в„–12-214/2020
РЕШЕНРР•
г. Воронеж 4 марта 2020 года
Судья Левобережного районного суда г. Воронежа Бражникова Т.Е.,
рассмотрев жалобу представителя РћРђРћ «Воронежагропромстройкомплект» Тимашовой Рћ.Р’. РЅР° постановление Государственной инспекции труда РІ Воронежской области в„–36/7-3914-19-РћР‘/12-17838-Р/04-269 РѕС‚ 13 сентября 2019 РіРѕРґР° Рѕ привлечении РћРђРћ «Воронежагропромстройкомплект» Рє административной ответственности РїРѕ С‡.6 СЃС‚.5.27 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Постановлением Государственной инспекции труда РІ Воронежской области в„–36/7-3914-19-РћР‘/12-17838-Р/04-269 РѕС‚ 13 сентября 2019 РіРѕРґР° РћРђРћ «Воронежагропромстройкомплект», как юридическое лицо, было привлечено Рє административной ответственности РїРѕ С‡. 6 статьи 5.27 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях Р·Р° нарушение трудового законодательства Рё подвергнут административному наказанию РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 34 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представителем ОАО «Воронежагропромстройкомплект» Тимашовой О.В. подана жалоба, в которой оно просит снизить размер административного наказания до 30 000 рублей, в связи с отсутствием общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Считает, что при назначении административного наказания не были учтены смягчающие вину обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. Все необходимые документы были предоставлены инспектору Государственной инспекции труда в Воронежской области; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное устранение причиненного вреда, т.е. исполнение предписания до принятия решения по делу (л.д.3).
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, - ОАО «Воронежагропромстройкомплект», в судебное заседание не явился. О слушании дела извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Поступившая от заявителя жалоба на Постановление о привлечении его к административной ответственности подана в сроки, установленные ст. 30.3 КоАП РФ и подлежит рассмотрению по существу.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 01 сентября 2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.
В соответствии с ч. 2 ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом абз. 5 ч. 4 ст. 360 ТК РФ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РЅР° основании поступившего РІ Государственную инспекцию труда РІ Воронежской области обращения работника (РІС…. в„–36/7-3914-19-РћР‘ РѕС‚ 06.08.2019) Новосельцева РЎ.Рџ. Рѕ нарушении его трудовых прав РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.360 РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ кодекса Р Р¤ Рё распоряжением в„–36/7-3914-19-РћР‘/12-16182-Р/04-269 РѕС‚ 21.08.2019 государственным инспектором труда (РїРѕ правовым вопросам) Трухановым Рђ.РЎ. РІ период СЃ 23 августа РїРѕ 04 сентября 2019Рі. РІ отношении РћРђРћ «Воронежагропромстройкомплект» была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства Рё иных нормативных правовых актов, содержащих РЅРѕСЂРјС‹ трудового права.
Согласно материалам дела, основанием для проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований трудового законодательства послужило обращение работника о нарушении его трудовых прав.
В ходе проверки были установлены нарушения трудового законодательства, а именно: в соответствии с представленным трудовым договором от 09.08.2017 г. Новосельцев С.П. был принят в ОАО «Воронежагропромстройкомплект» на должность главного инженера – начальника базы.
Согласно п.5.4 коллективного договора ОАО «Воронежагропромстройкомплект» на период с 28.12.2017 по 27.12.2020 гг. заработная плата выплачивается в организации два раза в месяц: 30-го числа за первую половину текущего месяца, 15-го числа следующего месяца за вторую половину предыдущего месяца. Выплата производится наличными денежными средствами в кассе работодателя.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со статьей 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
При этом положения ст. 136 Трудового кодекса РФ являются императивными, то есть обязательными для исполнения. Трудовое законодательство не предусматривает каких-либо исключений из установленного правила.
Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии со ст. 142 ТК РФ, работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Как следует из материалов вдела, в нарушение абз.7 ч.2 ст.22, ч.6 ст.136 Трудового кодекса РФ, заработная плата за декабрь 2018г. выплачена Новосельцеву С.П. единовременно без авансирования 28.01.2019 г. (с задержкой на 13 календарных дней), заработная плата за февраль 2019г. выплачена Новосельцеву С.П. также без авансирования 29.03.2019 г. (с задержкой на 14 календарных дней), заработная плата за март 2019 г. выплачена Новосельцеву С.П. 29.04.2019 г., за апрель 2019 г. – 31.05.2019 г., за июнь 2019 г. – 09.08.2019 г. Проценты (денежная компенсация) за нарушение срока выплаты (задержку) заработной платы Новосельцеву С.П. не начислялись и не выплачивались.
Приказом в„–50-Рљ РѕС‚ 22.07.2019 Рі. Новосельцев РЎ.Рџ. уволен РёР· организации 22.07.2019 Рі. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания акта РѕС‚ 22.07.2019 Рі. Рё приказа в„–105-РїСЂ РѕС‚ 25.07.2019 Рі. РІ день увольнения Новосельцев РЎ.Рџ. работал, однако РІ нарушение СЃС‚.140 РўРљ Р Р¤ окончательный расчет СЃ Новосельцевым РЎ.Рџ. РІ день увольнения произведен РЅРµ был.
Ответственным лицом за выявленные нарушения является работодатель, которым в соответствии с ч. 4 ст. 20 Трудового кодекса РФ является юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работниками - ОАО «Воронежагропромстройкомплект».
13.09.2019Рі. РІ отношении РћРђРћ «Воронежагропромстройкомплект», как юридического лица был составлен протокол РѕР± административном правонарушении в„–36/7-3914-19-РћР‘/12-17822-Р/04-269 (Р».Рґ.7-8).
