УИД 11RS0005-01-2023-007275-59
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской ФедерацииУхтинский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Курлаповой Н.В.
при секретаре Алферовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 26 февраля 2024 года гражданское дело по иску Марув МН к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности по обеспечению средством технической реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Марув М.Н. обратилась в суд с иском о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее по тексту ОСФР по РК, Фонд) обязанности по обеспечению ....... в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, взыскании с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
В обоснование требований указано, что является ....... Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от <...> г. (ранее от <...> г.) ей положена ...... Ответчиком выдано направление на получение данной ....., однако размеры предлагаемой .... значительно больше той, которая ей необходима, размеры .... превышают размеры ...., которые она использует. По этой причине она не может использовать предлагаемую ...... по назначению, соответственно нарушаются ее права на обеспечение и нормальное использование средства технической реабилитации, на компенсацию утраченной функции организма. В связи с чем истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту ФКУ ГБ МСЭ по Республике Коми).
Представитель третьего лица ФКУ ГБ МСЭ по Республике Коми в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.
В судебном заседании истец на иске настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснила, что обеспечена Фондом ..... Размеры ...... С учетом данных размеров ...... таких же размеров, поскольку она необходима для использования при передвижении ....... Фонд не может ее обеспечить ....... необходимых размеров на протяжении длительного времени.
Представитель ответчика ОСФР по РК Казакова Л.Ю., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, представила возражения согласно отзыву на исковое заявление. Полагала, что требования к Фонду заявлены необоснованно, для обеспечения истца ........... необходимо внести изменения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ......... В связи с чем истец должна обратиться к ФКУ ГБ МСЭ по Республике Коми с требованием о внесении изменений в ИПРА.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ устанавливает, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В судебном заседании установлено, что Марув М.Н. является ............... .....
Индивидуальной программой реабилитации или абилитации ....) ....<...> г../2022 от <...> г. Марув М.Н. рекомендованы в числе прочих следующие технические средства реабилитации: .............
Срок проведения реабилитационных/абилитационных мероприятий – с <...> г. и бессрочно.
Указанные технические средства реабилитации так же были рекомендованы Марув М.Н. ИПРА .....12.11/2020 на срок с <...> г. и бессрочно, ИПРА ....<...> г./2022 на срок с <...> г. и бессрочно.
Как установлено при рассмотрении дела, Марув М.Н. на протяжении четырех лет не обеспечена ответчиком ... Ответчиком предлагалась истцу ..... размерами 40х40 см.
Доводы ответчика о необходимости внесения изменений в ИПРА в части указания размера ... для возможности ее обеспечения Марув М.Н., суд считает необоснованными.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, к числу которых относятся противопролежневые подушки.
Согласно п. 41Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 588 от 05 апреля 2022 года, для гражданина, признанного инвалидом (ребенком-инвалидом), разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее - индивидуальная программа реабилитации или абилитации).
При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя, поданному в установленном пунктом 21 настоящих Правил порядке, взамен ранее выданной индивидуальной программы реабилитации или абилитации составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется.
Приказом Минтруда России от 27.04.2023 г. № 342н утвержден Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. В пункте 10 данного Перечня указано, что противопролежневые матрацы и подушки подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых данных, в целях компенсации возможных ограничений жизнедеятельности в способности к самообслуживанию.
Пунктом 10-02 определено, что противопролежневые подушки подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых данных, в целях компенсации возможных ограничений жизнедеятельности в способности к самообслуживанию.
Противопролежневые подушки подбираются инвалиду и ребенку-инвалиду исходя из степени выраженности имеющихся у него стойких нарушений соответствующих функций организма, но не ниже степени выраженности нарушений функций, предусмотренных графой 4 перечня, с учетом условий использования в целях компенсации имеющихся у инвалида и ребенка-инвалида стойких ограничений жизнедеятельности.
При назначении противопролежневой подушки определяется вес инвалида (ребенка-инвалида).
Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны справочники параметров технических средств реабилитации, в том числе протезов верхних и нижних конечностей, скорректированных с учетом замечаний и предложений Социального фонда России и согласованных с Минтрудом России, для формирования индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) по результатам проведенной медико-социальной экспертизы (письмо ФБМСЭ от 01 августа 2023 г. N 44372.ФБ.77/2023)..
Частью 11 Справочника определены параметры технического средства реабилитации, указываемые в ИПРА при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для каждой позиции с 10-01-01 по 10-02-03 «Противопролежневые матрацы и подушки» включительно, из которых следует, что при определении параметра противопролежневой подушки в ИПРА указывается вес пациента. Иные параметры, такие как длина, ширина, глубина подушки, в ИПРА не указываются.
Таким образом, каких-либо нарушений со стороны ФКУ ГБ МСЭ по Республике Коми при составлении ИПРА Марув М.Н. не допущено, ФКУ ГБ МСЭ по Республике Коми обосновано указало в качестве параметра технического средства реабилитации- ... только вес истца.
При этом ответчиком при несогласии с иском не представлено в суд доказательств тому, что Фонд предпринимал какие-либо меры для обеспечения истца .... исходя из тех размеров, которые ей необходимы для возможности использования ......., не представил доказательства невозможности приобретения истцу ... по индивидуальным размерам.
Предоставление истцу ... стандартных размеров явно свидетельствует о том, что данная ............ использована по назначению быть не может. Соответственно Марув М.В. на протяжении длительного времени не обеспечена ответчиком техническим средством реабилитации.
Указанное бездействие ответчика является незаконным, соответственно исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На ответчика как на орган, обеспечивающий инвалидов средствами технической реабилитации, возлагается обязанность по предоставлению истцу вышеуказанного средства технической реабилитации в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Пунктом 3 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно статьи 1101 Гражданского кодекса РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Учитывая нарушение личных неимущественных прав истца на обеспечение гарантированных государством технических средств реабилитации, требование о взыскании компенсации морального вреда является законным и подлежит удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает правовой статус истца, являющегося инвалидом первой группы, срок, в течении которого ответчик не исполнил обязанность по предоставлению истцу технического средства реабилитации (более трех лет), характер причиненных истцу нравственных страданий, и исходя из принципа разумности и справедливости полагает возможным взыскать в пользу истца сумму компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Марув МН удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обеспечить Марув МН противопролежневой подушкой воздушной шириной 34 см., глубиной 36 см. в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в пользу Марув МН компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с 05 марта 2024 года.
Судья Н.В. Курлапова