с участием представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО5, представителя ответчика Информационного центра МВД по ФИО1 по доверенности ФИО1 Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №а-271/2017г. по административному иску ФИО2 к ФКУ «Главный административно-аналитический Центр» МВД России, Информационному центру МВД по ФИО1:
- о признании действий (бездействия) ИЦ МВД по ЧР по не внесению в оперативно-статистические учетные карточки на имя истца - ФИО2 сведений о дате и основании погашения имевшейся в 2011 году судимости необоснованными;
- обязании ИЦ МВД по ЧР внести в оперативно-статистические учетные карточки на имя ФИО2 сведения о погашенности имевшейся у истца в 2011 году судимости;
- обязании ИЦ МВД по ЧР выдать справку о наличии (отсутствии) судимости на текущую дату на имя ФИО2 с указанием в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации» основания погашения имеющейся судимости,
У С Т А Н О В И Л: Истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к ФКУ «Главный административно-аналитический Центр» МВД России и Информационному центру МВД по ФИО1 о признании необоснованным решения ответчиков по отказу ФИО2 внести запись в оперативно-статистические учетные документы о дате и основании погашения судимости истца 2011 года и обязании ИЦ МВД по ФИО1, в порядке устранения допущенных им нарушений прав истца, внести в оперативно-статистические карточки учета, в отношении истца, запись о дате и основании погашения судимости истца 2011 года. В обоснование исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ приговором Октябрьского районного суда <адрес> ФИО1 Республики он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 201 УК РФ и назначено ему наказание в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей. Назначенный ему штраф им оплачен в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.Согласно ч.3 ст.86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания судимость погашается. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ его судимость считается погашенной. Однако данные о погашении его судимости небыли внесены в базу данных ГИАЦ МВД России и ИЦ МВД по ФИО1. Невнесение информации о погашении его судимости в оперативно- статистические карточки препятствует ему устроиться на работу, поскольку при трудоустройстве работодатель, сославшись на данные о наличие судимости, ему отказал в приеме на работу.
В целях устранения допущенных должностных нарушений сотрудниками ИЦ МВД по ФИО1 им направлены заявления об устранении его нарушенных прав в адрес Министра внутренних дел России, руководителей ГИАЦ МВД России и ИЦ МВД по ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, которые остались без реагирования указанными адресатами.
В судебном заседании Административный истец уточнил свои исковые требования, просил суд: признать действия (бездействия) ИЦ МВД по ЧР по невнесению в оперативно-статистические учетные карточки на имя истца - ФИО2 сведений о дате и основании погашения имевшейся в 2011 году судимости необоснованными; обязать ИЦ МВД по ЧР внести в оперативно-статистические учетные карточки на имя ФИО2 сведения о погашенности имевшейся у истца в 2011 году судимости;обязать ИЦ МВД по ЧР выдать справку о наличии (отсутствии) судимости на текущую дату на имя ФИО2 с указанием в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации» основания погашения имеющейся судимости и настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.
Участвующий в судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО5, действующий по доверенности со всеми правами, предусмотренными ст.54 ГПК РФ, поддержал уточненные исковые требования своего доверителя, просил суд удовлетворить требования административного иска в полном объеме по следующим основаниям:
Истец в ноябре 2010 был задержан по подозрению в совершении преступления, ДД.ММ.ГГГГ осужден Октябрьским районным судом <адрес> и в отношении него назначено наказание в виде штрафа, в размере 40 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ, по окончании срока на обжалование судебного приговора, истец штраф оплатил, в полном объеме.
В соответствии с п.2 ч. 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ "О полиции" внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления.
В силу ч.3 ст. 86 УК РФ лицо является осужденным за совершение преступления лишь до погашения или снятия судимости. Исходя из данных правовых норм, информация о лицах, не являющихся осужденными, не подлежит внесению в банки данных.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Трушиной на нарушение ее конституционных прав частью 8 статьи 17 Федерального закона "О полиции" право «передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4, Конституции Российской Федерации) возможно только в порядке, установленном законом».
Таким образом, только федеральный законодатель правомочен определить законные способы и сроки хранения персональных данных.
