Дело №2а-1758/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
01 сентября 2020 года г. Белорецк, РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ручушкиной Г.В.,
при секретаре Кулдашевой Н.Т.,
с участием представителя административного истца – Администрации муниципального района Белорецкий район РБ Вениковой Т.В., по доверенности,
представителя административных ответчиков: судебного пристава-исполнителя Белорецкого МО СП УФССП России по РБ Адельмурдиной А.Р., Белорецкого МО УФССП России по РБ – заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Бакеевой Л.Р., по доверенностям,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1758/2020 по административному исковому заявлению Администрации муниципального района Белорецкий район РБ к судебному приставу-исполнителю Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по РБ АдельмурдинойА.Р., Белорецкому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 07 июля 2020 года о взыскании исполнительского сбора и освобождении Администрации муниципального района Белорецкий район РБ от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Администрации муниципального района Белорецкий район РБ Панкратьева Е.Н., действующая по доверенности, обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по РБ Адельмурдиной А.Р. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по решению Белорецкого межрайонного суда РБ от 27.11.2019 года по делу № 2-2292/2019 Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ обязали предоставить ... благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения. 29.01.2020 года апелляционным определением решение вступило в законную силу. Судебным приставом-исполнителем Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Башкортостан (далее Белорецкий МО СП УФССП России по РБ) ТимиргалеевойГ.Р. 06.04.2020 года было возбуждено исполнительное производство №22546/20/02016-ИП. Постановление о возбуждении исполнительного производства № 22546/20/02016-ИП поступило в адрес Администрации 09.06.2020 года. Однако установленный срок не является разумным, так как исполнение требований, возложенных на Администрацию, решением суда требует длительного периода, сопряжены с необходимостью приобретения жилого помещения для взыскателя по исполнительному производству в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также государственной регистрации недвижимого имущества. Администрация обратилась в Белорецкий межрайонный суд РБ с заявлением об отсрочке исполнения решения от 27.11.2019 года. Распоряжением главы Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № 563-р от 09.06.2020 года решено произвести закупку жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, для предоставления по договорам социального найма специализированных жилых помещений на территории городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан путем проведения электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 1320000,00 руб. Согласно извещений о проведении электронного аукциона №010130004560000075, 0101300045620000076, 010130004560000077 на 23.06.2020 года Администрацией объявлен электронный аукцион на приобретение помещений ..., лицам из их числа, для предоставления по договорам социального найма специализированных жилых помещений на территории городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, по результатам которого планируется приобрести три квартиры в срок до 01.09.2020 года. Определением Белорецкого межрайонного суда РБ от 30.06.2020 года Администрации МР Белорецкий район отказано в предоставлении отсрочки исполнения Белорецкого межрайонного суда РБ от 27.11.2019 года по гражданскому делу №2-2292/2019. 07 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Башкортостан Адельмурдиной А.Р. вынесено постановление №02016/20/1199353 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 руб., которое получено должником 14.07.2020. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем 07.07.2020, т.е. до принятия судом решения по заявлению Администрации о предоставлении отсрочки. По состоянию на 21.07.2020 определение Белорецкого межрайонного суда РБ об отказе в удовлетворении заявления Администрации о предоставлении отсрочки исполнения решения не вступило в законную силу. 17.07.2020 Администрацией подана частная жалоба на определение Белорецкого межрайонного суда от 08.07.2020, о чем судебному приставу сообщено, поскольку жалоба направлена в адрес Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по РБ. Кроме того, пунктом 2 постановления о взыскании исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель Адельмурдина А.Р. устанавливает новый срок для исполнения требований исполнительного документа до.. ., однако документ не содержит даты, до которой установлен срок. Данное обстоятельство также указывает на незаконность вынесенного постановления, т.к. постановления судебного пристава в силу закона носят обязательный характер и подлежат принудительному исполнению. В действиях Администрации отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» и от 28.04.2020 №294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» на территории Российской Федерации период с 30 марта 2020 года по 08 мая 2020 года был объявлен нерабочими днями, а учитывая выходные и праздничные дни данный период начался с 28 марта 2020 года и закончился 22 мая 2020 года. Следовательно, в соответствии со ст. ст. 15 и 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», данные дни не включаются в пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. На указанный период приостановлена деятельность всех учреждений, изменены режим и условия работы предприятий и гос. учреждений, что явилось непреодолимым препятствием для проведения процедуры закупки жилого помещения. Постановлением судебный пристав-исполнитель нарушает имущественные права должника, так как законные основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют.
Просит признать постановление № 02016/20/1199353 от 07.07.2020 года судебного пристава-исполнителя Белорецкого МО СП УФССП России по РБ Адельмурдиной А.Р. о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей незаконным, освободить Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №22546/20/02016-ИП от 06.04.2020 года.