Постановлением Государственной инспекции труда РІ Воронежской области в„–36/7-3914-19-РћР‘/12-17838-Р/04-269 РѕС‚ 13 сентября 2019 РіРѕРґР° РћРђРћ «Воронежагропромстройкомплект» было привлечено Рє административной ответственности РїРѕ части 6 статьи 5.27 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях Р·Р° нарушение трудового законодательства Рё подвергнуто административному наказанию РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 34 000 рублей (Р».Рґ.5-6).
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч. 3).
Таким образом, из буквального и системного толкования положений ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что обязанность установить и доказать событие правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности, возложена на административный орган.
В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц -от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В ходе проверки установлено, что работнику был причинен имущественный ущерб, выразившийся в нарушении срока выплаты заработной платы за декабрь 2018 г., февраль, март, апрель, июнь 2019г. Новосельцеву С.П. В нарушении срока окончательного расчета при увольнении, не начислении и не выплате процентов за нарушение срока выплаты заработной платы в полном объеме.
Таким образом, работодателем - ОАО «Воронежагропромстройкомплект» не были приняты все меры для соблюдения норм трудового законодательства. Обстоятельства, препятствующие исполнению ОАО «Воронежагропромстройкомплект» требований трудового законодательства и иных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового законодательства, в ходе проверки не установлены.
Ни при возбуждении дела об административном правонарушении, ни при его рассмотрении не представлено документов, подтверждающих принятие своевременных, исчерпывающих и действенных мер по соблюдению законодательства о труде в части соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, действия ОАО «Воронежагропромстройкомплект» правильно квалифицированы по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Р’РёРЅР° лица, совершившего административное правонарушение, подтверждается актом проверки в„– 36/7-3914-19-РћР‘/12-174216-Р/04-269 РѕС‚ 04.09.2019, предписанием в„– 36/7-3914-19-РћР‘/12-17417-Р/04-269 РѕС‚ 04.09.2019, протоколом РѕР± административном правонарушении в„– 36/7-3914-19-РћР‘/12-17822-Р/04-269 РѕС‚ 13.09.2019, представленными материалами проверки.
Нарушение процедуры привлечения правонарушителя к административной ответственности, в ходе судебного заседания установлено не было.
Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полного и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности ОАО «Воронежагропромстройкомплект» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
При рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании и получившими правильную юридическую оценку, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.
Вопреки доводу жалобы, оснований для снижения размера назначенного ОАО «Воронежагропромстройкомплект» административного штрафа не имеется.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5» однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются раскаяние лица, совершившего административное правонарушение: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј, ранее РћРђРћ «Воронежагропромстройкомплект» было привлечено Рє административной ответственности РїРѕ СЃС‚. 5.27 РљРѕРђРџ Р Р¤ Р·Р° совершение РѕРґРЅРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ административного правонарушения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем главным государственным инспектором труда (РїРѕ правовым вопросам) Тихоновым Р”.РЎ. было вынесено постановление в„– 36/12-2492-18-Р/6 РѕС‚ 26.07.2018Рі. Рѕ привлечении РћРђРћ «Воронежагропромстройкомплект» Рє административной ответственности РїРѕ СЃС‚. 5.27 РљРѕРђРџ Р Р¤, административный штраф оплачен РІ апреле 2019 РіРѕРґР°.
В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, в соответствии с ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящею Кодекса за совершение однородною административного правонарушения.
РЎСѓРґ считает, что размер штрафа, назначенного РћРђРћ «Воронежагропромстройкомплект» РїСЂРё вынесении постановления в„–36/7-3914-19-РћР‘/12-17838-Р/04-269 РѕС‚ 13 сентября 2019 РіРѕРґР°, был определен РІ пределах предусмотренной С‡. 6 СЃС‚. 5.27 РљРѕРђРџ Р Р¤ санкции, СЃ учетом повторного совершения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, РѕРґРЅРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ правонарушения, Р° также СЃ учетом, смягчающих обстоятельств, выразившихся РІ раскаянии лица, совершившего правонарушение.
Доводы жалобы представителя ОАО «Воронежагропромстройкомплект» Тимошовой О.В. о наличии оснований для снижения размера назначенного административного штрафа не подлежат удовлетворению, поскольку допущенные нарушения затрагивает сферу трудовых правоотношений и норм об охране труда работников, поэтому имеет повышенную степень общественной опасности, а также в связи с привлечением его ранее за совершение однородного правонарушения.
При рассмотрении жалобы на постановление Государственной инспекции труда в Воронежской области от 13 сентября 2019 года судом установлено, что действия ОАО «Воронежагропромстройкомплект» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок привлечения ОАО «Воронежагропромстройкомплект» к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены, наказание назначено с учетом степени вины правонарушителя и в пределах санкции, предусмотренной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены постановления Государственной инспекции труда в Воронежской области от 13 сентября 2019 года о привлечении ОАО «Воронежагропромстройкомплект» к административной ответственности по ч.6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШРР›:
Постановление Государственной трудовой инспекции Воронежской области в„– 36/7-3914-19-РћР‘/12-17838-Р/04-269 РѕС‚ 13 сентября 2019 РіРѕРґР° Рѕ привлечении РћРђРћ «Воронежагропромстройкомплект» Рє административной ответственности, предусмотренной С‡.6 СЃС‚. 5.27 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу представителя РћРђРћ «Воронежагропромстройкомплект» Тимашовой Рћ.Р’. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней с момента получения копии настоящего решения.
Судья Т.Е. Бражникова