В своем определении от ДД.ММ.ГГГГ № Конституционный Суд указал, что персональные данные, содержащиеся в банках данных, обрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Правовой основой уничтожения данных является ч.8 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О полиции», которая определяет, что персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Согласно п.1 ст.3 ФЗ «О персональных данных» к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Истец совершил в 2010 преступное деяние, за что ДД.ММ.ГГГГ был осужден Октябрьским районным судом <адрес>, с вынесением обвинительного приговора и наказания в виде денежного штрафа в размере 40000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истцом наложенный судом штраф оплачен в полном объеме, т.е наказание исполнено.
В соответствии с ч.3 ст.86 УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ, судимость истца погашена по истечению года после исполнения приговора.
В силу ст.86 УК РФ истец признается законодателем, не имеющим судимость и в соответствии с п.2 ч.3 ст. 17 ФЗ «О полиции», информация об истце, как об осужденном или судимым, не должна храниться и обрабатываться органами МВД, включая и ИЦ.
ИЦ МВД по ЧР, при выдаче на имя истца справки о наличии (отсутствии) судимости на ДД.ММ.ГГГГ, в графе указанной справки о наличии (отсутствии) судимости обязан был указать, что сведений о судимости истца не имеются.
ИЦ, в указанной справке, указал на судимость истца, без указания, что она у истца погашена.
Согласно п.5 ст.15 КАС РФ, при разрешении административного дела суд обязан, применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В момент совершения истцом преступления, осуждения, исполнения наказания суда, погашения судимости регулятором спорных правоотношений были приказы МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции от 07.11. 2011, ДД.ММ.ГГГГ, 05,05.2014 и разрешатся исковое заявление должно, согласно п.5 ст.15 КАС РФ, именно, на основании норм указанных выше приказов МВД России, а не норм приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № последней редакции от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт.74.3 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, в действующей редакции, в части не усмотрения внесения сведений об основании погашения судимости (ч. 1 и ч.3 ст.86 УК РФ) в графе справки о наличии (отсутствии) судимости истца, противоречить нормам, предусмотренными ч.3 ст.86 УК РФ, п.1 ст.3 и п.1 ст. 14 ФЗ «О персональных данных», ст.37 Конституции России.
Конституция России обладает высшей юридической силой на всей территории России, федеральный закон о персональных данных, УК РФ и УПК РФ имеют большую юридическую силу, чем приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № и согласно упомянутого выше п.2 ст.15 КАС РФ.
Считает, что указанные действия ограничивают трудовые права истца на доступ профессиональной деятельности.
Участвующий в судебном заседании представитель МВД по ФИО1 Э.И., действующий по доверенности со всеми правами, предусмотренными ст.54 ГПК РФ, исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать, считал требования истца неправомерными, представил суду письменные возражения, в которых указал следующее.
В соответствии с Наставлением по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №дсп/ 19дсп/ 73дсп/ 1адсп/ 113дсп/ 108дсп/ 75дсп/ 93дсп/ 19дсп/ 324дсп/ 133дсп/ 63дсп/ 14/95дсп (согласован с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации) установлены сроки хранения учетных документов. Сведения на осужденных независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Порядок административных процедур, связанных с предоставлением справок о наличии (отсутствии) судимости, в том числе имевшейся ранее, и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - справка о судимости), установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован МинюстеРоссии ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №, далее - Административный регламент).
Административным регламентом установлены формы заявления о выдаче справок о судимости, а также справки о судимости, в которой отражаются сведения в зависимости от характера имеющейся информации.
Так, согласно подпункта 74.1 Административного регламента при отсутствии сведений о судимости (в том числе имевшейся ранее), сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, в соответствующих графах справки о судимости делается отметка «не имеется».
При наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости в соответствующей графе справки о судимости указывается дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости (подпункт 74.3 Административного регламента).
Должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о судимости, при поступлении соответствующего заявления от заявителя или запроса из государственных органов, осуществляет проверку по учетам ФКУ «ГИАЦ МВД России» и информационных центров территориальных органов МВД России по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. Вместе с тем данное лицо не уполномочено проводить анализ полученных сведений на предмет погашения или снятия судимости.
Погашение судимости наступает автоматически по истечении сроков, определенных в части 3 статьи 86 УК РФ. Поскольку статья 86 УК РФ является законом прямого действия, то в компетенции правоохранительных органов, в том числе и ИЦ МВД по ФИО1, не входит совершение каких-либо действий по аннулированию правовых последствий, связанных с судимостью.
