Дело № 2-486\2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Собинка 6 мая 2015 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
судьи Кондратьевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Демидовой И.А.,
с участием помощника Собинского межрайонного прокурора Горбашковой Н.В.,
представителя Администрации МО Куриловское сельское поселение Панкратовой А.В.,
представителя ГКУ ВО «Собинское лесничество» Гусевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Собинского межрайонного прокурора, выступающего в интересах Российской Федерации, о признании недействующим решения № NN от ДД.ММ.ГГГГ Совета народных депутатов муниципального образования Куриловское сельское поселение,
УСТАНОВИЛ:
Собинский межрайонный прокурор, выступающий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта. В обоснование заявления указал, что в ходе проведенной Собинской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что решением Совета народных депутатов (СНД) муниципального образования (МО) Куриловское сельское поселение Владимирской области № NN от ДД.ММ.ГГГГ утвержден генеральный план МО Куриловское сельское поселение Собинского района Владимирской области, которым включены в границы населенных пунктов земли лесного фонда, что привело к изменению категории земель лесного фонда на земли населенных пунктов. Указанное решение СНД МО Куриловское сельское поселение Владимирской области опубликовано в газете «Доверие» № NN от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки установлено, что в границы населенного пункта деревни <...> Собинского района включены участки лесного фонда, расположенные в кадастровом квартале NN, а также на земельном участке с кадастровым номером NN, находящиеся в лесном квартале № 9 (лесотаксационный выдел 16) Лакинского участкового лесничества. Данные земельные участки находятся в границах населенного пункта деревни <...> МО Куриловское сельское поселение Собинского района, относятся к категории земель населенных пунктов. Вместе с тем, указанные земельные участки фактически относятся к категории земель лесного фонда, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра ГКУ ВО «Собинское лесничество». Проверкой, проведенной прокуратурой с выездом на место установлено, что на указанных участках находятся лесные насаждения.
МО Куриловское сельское поселение в нарушение норм законодательства не была проведена в установленном порядке процедура перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Перевод земель из земель лесного фонда в земли поселений влечет возможность их отчуждения в пользование третьих лиц, что нарушает права арендаторов лесных участков. Безусловным правом собственности в силу закона на участки лесного фонда обладает Российская Федерация.
Заявитель просит признать недействующим решение СНД МО Куриловское сельское поселение Собинского района № NN от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана муниципального образования Куриловское сельское поселение Собинского района Владимирской области» в части включения в границы населенного пункта деревни <...> Собинского района части лесного квартала № 9 (лесотаксационного выдела 16) Лакинского участкового лесничества.
К участию в процессе в качестве заинтересованных лиц были привлечены Администрация МО Собинский район, Департамент лесного хозяйства Администрации Владимирской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
В судебном заседании представитель заявителя, помощник Собинского межрайонного прокурора Горбашкова Н.В. просила удовлетворить заявление и признать недействующим решение Совета народных депутатов МО Куриловское сельское поселение Собинского района № NN от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана МО Куриловское сельское поселение Собинского района Владимирской области» в части включения в границы населенного пункта дер.<...> Собинского района части лесного квартала № 9.
Представитель Администрации МО Куриловское сельское поселение Панкратова А.В., действующая на основании доверенности, возражала против указанного заявления прокурора. Суду пояснила, что при согласовании Генплана, к ним предъявляли только требование о согласовании с Департаментом лесного хозяйства Администрации Владимирской области, с которым согласование было проведено. То, что Департамент не был наделен полномочиями на согласование, они не знали. Генплан составлялся впервые, но никакие новые участки в д.<...> в него не включали. Спорные участки уже входили в границу населенного пункта ранее. Также пояснила, что с момента согласования прошло три года и никто никаких требований не предъявлял, а сейчас нужно все менять.
Представитель ГКУ ВО «Собинское лесничество» Гусева Н.С., действующая на основании доверенности, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель Совета народных депутатов МО Куриловское сельское поселение Собинского района в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представили в суд заявление, в котором просят рассмотреть заявление в отсутствие редставителя Совета.
Представитель Администрации МО Собинский район в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Департамента лесного хозяйства Администрации Владимирской области в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. В направленных в суд письменных пояснениях высказали свою позицию по заявленным требованиям прокурора. Указали, что при издании решения Совета народных депутатов МО Куриловское сельское поселение Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № NN согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта указанных лесных участков из состава земель лесного фонда с собственником земель лесного фонда – Российской Федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства не обеспечено. Указанный документ территориального планирования на согласование в Рослесхоз не поступал. В связи с изложенным указанный нормативный правовой акт, по мнению Рослесхоза, является не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».
Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу пункта "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования Куриловское сельское поселение Собинского района Владимирской области № NN от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден «Генеральный план муниципального образования Куриловское сельское поселение Собинского района Владимирской области»(л.д.9-10).
Указанное Решение было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Доверие» (л.д.11).
Оспариваемый нормативный акт принят с соблюдением установленной процедуры принятия, в рамках полномочий, установленных действующим законодательством, и официально опубликован в средствах массовой информации.
Собинский межрайонный прокурор полагает, что указанным решением Совета народных депутатов муниципального образования Куриловское сельское поселение Собинского района Владимирской области, в соответствии с которым был утвержден «Генеральный план муниципального образования Куриловское сельское поселение Собинского района Владимирской области» в границы указанного муниципального образования были включены земли лесного фонда, что нарушает интересы Российской Федерации и противоречит федеральному законодательству, в связи с чем обратился в суд.
Лесной участок с кадастровым номером NN общей площадью 14 747 362 кв.м., категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: лесопользование, находится в собственности Российской Федерации (л.д.53).
В соответствии с Выпиской из государственного лесного реестра ГКУ ВО «Собинское лесничество» в государственный лесной реестр включен лесной участок с кадастровым номером NN, расположенный по адресу: <...>, целевое назначение лесов: защитные леса, категория защитности: ценные леса, подкатегория: запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (согласно материалов лесоустройства 2001 года, проведенного МПР РФ Центральным государственным лесоустроительным предприятием «Центрлеспроект» площадью 0,4 га (л.д.12-13). В соответствии с картой-схемой расположения лесного участка, а также актами проверки № NN от ДД.ММ.ГГГГ и № NN от ДД.ММ.ГГГГ, составленными помощником межрайонного прокурора К. и участковым лесничим ГКУ ВО «Собинское лесничество» Ч. указанный лесной участок пересекает земельный участок с кадастровым номером NN и кадастровый квартал NN, расположенные в д.<...>, относящиеся к землям населенного пункта (л.д.14-16).
Факт пересечения границ земель лесного фонда с границами земельных участков, расположенных в границах населенного пункта д.<...> был установлен Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» при выполнении работ по государственному контракту по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных (лесных) участках в границах лесничеств субъектов РФ. Площадь пересечения с кадастровым кварталом NN составляет 5547 кв.м., с земельным участком с кадастровым номером NN - составляет 682 кв.м. (л.д.17-24).
Согласно части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в части 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (часть 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положением которой установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 указанного Кодекса.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации", в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.
Суд признает, что таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое в силу п.5.4.3 Положения осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта о включении в земли населенного пункта лесных участков отсутствовало. Доказательства обратного суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации" и является недействующим.
В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым признать недействующей оспариваемую часть указанного нормативного правового акта – Решения Совета народных депутатов МО Куриловское сельское поселение Собинского района Владимирской области № NN от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана муниципального образования Куриловское сельское поселение Собинского района Владимирской области» в части включения в границы населенного пункта деревни <...> Собинского района Владимирской области части лесного квартала № NN (лесотаксационного выдела NN) Лакинского участкового лесничества.
Поскольку принятие указанного нормативного акта создает правовые последствия в виде перевода одной категории земель в другую, суд полагает законным и обоснованным признать оспариваемый акт недействующим со дня его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 252, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Собинского межрайонного прокурора, выступающего в интересах Российской Федерации, удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение Совета народных депутатов МО Куриловское сельское поселение Собинского района № NN от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана муниципального образования Куриловское сельское поселение Собинского района Владимирской области» в части включения в границы населенного пункта деревни <...> Собинского района части лесного квартала № NN (лесотаксационного выдела NN) Лакинского участкового лесничества.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья: /подпись/ И.В.Кондратьева