УИД 62RS0004-01-2022-002510-21
Производство № 2-263/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рязань 9 февраля 2023 г.
Советский районный суд г. Рязани в составе
председательствующего судьи Важина Я.Н.,
при секретаре Михайлове-Тимошине М.И.,
с участием представителя истца Громовой Ю.В. – Иванова П.А., представителя ответчика Министерства здравоохранения Рязанской области – Широковой Н.А., представителя третьего лица ГБУ РО «Рыбновская РБ» – Алексанянц К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Громовой Юлии Александровны к Министерству здравоохранения Рязанской области о признании права на обеспечение медицинскими препаратами и расходными материалами к ним и возложении обязанности по обеспечению медицинскими препаратами и расходными материалами к ним,
УСТАНОВИЛ:
Громова Ю.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Рязанской области о признании права на обеспечение медицинскими препаратами и расходными материалами к ним и возложении обязанности по обеспечению медицинскими препаратами и расходными материалами к ним, мотивируя заявленные требования тем, что является инвалидом с детства <...> группы, с <...> г. у нее диагностирован <...>. В рамках оказания высокотехнологической помощи ей была установлена инсулиновая помпа <...> Real-Time <...>. Для корректной работы инсулиновой помпы должна использоваться система непрерывного мониторинга глюкозы <...>, которая является расходным материалом для инсулиновой помпы (1 шт. на 6 дней). Использование инсулиновой помпы без датчиков непрерывного мониторинга глюкозы не позволяет использовать прибор в полной мере и обеспечивать его правильную и стабильную работу. Кроме того, только применение системы непрерывного мониторинга уровня гликемии может предотвратить риск развития негативных состояний, грозящих жизни и здоровью истца.
Выписным эпикризом ФГБУ «НМИЦ <...> рекомендовано по жизненным показаниям обеспечить Громову Ю.А. инсулинами – инсулин <...> в поликлинике, инфузионными наборами, а также сенсорами непрерывного мониторинга гликемии <...> по месту жительства с целью достижения стойкой компенсации гликемии, снижения риска развития гипогликемических состояний и иных острых осложнений сахарного диабета первого типа. У истца отмечен <...> (гликированный гемоглобин) на уровне <...> %. Согласно выписному эпикризу № от дд.мм.гггг. уровень составляет 7,7 %, что подтверждает факт высокого уровня гликированного гемоглобина на протяжении многих лет.
Учитывая, что система непрерывного мониторинга <...> является неотъемлемой частью инсулиновой помпы, а ее использование жизненно необходимо, истец обратилась в Министерство здравоохранения Рязанской области с заявлением, в котором просила обеспечить ее необходимыми медицинскими изделиями, трансмиттером <...> и ланцетами (наконечниками для ручки-скарификатора).
Письмом ответчика от дд.мм.гггг. истцу отказано в обеспечении данными расходными материалами. Считает действия ответчика незаконными и необоснованными и указывает, что отказ в обеспечении медицинскими изделиями ставит под угрозу ее жизнь и здоровье.
Использование одноразовых игл для прокалывания пальца (ланцетов) является неотъемлемым элементом процедуры диагностики.
Полагает, что расходные элементы (датчики, сенсоры) для системы непрерывного мониторинга, как средства диагностики, должны быть предоставлены ей бесплатно, равно как и ланцеты.
