Решение по делу № 2-910/2021 от 21.09.2021

Дело № 2-910/2021                                                                     

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Каргополь 22 декабря 2021 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

    председательствующего Захарова Е.С.,

    при секретаре Русановой С.Л.

с участием помощника прокурора Каргопольского района Архангельской области Кормачева А.А.,

    истца В.Э.Р. (посредством видеоконференц-связи),

представителя ответчика Е.Я.А.

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Каргополе дело по исковому заявлению прокурора Каргопольского района в интересах неопределенного круга лиц и в интересах В.Э.Р. к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области об оспаривании действий органа местного самоуправления.

установил:

прокурор Каргопольского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и в интересах В.Э.Р. к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области об оспаривании действий органа местного самоуправления.

    В обоснование требований прокурор указал, что по обращениям В.Э.Р. о нарушении его жилищных прав прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что решением Няндомского районного суда от 04 июля 2018 года на администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» была возложена обязанность по предоставлению В.Э.Р. жилого помещения специализированного жилищного фонда как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. При этом администрация постановлением от 14 февраля 2019 года предоставила В.Э.Р. жилое помещение в <адрес>. От указанного жилого помещения В.Э.Р. отказался ввиду его непригодности для проживания и нахождения на значительном удалении от прежнего места жительства.

    04 сентября 2019 года в связи с нахождением В.Э.Р. в местах лишения свободы, была предоставлена отсрочка исполнения решения до его освобождения. После освобождения В.Э.Р. из исправительного учреждения 26 апреля 2021 года на средства областного бюджета была приобретена квартира, но предоставлена не В.Э.Р., а лицу, право обеспечения жилым помещением которого наступило позднее. В.Э.Р. же вновь предоставлена квартира в <адрес>. При этом указанное жилое помещение за счет средств областного бюджета не приобреталось, в специализированный жилой фонд включено 26 апреля 2021 года, является неблагоустроенным, в качестве жилого помещения для постоянного проживания не пригодно.

    Прокуратурой Каргопольского района 09 июля 2021 года в адрес администрации Каргопольского муниципального округа внесено представление с требованием принять меры по обеспечению исполнения решения Няндомского районного суда от 04 июля 2018 года, организации подбора и предоставления В.Э.Р. благоустроенного жилого помещения с учетом приближенности к месту его прежнего проживания в <адрес> и о принятии мер к устранению причин и условий, способствовавших нарушениям закона при предоставлении ему жилого помещения.

    По итогам рассмотрения представления 11 августа 2021 года администрацией принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в части исполнения решения суда, организации подбора и предоставления В.Э.Р. благоустроенного жилого помещения и принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших нарушению закона. Кроме того, ответ на представление дан с нарушением месячного срока.

    Прокурор просил признать незаконными действия администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области, выразившиеся в отказе в удовлетворении требований прокурора Каргопольского района Архангельской области, указанных в представлении от 09 июля 2021 года № 33ж-2019 о принятии мер к устранению нарушений закона – обеспечения исполнения решения Няндомского районного суда Архангельской области от 04 июля 2018 года, по организации подбора и предоставлении В.Э.Р. благоустроенного жилого помещения, соответствующего установленным законом требованиям, с учетом наличия у жилого помещения основных степеней благоустройства и приближенности к месту предыдущего проживания, к устранению причин и условий, способствующих нарушениям закона и по направлению ответа на представление с нарушением установленного законом срока.

    Обязать администрацию муниципального образования Каргопольского муниципального округа Архангельской области принять меры по подбору и предоставлению В.Э.Р. благоустроенного жилого помещения, соответствующего установленным законом требованиям, с учетом степени благоустройства, приближенности к месту его предыдущего проживания и по устранению причин и условий, способствовавших нарушению требований закона при предоставлении жилого помещения.

    В судебном заседании прокурор Кормачев А.А. заявленные требования поддержал.

    Истец В.Э.Р. требования прокурора поддержал в полном объеме, просил обязать ответчика предоставить ему жилое помещение в соответствии с решением суда от 04 июля 2018 года, а предоставление жилого помещения в <адрес> считать незаконным.

    Представитель ответчика Е.Я.А. в судебном заседании с иском не согласился, ссылаясь на то, что предоставленное В.Э.Р. жилое помещение в <адрес> соответствует требованиям, указанным в судебном решении, пригодно для проживания. Кроме того, указывает на необоснованность обращения прокурора с иском в интересах В.Э.Р., который может самостоятельно обратиться в суд, а за неисполнение представления прокурора предусмотрена административная ответственность.

    Третье лицо МУП Каргопольского муниципального округа «Тихманьга» представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.

    Суд определил на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело при данной явке в судебное заседание.

     Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Положения ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливают, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

    Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

    Из указанных норм закона следует, что прокурор имеет право обращения в суд с указанным исковым заявлением.

    В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

    В представлении прокурора Каргопольского района от 09 июля 2021 года в адрес главы администрации Каргопольского муниципального округа указывалось, в том числе, на необходимость обеспечения исполнения решения Няндомского районного суда Архангельской области от 04 июля 2018 года, организации подбора и предоставления В.Э.Р. благоустроенного жилого помещения, соответствующего установленным законом требованиям (л.д.17-19).    Согласно протоколу от 11 июля 2021 года рассмотрения представления прокурора от 09 июля 2021 года в удовлетворении требований прокурора отказано, содержание представления принято к сведению (л.д.21-22).