Определением Белорецкого межрайонного суда РБ от 12 августа 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее УФССП по РБ) и Белорецкий межрайонный отдел судебных приставов УФССП России по РБ.
Представитель административного истца – Администрации муниципального района Белорецкий район РБ Веникова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы, указанные в административном исковом заявлении поддержала, суду пояснила, что администрацией предпринимаются все меры к исполнению судебного акта. Просила суд учесть обстоятельства отсутствия вины, поскольку в силу Указов Президента Российской Федерации от 24.03.2020 года, от 02.04.2020 года, от 28.04.2020 года, в связи с распространением новой коронивирусной инфекции (COVID-19) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ, установлены нерабочие дни с 30 марта по 11 мая 2020 года, исполнение решения суда пришлось на нерабочее время. Копия постановления о взыскании исполнительского сбора получена 14.07.2020 года. Исполнительский сбор в настоящее время не оплачен, ... благоустроенное жилое помещение не предоставлено, но все меры для исполнения решения суда принимаются. Просила постановление судебного пристава-исполнителя от 07 июля 2020 года о взыскании исполнительского сбора отменить, освободить Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ от уплаты исполнительского сбора.
Представитель административных ответчиков: судебного пристава-исполнителя Белорецкого МО СП УФССП России по РБ Адельмурдиной А.Р., Белорецкого МО УФССП России по РБ – заместителя начальника отделения- заместителя старшего судебного пристава Бакеева Л.Р., действующая по доверенностям, с административным исковым заявлением не согласилась, поскольку было возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации МР Белорецкий район, где обязаны были предоставить ... благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилой площади. Постановление о возбуждении исполнительного производства Администрацией МР Белорецкий район РБ получено своевременно, постановление обжаловано не было. 09.06.2020 года должнику вручено требование о необходимости исполнения решения суда в семидневный срок, которое по настоящий момент не исполнено. 09.06.2020 года должник предупрежден об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ. 16.06.2020 года должник обратился в суд за отсрочкой исполнения суда. 30.06.2020 года Белорецким межрайонным судом РБ вынесено решение, которым отказано Администрации МР Белорецкий район в предоставлении отсрочки исполнения суда. 07.07.2020 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которое получено Администрацией МР Белорецкий район 14.07.2020 года. Действия судебного пристава-исполнителя Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по РБ АдельмурдинойА.Р. являются законными, добровольный срок исполнения исполнительного производства истек, исполнительное производство находится на исполнении в течение длительного времени. Просит признать действия судебного пристава-исполнителя Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по РБ Адельмурдиной А.Р. по вынесению постановления судебного пристава-исполнителя от 07 июля 2020 года о взыскании исполнительского сбора законными, в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Заинтересованное лицо – Коробов А.С. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заинтересованное лицо – Белорецкий межрайонный прокурор РБ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. ст. 150-151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Выслушав лиц, участвующих в процессе, изучив материалы дела, исследовав представленную копию исполнительного производства, а также гражданское дело № 2-2292/2019, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон № 229-ФЗ «Об ИП») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
На основании ст. 2 Федерального закона № 229-ФЗ «Об ИП» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в ст. 13 ГПК РФ.
Решением Белорецкого межрайонного суда РБ от 12 ноября 2019 года исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах ... к администрации муниципального района Белорецкий район РБ удовлетворены.
Постановлено: обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ предоставить ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения.
Апелляционным определением Верховного суда РБ от 29 января 2020 года решение Белорецкого межрайонного суда РБ от 12 ноября 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального района Белорецкий район РБ без удовлетворения.
Определением Белорецкого межрайонного суда РБ от 30 июня 2020 года в удовлетворении заявления Администрации муниципального района Белорецкий район РБ об отсрочки исполнения решения Белорецкого межрайонного суда РБ от 12.11.2019 года по гражданскому делу №2-2292/2019 отказано.
В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона № 229-ФЗ «Об ИП» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как видно из представленной копии исполнительного производства, на основании исполнительного листа № 2-2292/2019 серии ФС № 024856288, выданного 13 марта 2020 года Белорецким межрайонным судом РБ, об обязании Администрации муниципального района Белорецкий район РБ предоставить ..., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения, судебным приставом-исполнителем Белорецкого межрайонного отдела СП УФССП России по РБ Тимиргалеевой Г.Р. 06.04.2020 года возбуждено исполнительное производство №22546/20/02016-ИП в отношении должника – Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, о чем вынесено постановление.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ «Об ИП», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112, 116 названного Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ «Об ИП», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона № 229-ФЗ «Об ИП» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п.2 Постановления о возбуждении исполнительного производства от 06.04.2020 года должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Судом установлено, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 06.04.2020 года, должником - представителем Администрации муниципального района Белорецкий район РБ получена 09.06.2020 года, что не оспаривается сторонами.