С учетом изложенных обстоятельств, просила суд признать за ней право на бесплатное обеспечение ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов), датчиками для системы непрерывного мониторинга глюкозы <...>, трансмиттером для инсулиновой помпы <...>, зарядным устройством для трансмиттера <...> и возложить на Министерство здравоохранения Рязанской области обязанность за счёт средств бюджета Рязанской области обеспечивать Громову Ю.А. медицинскими изделиями – ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов) в количестве, соответствующем установленному медицинской организацией количеству замеров уровня глюкозы в крови, обеспечивать датчиками для системы непрерывного мониторинга глюкозы <...>, исходя из расчета один сенсор на 6 дней, а также обеспечить трансмиттером <...> и зарядным устройством для трансмиттера <...>
Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, направил в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Иванов П.А. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Широкова Н.А. исковые требования не признала, поддержав доводы письменных возражений и дополнений к ним. Пояснила, что ланцеты не являются расходными материалами для инсулиновой помпы, данный вид медицинского изделия не предусмотрен стандартом медицинской помощи при сахарном диабете 1 типа, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 №22н, и не включен в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р, равно как и сенсоры для непрерывного мониторинга глюкозы в крови. Громова Ю.А. обеспечивается Министерством здравоохранения Рязанской области бесплатно тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в соответствии с данным Перечнем, а использование непрерывного мониторинга глюкозы в крови является альтернативным способом измерения уровня глюкозы по отношению к измерению с помощью глюкометра. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ГБУ РО «Рыбновская РБ» исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы письменных возражений.
Суд, выслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, показания свидетеля Свидетель №1, на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрев дело в отсутствие неявившегося истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (ч. 7 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона).
В силу ч. 1 ст. 38 указанного Федерального закона медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (код заболевания по международной классификации болезней (МКБ-10) Е 10 - Е 14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии, осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования. К методам лечения данного вида высокотехнологичной медицинской помощи относится, в том числе установка средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа) (пункт 66 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования).
Аналогичные положения были закреплены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на территории Рязанской области на бесплатное оказание медицинской помощи на территории Рязанской области постановлением Правительства Рязанской области от 28 декабря 2022 года № 537 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, которая предусматривает право граждан на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом 2 Программы, в том числе при болезнях эндокринной системы.
Обеспечение совершеннолетних граждан, страдающих сахарным диабетом, системами непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови, ланцетами, сервисными наборами к инсулиновой помпе, тест-полосками индикаторными для качественного и количественного определения глюкозы и кетоновых тел в моче за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Рязанской области указанной программой не предусмотрено.
Отсутствовало такое положение и в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 28 декабря 2021 г. № 423, а также в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 30 декабря 2020 г. № 386.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 данного Закона определен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, к числу которых отнесены, в том числе инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи поименованы помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная и помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Система непрерывного мониторинга глюкозы, а также расходные материалы к ней в данных перечнях отсутствуют.
Согласно Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н, системы мониторинга уровня глюкозы и сопутствующие изделия (2.37) и ланцеты (2.13) относятся к вспомогательным и общебольничным медицинские изделиям.
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Громова Ю.А., дд.мм.гггг. года рождения, является инвалидом с детства <...> группы и состоит на учете в <...> В январе 2013 г. у нее диагностирован <...>, инициирована <...>
Данные факты подтверждаются выписными эпикризами ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России №, №, №.
В рамках оказания высокотехнологической помощи истцу была установлена инсулиновая помпа <...> Real-Time <...>. Вышеуказанными эпикризами истцу рекомендованы, в том числе, <...>
По результатам обследования врачом-эндокринологом ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России от дд.мм.гггг. истцу рекомендовано постоянное использование флешь мониторинга (НМГ).
В настоящее время истец обеспечивается резервуарами и инфузионными наборами к помпе, а также тест-полосками, что подтверждено показаниями свидетеля Свидетель №1 и не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Истец обратился в Министерство здравоохранения Рязанской области с заявлением, в котором просил обеспечить его необходимыми медицинскими изделиями: сенсорами мониторинга глюкозы Medtronic MMT-7008, исходя из расчета один сенсор на 6 дней вплоть до отмены использования помпы и системы непрерывного мониторинга), а также трансмиттером Medtronic MiniLink и ланцетами One Touch Delica (наконечниками для ручки-скарификатора) для глюкометра One Touch Select Plus из расчета не менее 4 шт. на один день.
Письмом ответчика от дд.мм.гггг. Громовой Ю.А. сообщено, что обеспечение ее сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы и ланцетами за счет средств федерального и регионального бюджетов не представляется возможным, поскольку данные медицинские изделия не относятся к средствам диагностики, разъяснено, что использование системы непрерывного мониторинга глюкозы является альтернативным способом измерения уровня глюкозы по отношению к измерению с помощью глюкометра.
