к делу №а-4269/2021
УИД 01RS0№-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> «24» ноября 2021 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Рамазановой И.И.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании частично незаконным Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и понуждении к устранению допущенных нарушений путем повторного изучения обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 с учетом уточненных требований обратился в Майкопский городской суд Республики Адыгея кМинистерству образования и науки Республики Адыгея о признании частично незаконным Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и понуждении к устранению допущенных нарушений путем повторного изучения обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
В обосновании заявленных требований указал, что он относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрацией Муниципального образования «<адрес>» ему предоставлена <адрес> в <адрес> на основании договора специализированного найма жилого помещения сроком на 5 лет. Срок действия указанного договора истек, в виду чего он обратился в администрацию с заявлением о предоставлении занимаемого жилого помещения по договору социального найма, однако ему было отказано, в виду того, что установлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Однако обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, выявлены органом исполнительной власти только на основании сведений о задолженности по коммунальным платежам и при отсутствии надлежащей проверки сведений о его жилищно-бытовых условиях, его трудовой деятельности, социальной адаптации к самостоятельной жизни.
Просит признать частично незаконным Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ и обязатьустранить допущенные нарушения путем повторного изучения обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО3 поддержала заявленные административные исковые требования своего доверителя, просила их удовлетворить, при этом указала, что никакие обстоятельства свидетельствующие о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуацииорганом опеки не изучались.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея ФИО4 возражал против заявленных административным истцом требований, просил отказать в удовлетворении, поскольку обжалуемое решение было принято на основании комплекса поступивших документов.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Управления по опеке и попечительству Администрации Муниципального образования «<адрес>», Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея и Комитета по управлению имуществом Муниципального образования «<адрес>» не явились, в материалах административного дела имеются сведения о надлежащем извещении, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, выслушав доводы и мнение явившихся представителей сторон, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Муниципального образования «<адрес>» в лице Комитета по управлению имуществом Муниципального образования «<адрес>» и ФИО1 заключен договор № найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом договора явилось передача за плату во владение и пользование специализированного жилого помещения - <адрес> в <адрес>. Срок договора составил 5 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом не ставилось под сомнение, что на административного истца распространяются меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникших правоотношений), согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно частей 1,2 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Адыгея «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) Министерство образования и науки Республики Адыгея определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по принятию решений о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Утвержден Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, согласно приложению.
Согласно пункта 1 настоящего Порядка установлен механизм организации работы по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (далее - обстоятельства), и принятию решения о наличии или отсутствии обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 Порядка обстоятельствами являются:
1) неудовлетворительная адаптация нанимателя по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - наниматель), к самостоятельной жизни, в том числе отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, наличие отрицательной социальной среды, совершение правонарушений и антиобщественных действий;
2) длительная болезнь, инвалидность, препятствующие добросовестному исполнению обязанностей нанимателя, в том числе в связи с нахождением в лечебном или реабилитационном учреждении.
Пункт 3 Порядка устанавливает, что Территориальный орган опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 3 месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - договор найма, специализированное жилое помещение), проводит проверку условий жизни нанимателя и готовит заключение о наличии или отсутствии обстоятельств (далее - заключение).
Документами и материалами, прилагаемыми к заключению и подтверждающими наличие или отсутствие обстоятельств являются:
1) акт обследования жилищных условий нанимателя;
2) справка о составе семьи нанимателя;
3) справки, постановления правоохранительных органов, подтверждающие совершение правонарушений и антиобщественных действий;
4) акты проверок наймодателя и предписания об устранении нарушений;
5) материалы проверок и предписания государственной жилищной инспекции Республики Адыгея;
6) справка о доходах нанимателя;
7) документы, подтверждающие наличие заболевания, инвалидности у нанимателя, членов его семьи;
8) документы, подтверждающие отбывание нанимателем наказания (приговоры судов, справки из учреждений, исполняющих наказание).
В соответствии с пунктами 6-7 указанного Порядка документы и материалы, указанные в подпунктах 1, 3-5, 8 пункта 4 настоящего Порядка, при подготовке заключения собираются территориальным органом опеки и попечительства самостоятельно. Документы, указанные в подпунктах 2, 6-7 пункта 4 настоящего Порядка, представляются нанимателем в территориальный орган опеки и попечительства.
Из указанных положений в их системной взаимосвязи усматривается, что именно на органы исполнительной власти, которым делегированы полномочия по выяснению наличия или отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена обязанность для истребования всех необходимых документов и установлен плескательный срок.
Из представленногоадминистративным ответчиком заключения, подготовленного Управлением по опеке и попечительству администрации Муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости содействия ФИО1 в преодолении трудной жизненной ситуации усматривается, что оно выполнено без проведения проверки условий жизни административного истца, об этом свидетельствует не проведение фактического обследования его жилищно-бытовых условий, от ФИО1 не затребованы справки о составе его семьи и о его доходах, состоянии здоровья, не затребованы сведения из Государственной жилищной инспекции.
Согласно подпункту 7 пункта 2 вышеназванного Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, Заключение органа опеки и попечительства должно основывается на комплексной оценке жилищно-бытовых условий нанимателя, исполнения им обязанностей по договору найма, состояния его здоровья, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье. Заключение должно содержать вывод об обоснованности заключения договора найма на новый пятилетний срок или заключения договора социального найма занимаемого нанимателем жилого помещения. Основанием для заключения договора найма на новый пятилетний срок является невозможность преодоления обстоятельств самостоятельными усилиями нанимателя и угроза прекращения права пользования жилым помещением (расторжения договора найма).
Следовательно, суд полагает, что Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ основан на недостоверных, неполных сведениях, указанных в заключении Управления по опеке и попечительству администрации Муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, что нарушает права административного истца.
Как указано в пункте 10 Порядка Решение Министерства образования и науки Республики Адыгея о наличии или отсутствии обстоятельств может быть обжаловано в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями), Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (с последующими изменениями), Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с последующими изменениями).
В виду изложенного, суд полагает заявленные ФИО1 административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании частично незаконным Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и понуждении к устранению допущенных нарушений путем повторного изучения обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, удовлетворить.
Признать незаконным Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости содействия в преодолении трудной жизненной ситуации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея устранить допущенные нарушения путем повторного изучения обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Рамазанова И.И.