Требование судебного пристава-исполнителя, где установлен 7-дневный срок для исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, должником - представителем Администрации муниципального района Белорецкий район РБ Панкратьевой Е.Н. получено 09.06.2020 года.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.
В установленный постановлением от 06 апреля 2020 года срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должником не исполнено.
Также из материалов исполнительного производства усматривается, что в адрес должника – администрации муниципального района Белорецкий район РБ судебным приставом исполнителем были вынесены предупреждение и требования об исполнении решения суда, однако требования исполнительного документа, выданного на основании решения суда, не исполнены должником до настоящего времени.
Постановлением судебного пристава Белорецкого межрайонного ОСП УФССП по РБ Адельмурдиной А.Р. от 07.07.2020 года постановлено взыскать с должника Администрации муниципального района Белорецкий район РБ исполнительский сбор в размере 50000 рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Таким образом, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с администрации муниципального района Белорецкий район РБ исполнительского сбора, поскольку администрация, являясь должником по исполнительному производству, в установленный срок не исполнила требования исполнительного документа.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Указанная норма КАС РФ является императивной и устанавливает обязанность суда проверять сроки обращения в суд независимо от наличия соответствующего заявления административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
Частью 3 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, копия обжалуемого документа от 07.07.2020 года была получена должником 14.07.2020 года, что не оспаривается сторонами.
Согласно штампу Администрация муниципального района Белорецкий район РБ обратилась в суд с данным административным исковым заявлением 24 июля 2020 года. Таким образом, срок подачи данного административного искового заявления не нарушен.
Согласно платежным поручениям от 19.02.2020, от 17.04.2020, от 06.05.2020 отделом №56 Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (бюджет муниципального района Белорецкий район РБ) произведены перечисления в ООО НПФ «БизнесСтрой» денежные средства по муниципальным контрактам от 23.12.2019 года.
Судом установлено, что на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №02-RUS03511101-18-2020 от 19 июня 2020 года объект недвижимости многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: РБ, г. Белорецк, ул. Косоротова, д.34/1, введен в эксплуатацию.
Из Распоряжений главы Администрации муниципального района Белорецкий район РБ №713-р, №716-р, №717-р, №718-р, №718-р, №719-р от 16 июля 2020 года, видно, что в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и на основании плана-графика от 15.05.2020 года, постановлено произвести закупку жилого помещения ..., лицам из их числа, для предоставления по договорам найма специализированных жилых помещения на территории городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ путем проведения электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 1320000 рублей на электронной торговой площадке.
Из протоколов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.12.2019 года следует, что поступила одна заявка.
Исходя из положений п. 75 Постановления Пленума ВС РФ № 50 от 17.11.2015 года, иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положенийпункта 1 статьи 401ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
При указанных обстоятельствах, административные исковые требования Администрации муниципального района Белорецкий район РБ о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 07.07.2020 года подлежат отклонению.
Между тем, в силу положений ст. 14 Федерального закона № 29-ФЗ «Об ИП» постановление судебного пристава Белорецкого межрайонного ОСП УФССП по РБ Адельмурдиной А.Р. от 07.07.2020 года о взыскании исполнительского сбора не содержит новый срок для исполнения требований исполнительного документа.
В силу Указов Президента Российской Федерации от 24.03.2020 года, от 02.04.2020 года, от 28.04.2020 года, в связи с распространением новой коронивирусной инфекции (COVID-19) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ, установлены нерабочие дни с 30 марта по 11 мая 2020 года.
При этом взыскание исполнительского сбора должно применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный законодателем размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Вместе с тем, учитывая, что Администрацией муниципального района Белорецкий район РБ предпринимаются меры по исполнению решения суда, а именно по приобретению жилья и последующего предоставления жилых помещений ..., лицам из их числа, в связи с чем, суд полагает, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть, то есть 37500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Администрации муниципального района Белорецкий район РБ к судебному приставу-исполнителю Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по РБ АдельмурдинойА.Р., Белорецкому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 07 июля 2020 года о взыскании исполнительского сбора и освобождении Администрации муниципального района Белорецкий район РБ от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, постановлением судебного пристава-исполнителя Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по РБ Адельмурдиной А.Р. от 07 июля 2020 года по исполнительному производству №22546/20/02016-ИП, на одну четверть, до 37 500 рублей, изменив вышеуказанное постановление судебного пристава-исполнителя.
В остальной части заявленных требований Администрации муниципального района Белорецкий район РБ к судебному приставу-исполнителю Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по РБ Адельмурдиной А.Р., Белорецкому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 сентября 2020 года.
Судья: Г.В. Ручушкина