Согласно информационному письму ООО «ФИО2», являющегося уполномоченным представителем компании Medtronic на территории Российской Федерации, от дд.мм.гггг., расходными материалами к инсулиновой помпе <...> Real-Time (модель <...>) являются резервуары и инфузионные наборы. Для использования функции непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени указанной инсулиновой помпы необходимы следующие медицинские изделия: трансмиттер MMT-7703WW, зарядное устройство MMT-7705WW, тестовый разъем MMT-7706, устройство для установки сенсора One-Press Serter (MMT-7512). Совместимым изделием при использовании функции непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени в указанной помпе является «Сенсор для мониторирования глюкозы Enlite с принадлежностями», замену которого необходимо производить 1 раз в 6 дней. Указано, что без медицинского изделия «Сенсор для мониторирования глюкозы Enlite с принадлежностями» использование функции НМГ-РВ в указанной инсулиновой помпе не представляется возможным. При этом работа инсулиновой помпы будет осуществляться в режиме подачи инсулина.
Как усматривается из ответа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № от дд.мм.гггг., на территории Российской Федерации зарегистрированы медицинские изделия:
- «Система постоянного мониторинга глюкозы в режиме реального времени Guardian Real-Time CSS72WSMA с принадлежностями», производства Medtronic MiniMed Inc., USA, принадлежности: монитор CSS7100WWA, клипса MMT-631, тестовый разъем MMT-7506, устройство для введения сенсора MMT-7500, трансмиттер MMT-7703WW, батарейки Energizer, зарядное устройство MMT-7705WW, кожаный чехол MMT-616BL, пластырь MMT-174 для фиксации сенсора, программное обеспечение MMT-7335WW;
- «Сенсор для мониторирования глюкозы Enlite с принадлежностями», производства «Медтроник МиниМед», США, варианты установки: MMT-7008A, MMT-7008B, принадлежности: Устройство для установки сенсора Enlite Serter, модель MMT-7510.
Сведения о зарегистрированных медицинских изделиях «Ланцеты (наконечники для ручек-скарификаторов)», производства «Медтроник МиниМед», США, отсутствует. Информация о других ланцетах (наконечниках для ручек-скарификаторов) других производителей размещена в Реестре. Ланцет (скарификатор) является колющим хирургическим инструментом, зачастую входящим в состав медицинских изделий, предназначенных для диагностики in vitro (например, глюкометр).
Как пояснила в судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля Свидетель №1, являющаяся лечащим врачом-эндокринологом истца, целесообразным способом контроля уровня глюкозы в крови для Громовой Ю.А. является измерение с помощью глюкометра. Использование системы непрерывного мониторинга глюкозы не исключает обязательного контроля с помощью глюкометра и является вспомогательным средством. Врачебной комиссии по вопросу обеспечения истца истребуемыми медицинскими изделиями не проводилось. Самоконтроль гликемии может осуществляться глюкометром путем получения капли крови с помощью ланцета для прокалывания кожи, без которого проколоть палец и определить уровень глюкозы невозможно.
Согласно ответу ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России № 3/2187/22 от 10 октября 2022 г., использование системы непрерывного мониторинга глюкозы не исключает традиционный самоконтроль гликемии и является дополнительным методом определения уровня глюкозы крови при определенных показаниях. Громовой Ю.А. использование НМГ было рекомендовано с учетом наличия диабетической автономной полинейропатии с нарушением распознавания гипогликемии.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что выписные эпикризы ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, содержащие рекомендации по обеспечению Громовой Ю.А. сенсорами непрерывного мониторинга гликемии, не являются заключением врачебной комиссии по смыслу п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ, не отвечают требованиям, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», не могут подменять собой решение такой врачебной комиссии и не свидетельствуют о наличии у Громовой Ю.А. жизненных показаний для использования ею системы непрерывного мониторинга.
Каких-либо доказательств того, что Громова Ю.А. обращалась к ответчику с целью проведения врачебной комиссии о назначении системы непрерывного мониторинга, и истцу в этом было отказано, в материалах дела не имеется.
Напротив, из пояснений истца следует, что за проведением врачебной комиссии по вопросу обеспечения расходными материалами для системы непрерывного мониторинга в лечебное учреждение она не обращалась, на прием к лечащему врачу приходит только для получения тест-полосок.
Таким образом, суд не вправе подменять полномочия и функции врачебной комиссии, устанавливая наличие у истца жизненных показаний для использования системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы.
С учетом того, что использование инсулиновой помпы <...> (модель <...>) возможно без функционирования системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в режиме реального времени, основания для возложения на ответчика обязанности по бесплатному обеспечению истца указанными сенсорами отсутствуют.
Поскольку трансмиттер Medtronic MiniLink (MMT-7703) и зарядное устройство для трансмиттера (MMT-7705W), на обеспечении которыми настаивает истец, предназначены для функционирования системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в режиме реального времени, основания для бесплатного обеспечения Громовой Ю.А. указанными изделиями медицинского назначения отсутствуют по тем же обстоятельствам.
Рассматривая требование истца о признании права на бесплатное обеспечение ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов) и возложении на ответчика обязанности обеспечения ими, суд исходит из следующего.
Согласно Приказу Минздрава России от 01.10.2020 № 1053н «Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа», при проведении непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра, количество исследования уровня глюкозы в крови составляет 1460 раз в год или 4 раза в день (усредненный показатель).
Таким образом, указанными стандартами установлена необходимость использования глюкометра для осуществления эффективного самоконтроля гликемии, для осуществления которого необходимо получить образец капиллярной крови для его анализа, что, в свою очередь, предполагает использование ланцета, который непосредственно прокалывает кожу, после чего производится выброс ланцета. То есть для работы глюкометра необходим расходный материал – ланцет.
Таким образом, ланцет является расходным материалом к устройству прокалывания кожи, используемого при проведении глюкометром измерения уровня глюкозы в крови, следовательно, он обеспечивает проведение необходимых манипуляций в соответствии с функциональным назначением глюкометра.
Предоставление ответчиком Громовой Ю.А. тест-полосок для самоконтроля гликемии предполагает обеспечение ее и иными необходимыми одноразовыми расходными материалами для проведения данной процедуры, в связи с чем отказ Министерства здравоохранения Рязанской области в обеспечении Громовой Ю.А. за счет соответствующих бюджетных средств ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов) фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
С учетом вышеизложенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии истца права на бесплатное обеспечение ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов) с возложением на Министерство здравоохранения Рязанской области обязанности за счет средств бюджета Рязанской области по обеспечению Громовой Ю.А. указанным медицинским изделием в количестве, соответствующем установленному медицинской организацией количеству замеров уровня глюкозы в крови.
При этом, по мнению суда, при возложении на ответчика указанной обязанности установление конкретной марки и наименования используемого изделия для прокалывания кожи, к которому предусматривается предоставление расходных одноразовых материалов (ланцетов) в рассматриваемом случае не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Громовой Юлии Александровны (паспорт <...>) к Министерству здравоохранения Рязанской области (ИНН 6231025123) о признании права на обеспечение медицинскими препаратами и расходными материалами к ним и возложении обязанности по обеспечению медицинскими препаратами и расходными материалами к ним удовлетворить частично.
Признать за Громовой Юлией Александровной право на бесплатное обеспечение ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов).
Возложить на Министерство здравоохранения Рязанской области обязанность за счёт средств бюджета Рязанской области обеспечивать Громову Юлию Александровну дд.мм.гггг. года рождения медицинскими изделиями – ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов) в количестве, соответствующем установленному медицинской организацией количеству замеров уровня глюкозы в крови.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2023 г.
Судья-подпись Я.Н. Важин