В соответствии с частью шестой статьи 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует только те правовые последствия, связанные с судимостью, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации.
Наличие информации, в отношении граждан в учетах органов внутренних дел, а также предоставление справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в форме, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, не влечет ограничение прав граждан.
Представитель административного ответчика ФКУ ГИАЦ МВД России, действующий по доверенности, оформленной в соответствии со 53 ГПК РФ, извещенный надлежащим образом, на судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дела без его участия, представил суду свои возражения на исковые требования ФИО2, в которых указал:
Подпунктом 8 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение о Министерстве), МВД России в целях осуществления своих полномочий имеет право формировать и вести в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные учеты, информационные системы, в том числе банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке учетами и информационными системами других федеральных органов исполнительной власти.
Приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ № «О едином учете преступлений» утверждены Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях; Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений; Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов, а также статистические карточки.
Сформированные в соответствии с межведомственным приказом статистические сведения не носят персонифицированный характер. Количественная статистика не затрагивает прав и свобод конкретного гражданина.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № З-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, осужденных за совершение преступления в банки данных о гражданах.
В период с июля 2000 года по июль 2007 года формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов осуществлялся в соответствии с требованиями приказов МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп. В настоящее время ведение централизованных учетов осуществляется на основании приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации(далее - межведомственный приказ) от ДД.ММ.ГГГГ №дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/ 75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп «Об утверждении Наставления по ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Наставление).
Данные нормативные правовые акты МВД России определяли и определяют порядок формирования, ведения и использования централизованных оперативносправочных, криминалистический и розыскных учетов (систем хранения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах). Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества.
Централизованные учеты и информация, содержащаяся в оперативно-справочных учетах ГИАЦ имеет ограниченный доступ. Право обращения к оперативно-справочным учетам имеют подразделения МВД России и другие федеральные органы государственной власти, осуществляющие дознание, следствие, оперативно-розыскную деятельность, также суды (судьи), органы прокуратуры Российской Федерации.
Указанные нормативные правовые акты имеют пометку «для служебного пользования» поскольку содержат служебную информацию, определяющие основы организации и тактики проведения органа, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, оперативно-технических мероприятий, а также информацию, относящуюся к раскрытию и расследованию преступлений.
Истец в своем заявлении приводит некоторые положения приказов МВД России, которые не соответствуют действительности.
Ни законодательством Российской Федерации, ни нормативными правовыми актами МВД России ведение оперативно-статистических учетов не предусмотрено.
В соответствии с требования названных нормативных правовых актов МВД России основаниями постановки на оперативно-справочный учет являются процессуальные документы по уголовному делу. К таковым документам, в том числе относятся постановление о возбуждении уголовного дела в отношении лица; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; уведомление о подозрении в совершении преступления; постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение (акт); постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям; приговор суда, вступивший в законную силу.
Заполнение учетных документов осуществляется следователями, дознавателями (лицевая сторона учетной алфавитной карточки формы № на лиц, задержанных в качестве подозреваемых). Контроль над качеством и достоверностью направляемых документов, сроками их направления возлагается на начальников (руководителей) подразделений, в которых они составляются.
Учетные документы на лиц, привлеченных в качестве подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления; уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены; условно осужденных; а также на лиц, осужденных к иным видам наказания, в ГИАЦ МВД России не направляются.
Сведениями в отношении ФИО2 ФКУ «ГИАЦ МВД России» не располагает.
На основании изложенного, считает заявленные требования истца необоснованным и просит в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Суд, с учетом мнения истца, представителя административного ответчика рассмотрел дело при данной явке.
Выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и дав оценку собранным доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или уа них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ приговором Октябрьского районного суда <адрес> ФИО1 Республики осужден по ч.1 ст. 201 УК РФ к штрафу в размере 40000 рублей. Назначенный штраф в размере 40000 рублей оплачен ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «Теплосеть» о приеме на работу на замещение вакантной должности заместителя директора по финансам, где ему отказано, по основанию наличия у него непогашенной судимости. По обращению истца в ИЦ МВД по ФИО1, ему выданы справки от 25.07.2016г. 16/Н-186 №, от 11.03.2016г. 16/Н-66 №, от 31.02.2017г. 16/Н-18 №, из которых усматривается, что в ИЦ МВД по ФИО1 в отношении истца имеются сведения о судимости по вышеуказанному приговору суда. При обращении истца в ИЦ МВД по ФИО1 о внесении в справку о его судимости сведений о дате и основании погашения судимости в порядке ч.3 ст.86 УК РФ ему отказано. Истец обратился в суд с административно исковым заявлением к ФКУ ГИАЦ МВД России и ИЦ МВД по ФИО1 Республики, в котором просит суд - признать действия (бездействия) ИЦ МВД по ЧР по невнесению в оперативно-статистические учетные карточки на имя истца - ФИО2 сведений о дате и основании погашения имевшейся в 2011 году судимости необоснованными; обязать ИЦ МВД по ЧР внести в оперативно-статистические учетные карточки на имя ФИО2 сведения о погашенности имевшейся у истца в 2011 году судимости;обязать ИЦ МВД по ЧР выдать справку о наличии (отсутствии) судимости на текущую дату на имя ФИО2 с указанием в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации» основания погашения имеющейся судимости. Свои требования истец обосновывает тем, что во время совершения им преступления, привлечения его к уголовной ответственности и вступления приговора суда в отношении него в законную силу, приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении инструкции о порядке представления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости и в последствии приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ до изменения его редакции от 19.02.2015г., ИЦ обязывалось вносить в справки о судимости сведения о дате и основании погашения судимости. В связи, с чем в силу требований ст.10 УК РФ ответчик был обязан внести в справку о его судимости, сведения о дате и основании погашения судимости. Не выполнение ответчиками его законных требований нарушают Конституционные права истца. Факт привлечения к уголовной ответственности и осуждения истца приговором Октябрьского районного суда <адрес> ФИО1 Республики приговору от ДД.ММ.ГГГГ, в суде не оспаривается.Статья 10 ФЗ "О персональных данных", предусматривает, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ. Кроме того, обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 248, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации (пункты 1,5).
МВД России в соответствии со статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных услуг и муниципальных услуг", а также пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 373, утвердило Административный регламент. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 22509, опубликован ДД.ММ.ГГГГ в "Российской газете".
В период с июля 2000 года по июль 2007 года формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов осуществлялся в соответствии с требованиями приказов МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп. В настоящее время ведение централизованных учетов осуществляется на основании приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации(далее - межведомственный приказ) от ДД.ММ.ГГГГ №дсп /19дсп/73дсп/1адсп/ 113дсп/ 108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп «Об утверждении Наставления по ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Наставление).
Данные нормативные правовые акты МВД России определяли и определяют порядок формирования, ведения и использования централизованных оперативно-справочных, криминалистический и розыскных учетов (систем хранения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах). Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, данные приказы направлялись в Минюст России на государственную регистрацию.
Письмами Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №дсп-АБ приказы МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп признаны не нуждающимися в государственной регистрации. Межведомственный приказ зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты МВД России (приказы и распоряжения), признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, а также зарегистрированные, подлежат опубликованию, за исключением актов МВД России или их отдельных положений, содержащих сведения ограниченного доступа, персональные данные, а также иную служебную информацию.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № З-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления в банки данных о гражданах.
Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления.
Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
В соответствии п. 15.1-15.2 Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ, утвержденного Приказом МВД России от 12.02.2014г. N 89 ДСП "Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ" в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия или погашения судимости, в пофамильных карточках, учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки формы 1-6 хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания - до достижения или 80-летнего возраста.
Таким образом, правовых оснований для исключения информации о привлечении ФИО2 к уголовной ответственности из базы данных не имеется.
ФКУ «ГИАЦ МВД России» является структурным подразделением МВД России, на которое возложено формирование и ведение централизованных криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Положениями вышеуказанных приказов в ФКУ «ГИАЦ МВД России» на федеральный учет ставится информация об осужденных отбывающих (отбывавших) наказание в виде лишения свободы. Информация о лицах, привлеченных в качестве обвиняемых, лицах, условно осужденных, также о лицах, осужденных к иным видам наказания подлежит региональному учету.
Таким образом, учетные документы на лиц, привлеченных в качестве подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления; уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены; условно осужденных; а также на лиц, осужденных к иным видам наказания, в ГИАЦ МВД России не направляются.