    Ответ по рассмотрению представления представлен в прокуратуру Каргопольского района лишь 23 августа 2021 года, с нарушением месячного срока (л.д.20).

    Согласно материалам дела решением Няндомского районного суда Архангельской области от 04 июля 2018 года на администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» возложена обязанность предоставить В.Э.Р. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда в виде квартиры, общей площадью не ниже установленной социальной нормы – 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в пределах территории Каргопольского муниципального района, за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

    05 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Каргопольскому району УФССП России по АО и НАО на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

    Определением Няндомского районного суда Архангельской области от 04 июня 2019 года по заявлению В.Э.Р. предоставлена отсрочка исполнения решения Няндомского районного суда Архангельской области от 04.07.2018 по делу № 2-581/2018 в части предоставления административному истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда до освобождения В.Э.Р. из исправительного учреждения.

    Постановлением администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области от 26.04.2021 № 421 В.Э.Р. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, общей площадью 30,9 кв.м, жилой площадью – 23,5 кв.м по договору специализированного найма жилого помещения.

    От предоставления указанного жилого помещения и подписания договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 26.04.2021 В.Э.Р. отказался в связи с наличием в квартире недостатков.    

    В обоснование своих возражений относительно предоставления жилого помещения, расположенного в <адрес> В.Э.Р. указывал, что оно находится в 50 км от его места жительства, не отвечает установленным техническим и санитарным нормам и требованиям. Указывал также, что в жилом помещении отсутствует вода, центральное отопление (отопление печное), туалет находится вне отапливаемой части дома.

    Проведенным прокуратурой совместно с представителями ОНД и ПР Няндомского, Каргопольского и Коношского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Архангельской области, администрации Каргопольского муниципального округа и МУП Каргопольского муниципального округа «Тихманьга» обследованием жилого помещения – <адрес> установлено, что в жилом помещении отсутствует освещение в одной из комнат, электропроводка эксплуатируется с нарушением изоляции, жилое помещение не подключено к центральной системе водоснабжения, печь находится в неисправном состоянии, туалет типа люфт-клозет, на стенах частично отсутствую обои, на веранде в окне отсутствует стекло и жилое помещение не соответствует санитарным, техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Указанные факты подтверждаются приложенными к акту фотоснимками.

    В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Из документов следует, что местом регистрации административного истца является <адрес>, находящегося в непосредственной близости от г. Каргополя, жилое помещение предоставлено в <адрес>, находящейся в 50 км от места жительства В.Э.Р.. Документы в подтверждение невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства истца в материалы настоящего гражданского дела ответчиком не представлены.

    Кроме того, решением суда на администрацию муниципального образования возложена обязанность по предоставлению жилого помещения за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а В.Э.Р. предлагалось жилое помещение, не соответствующее предъявляемым законом требованиям к жилым помещениям, предоставляемым по договорам найма жилого помещения, из жилищного фонда иной категории.

    Документы в подтверждение того, что жилое помещение, расположенное в <адрес>, числится в реестре муниципального имущества в составе специализированного жилищного фонда в материалах дела отсутствуют.

    Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не приобреталось, несмотря на то, что расчет соответствующих средств выполняется с учетом соответствующего права административного истца, установленного судебным решением.

    На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

    Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

    Постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по Каргопольскому району УФССП России по Архангельской области от 15 декабря 2021 года исполнительное производство, возбужденное на основании решения Няндомского районного суда Архангельской области от 04 июля 2018 года возобновлено, поскольку решение суда до настоящего времени не исполнено.

    Таким образом, заявленные прокурором и поддержанные истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

иск прокурора Каргопольского района в интересах неопределенного круга лиц и в интересах В.Э.Р. к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области об оспаривании действий органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области, выразившиеся в отказе в удовлетворении требований прокурора Каргопольского района Архангельской области, указанных в представлении от 09 июля 2021 года № 33ж-2019 о принятии мер к устранению нарушений закона – обеспечения исполнения решения Няндомского районного суда Архангельской области от 04 июля 2018 года, по организации подбора и предоставлении В.Э.Р. благоустроенного жилого помещения, соответствующего установленным законом требованиям, с учетом наличия у жилого помещения основных степеней благоустройства и приближенности к месту предыдущего проживания, к устранению причин и условий, способствующих нарушениям закона и по направлению ответа на представление с нарушением установленного законом срока.

Обязать администрацию муниципального образования Каргопольского муниципального округа Архангельской области принять меры по подбору и предоставлению В.Э.Р. жилого помещения, соответствующего характеристикам, указанным в решении Няндомского районного суда Архангельской области от 04 июля 2018 года, приближенного к месту его предыдущего проживания и по устранению причин и условий, способствовавших нарушению требований закона при предоставлении жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Мотивированное решение составлено 29 декабря 2021 года.

Председательствующий                      Е.С. Захаров

2-910/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вайнло Эдуард Рейнович
Кормачев А.А.
Ответчики
Администрация Каргопольского муниципального округа АО
Другие
Муниципальное унитарное предприятие Каргопольского муниципального округа Архангельской области "Тихманьга"
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Захаров Е.С.
Дело на странице суда
nyandomasud.arh.sudrf.ru
21.09.2021Регистрация административного искового заявления
21.09.2021Передача материалов судье
24.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.10.2021Предварительное судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
22.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее