Решение по делу № 33-186/2024 от 09.01.2024

Судья Хасаншина А.Н. Дело № 33-186/2024

24RS0015-01-2023-000358-70

2.129

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 января 2024г. г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Кучеровой С.М.,

судей Медведева И.Г., Парфеня Т.В.,

при ведении протокола помощником судьи Зыковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Медведева И.Г., гражданское дело по иску Колпакова Николая Владимировича, Колпаковой Ольги Александровны, действующей в своих интересах и в интересах ФИО16, ФИО17 к администрации Ермаковского района Красноярского края, администрации Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить по договору социального найма жилое помещение,

по апелляционной жалобе Колпаковой О.А.

на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 26 октября 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Колпакова Николая Владимировича, Колпаковой Ольги Александровны, действующей в своих интересах и в интересах ФИО16, ФИО17, к администрации Ермаковского района Красноярского края, администрации Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края (ИНН 2413003720, ОГРН 1022401128991) предоставить Колпаковой Ольге Александровне, <дата> года рождения, уроженке <адрес>, гражданке Российской Федерации, паспорт серии выдан <адрес> Красноярского края <дата>, код подразделения 242-025; ФИО16, <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, гражданину Российской Федерации, паспорт серии выдан ТП УФМС России по Красноярскому краю и <адрес> районе <дата>, код подразделения 240-050; ФИО17, <дата> года рождения, уроженку <адрес>, гражданину Российской Федерации, свидетельство о рождении серии выдано Ермаковским территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния <дата>; Колпакову Николаю Владимировичу, <дата> года рождения, уроженку <адрес>, гражданину Российской Федерации, паспорт серии выдан ГУ МВД России по Красноярскому краю <дата>, код подразделения 240-050, во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение на территории муниципального образования с.Семенниково Ермаковского района Красноярского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров жилого помещения на каждого члена семьи.

В удовлетворении исковых требований Колпакова Николая Владимировича, Колпаковой Ольги Александровны, действующей в своих интересах и в интересах ФИО16, ФИО17, к администрации Ермаковского района Красноярского края, отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Колпаков Н.В., Колпакова О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО16. и ФИО17 обратились в суд с иском (с учетом уточнений) о возложении на администрацию Ермаковского района Красноярского края, администрацию Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края обязанности предоставить истцам во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, общей площадью не ниже установленной законом нормы предоставления площади жилого помещения - 18 квадратных метров на каждого человека.

Требования мотивированы тем, что на основании Постановления администрации Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края от 02.02.2011 №2, семья истца признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На основании заключения межведомственной комиссии от 06.05.2011, по результатам обследования принадлежащего истцам жилого помещения, расположенного по адресу: с<адрес> принято решение о признании названного жилого дома ветхим и непригодным для проживания. Вышеуказанный жилой дом принадлежит на праве собственности истцу Колпакову Н.В., в свою очередь, Колпакова О.А. и дети ФИО16., ФИО17., никакого жилья в собственности не имеют. Кроме того, несовершеннолетний ФИО16 является ребенком-инвалидом.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Колпакова О.А. и ФИО16 просят решение отменить, приняв по делу новый судебный акт, которым обязанность по предоставлению им во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения возложить именно на администрацию Ермаковского района, поскольку в противном случае решение является неисполнимым, так как на территории сельского поселения Семенниково отсутствует жилье, которое бы отвечало санитарным и техническим нормам, и которое возможно было бы предоставить на условиях договора социального найма; кроме того, в бюджете Семенниковского сельского Совета отсутствуют денежные средства, достаточные для приобретения или строительства такого жилья в целях дальнейшего предоставления его истцам.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в связи с чем, неявка кого-либо из них не может служить препятствием к рассмотрению дела.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

На основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В силу п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, <дата> был зарегистрирован брак между Колпаковым Н.В. и Ерошенко О.А., с присвоением последней фамилии «Колпакова».

Супруги Колпаков Н.В., Колпакова О.А. являются родителями ФИО16, <дата> года рождения и ФИО17, <дата> года рождения.

В <дата> году ФИО16 впервые установлена инвалидность: ребенок-инвалид по зрению; <дата>. ФИО16 повторно установлена инвалидность (ребенок-инвалид по зрению) на срок до <дата>; <дата> ФИО16. установлена 1 группа инвалидности по зрению (инвалид с детства) бессрочно.

Решением Ермаковского районного суда Красноярского края от 21.10.2021, вступившим в законную силу 23.11.2021, ФИО16. признан недееспособным.

Постановлением и.о. главы Ермаковского района от <дата> Колпакова О.А. назначена опекуном над совершеннолетним недееспособным ФИО16 <дата> года рождения.

С 20 сентября 2001 г. Колпакову Н.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>

На 14.07.2023 в жилом помещении по адресу<адрес> регистрационном учете по месту жительства состоят: Колпаков Н.В., г.р., - с 23.05.2001; Колпакова О.А., <дата> г.р., - с 05.06.2003; ФИО16 <дата> г.р., - с 19.06.2003; ФИО17 <дата> г.р., - с 25.05.2010 по настоящее время.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 2023 год, Колпакова О.А., <дата> г.р., ФИО16., <дата> г.р., и ФИО17., <дата> г.р., не имеют в собственности объектов недвижимого имущества.

