещение по нормам предоставления с учетом действующего законодательства, по договору социального найма (л.д.11).
Истица обратилась в суд с иском /дата/ 2013 года, а с /дата/ 2013 года начал действовать новый порядок предоставления благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, который предусматривает предоставление таким лицам жилых помещений из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, данные вопросы относятся к компетенции субъекта РФ.
Суд полагает, что истицей не был соблюден установленный законом порядок получения жилья как лицом, оставшимся без попечения родителей. Суду не было представлено достаточных доказательств того, что жилое помещение, расположенное по адресу: /адрес/, которое сохранено за Евдокимовой А.В., где она зарегистрирована, признано в установленном законом порядке, невозможным для проживания. Не представлено доказательств того, что истица обращалась в органы исполнительной власти с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, ей в этом было отказано. На очередь на улучшение жилищных условий Евдокимова А.В. поставлена в /дата/ 2012 года.
На сегодняшний день детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых в установленном законом порядке.
Истица отказалась исключить Министерство финансов Московской области из числа ответчиков, то дело было рассмотрено в рамках заявленных исковых требований.
Суд соглашается с доводами ответчика - Министерства финансов Московской области, что в соответствии со ст.11 Закона Московской области от 29.12.2007года №248\2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» полномочиями по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения или признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, переданы муниципальным образованиям. Механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установлен постановление Правительства Московской области.
Учет детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами самоуправления муниципальных образований Московской области. Предоставление жилых помещений осуществляется на основании акта органа местного самоуправления. Министерство финансов Московской области не обладает полномочиями ни по признанию за сиротой права на обеспечение жилым помещением, ни по обеспечению его жилой площадью, поэтому Министерство финансов Московской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Требование в части формулировки «за счет средств бюджета Московской области» является необоснованным, поскольку интересами Евдокимовой А.В. является признание ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения и обеспечение жилым помещением, а не межбюджетные отношения в части установления прав муниципального образования на получение субвенции на осуществление переданных полномочий.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вопрос финансирования и обеспечения жильем льготных категорий граждан, в том числе и детей-сирот, определен на законодательном уровне, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований Евдокимовой А.В..
При изложенных обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения завяленных исковых требований.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ зашита гражданских право осуществляется способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом, при формулировании требования основания иска, должны соответствовать его предмету. При рассмотрении дела в пределах заявленных требований и при выборе истцом ненадлежащего способа зашиты права, у суда не имеется оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Евдокимовой А.В. к Министерству финансов Московской области, Администрации Клинского муниципального района, Министерству образования Московской области, отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому муниципальному району, о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и об однократном обеспечении жилым помещением из средств бюджета Московской области, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Клинский городской суд в течении месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено /дата/ 2013 года.
Судья Н.Ф. Коренева