Статья 86 УК РФ устанавливает такой уголовно-правовой институт, как судимость. Понятие судимость можно определить, как правовое состояние гражданина, который был признан судом виновным в совершении преступления, и к которому было применено наказание и иные меры уголовно-правового характера. Лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и распространяется на весь период отбывания наказания и на определенный период времени после отбытия наказания. Погашение судимости наступает автоматически по истечении сроков, установленных в ч. 3 ст. 86 УК РФ.
Поскольку ст.86 УК РФ является законом прямого действия, то в компетенцию правоохранительных органов, в том числе и ИЦ МВД, не входит совершение каких-либо действий по аннулированию правовых последствий, связанных с судимостью.
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 86 УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью. Между тем действующее законодательство Российской Федерации предусматривает наличие даже погашенной или снятой судимости в качестве основания ограничений прав гражданина в отношениях, не регулируемых уголовным законом.
Статья 65 Трудового кодекса предусматривает, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
В соответствии с требованиями пунктов 72, 73 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - справка о наличии (отсутствии) судимости), утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, (далее - Административный регламент) должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления или запроса из государственных органов, осуществляет проверку по учетам ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. После проведения проверок и получения сведений в отношении заявителя из оперативносправочных учетов на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости. В справке о наличии (отсутствии) судимости перечисляются регионы, по которым осуществлялась проверка и указываются имеющиеся в учетах сведения, без указания конкретного региона в котором имеются сведения.
Обработка персональных данных истца по его письменному заявлению осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, в связи с его профессиональной деятельностью и в соответствии с целями обработки, определенным Трудовым кодексом Российской Федерации, которым предусмотрено включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости.
Решение об отказе в допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, принимается работодателем либо другим органом, осуществляющим допуск указанных лиц к трудовой или предпринимательской деятельности, и может быть оспорено в судебном порядке.
При указанных обстоятельствах доводы истца о неправомерности не включения в справку о наличии (отсутствии) судимости сведений о погашенности судимости нельзя признать обоснованными.
Кроме того, нельзя признать обоснованными доводы истца о том, что действия ИЦ МВД по ЧР по невнесению в оперативно-статистические учетные карточки на его имя незаконны и необоснованны.
До внесения изменений в редакцию указанного Административного регламента от ДД.ММ.ГГГГв п.74 Административного регламента обязывал должностное лицо, уполномоченное на оформление справки, при наличии имеющейся судимости, а также снятой и погашенной судимости - в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации» указывается дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, стать Уголовного кодекса, на основании, которых лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата освобождения, основания погашения или снятия судимости.
В редакции Административного регламента от ДД.ММ.ГГГГв п.74 основания погашения судимости не указывается.
Истец обратился в ИЦ МВД по ЧР за предоставлением справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в декабре 2015 года, после внесения изменений в Административный регламент от ДД.ММ.ГГГГ, где в справке о наличии (отсутствии) судимости указание дата и основания погашения судимости, не предусматривается. следовательно Информационный центр действовал в соответствии с действующим нормативным актом.
Таким образом, правовых оснований для внесения в базу данных ИЦ МВД по ЧР даты и основании погашения, имевшейся в 2011 году, судимости истца ФИО2, и указания в справке о его судимости в числе сведений, даты и основании погашения имевшейся у него судимости, не имеется, действия ИЦ МВД по ЧР являются законными и правомерными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:Административноый иск ФИО2 к ФКУ «Главный административно-аналитический Центр» МВД России, Информационному центру МВД по ФИО1: о признании действий (бездействия) ИЦ МВД по ЧР по не внесению в оперативно-статистические учетные карточки на имя истца - ФИО2 сведений о дате и основании погашения имевшейся в 2011 году судимости необоснованными; обязании ИЦ МВД по ЧР внести в оперативно-статистические учетные карточки на имя ФИО2 сведения о погашенности имевшейся у истца в 2011 году судимости;обязании ИЦ МВД по ЧР выдать справку о наличии (отсутствии) судимости, на текущую дату, на имя ФИО2, с указанием в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации» основания погашения имеющейся судимости, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Верховный Суд ФИО1 Республики через Заводской районный суд <адрес>.
Председательствующий А.М. Шаипов