Постановлением Администрации Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края от 02.02.2011 №2 Колпакова О.А. признана малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилой площади, предоставляемой по договорам социального найма 2011-2023 гг., Колпакова О.А. записана в очереди под номером «7».

Согласно акту №42 от 06.05.2011 межведомственной комиссии по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, все конструкции указанного жилого помещения не соответствуют строительным и санитарным нормам.

06.05.2011 утверждено заключение о признании дома по <адрес> непригодным для проживания в связи с физическим износом конструкций и элементов в процессе эксплуатации, приведших к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций, а также в виду наличия деформаций в деревянных конструкциях стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

Согласно акту межведомственной комиссии №3 от 29.09.2023 и заключению от той же даты, одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и не пригоден для проживания.

Пунктом 16 статьи 6 Устава Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края предусмотрена обязанность поселения по обеспечению проживающих на территории сельсовета и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Разрешая при таких установленных обстоятельствах исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что жилой дом, принадлежащий семье истцов, в установленном порядке признан непригодным для проживания, в настоящее время фактическое проживание в нем невозможно и опасно для жизни, поскольку несущие способности деревянных конструкций дома исчерпаны и имеется опасность их обрушения; при этом семья истицы признана малоимущей, с 2011 года они состоят на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жильем; в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о наличии у администрации Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края в силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности предоставить истцам во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма с учетом количества членов семьи и в соответствии с нормой предоставления, предусмотренной постановлением администрации Ермаковского района Красноярского края от 24.07.2007 (в редакции 23.01.2012) «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной площади жилого помещения на территории района», а также постановлением администрации Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края от 19.12.2005 № 59-837 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования с.Семенниково».

При этом решение суда первой инстанции в части необходимости предоставления во внеочередном порядке семье Колпаковых жилого помещения на территории муниципального образования с. Семенниково Ермаковского района Красноярского края на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 18 квадратных метров жилого помещения на каждого члена семьи, сторонами по делу не обжалуется и предметом проверки судом апелляционной инстанции не является.

Доводы апелляционной жалобы стороны истцов сводятся лишь к несогласию с решением суда в части определения надлежащего ответчика по делу, которым истцы полагают администрацию Ермаковского района Красноярского края.

Частично удовлетворяя заявленные истцами исковые требования и возлагая обязанность по предоставлению жилья на администрацию Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. ст. 51, 57 ЖК РФ, а также ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о том, что жилым помещением на территории села Семенниково Ермаковского района Красноярского края истцы должны быть обеспечены во внеочередном порядке именно администрацией этого сельского поселения, на которую законом возложены функции по обеспечению проживающих на территории сельсовета и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, так как они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании представленных сторонами доказательств, оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о возложении обязанности предоставить Колпаковым жилое помещение на администрацию Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края, а также о необходимости возложить такую обязанность на администрацию Ермаковского района в связи с отсутствием денежных средств в бюджете Семенниковского сельсовета - не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку функции по обеспечению проживающих на территории сельсовета и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями возложены действующим законодательством именно на орган местного самоуправления в лице администрации этого сельского поселения.

Так, общий порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).

В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Во исполнение ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в уставе Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края предусмотрена обязанность сельского поселения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 16 статьи 6 Устава).

Таким образом, действующее (в том числе на территории Красноярского края) законодательство относит решение вопросов по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями к компетенции сельских поселений (в том числе – к компетенции Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края).

К категории вопросов местного значения муниципальных районов (в частности Ермаковского района Красноярского края) вопросы обеспечения проживающих в сельских поселениях, входящих в состав муниципального района, и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а также организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда таких сельских поселений, не относятся.

При этом в случае недостаточности средств местного бюджета сельских поселений для обеспечения выполнения функции по предоставлению жилья малоимущим, в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).

Ссылка в апелляционной жалобе на положения Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о предоставлении семье истца в связи с наличием на иждивении инвалида с детства, недееспособного Колпакова Н.Н. дополнительной жилой площади, превышающей норму предоставления на одного человека, является несостоятельной, основанной не неверном толковании норм материального права.

Согласно ч.ч. 5 и 6 Федерального закона № 181-ФЗ, жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов гражданского дела не следует, что имеющиеся у инвалида ФИО16. заболевания входят в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н (ред. от 05.09.2019) «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»; доказательств обратного стороной истцов не представлено.

Кроме того, как следует из материалов дела, семья Колпаковых была поставлена 02.02.2011 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию признания ее малоимущей (а не по основанию наличия у нее на иждивении ребенка-инвалида, страдающего тяжелыми формами хронических заболеваний); в дальнейшем 06.05.2011 занимаемое семьей истцов жилое помещение признано непригодным для проживания в связи с физическим износом конструкций, а в настоящее время фактическое проживание в нем невозможно и опасно для жизни, поскольку несущие способности деревянных конструкций дома исчерпаны и имеется опасность их обрушения.

Таким образом, именно указанные обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат), послужили основанием для принятия судом обжалуемого решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда мотивированы и подтверждаются исследованными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены принятого по делу решения судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 26 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: С.М. Кучерова

Судьи: И.Г. Медведев

Т.В. Парфеня

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.01.2024

33-186/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Колпакова Ольга Александровна
Колпаков Николай Владимирович
Ответчики
Администрация Семенниковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края
администрация Ермаковского района Красноярского края
Другие
Министерство социальной политики Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Медведев Игорь Геннадьевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
10.01.2024Судебное заседание
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2024Передано в экспедицию
10.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее