№ 16-3393/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 20 октября 2021 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу Шевченко Вадима Владимировича на вступившие в законную силу постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2021 г. и решение судьи Новгородского областного суда от 6 апреля 2021 г., вынесенные в отношении главного врача государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Боровичская станция скорой медицинской помощи» Шевченко Вадима Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Новгородского областного суда от 6 апреля 2021 г., главный врач государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Боровичская станция скорой медицинской помощи» (далее – ГОБУЗ «Боровичская станция СМП», учреждение) Шевченко В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Шевченко В.В. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене, прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту «м» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании подпункта «у» части 1 указанной статьи устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, пунктами 4.2, 4.4 которых определено, что эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (ред. от 13.11.2020), согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.4 которых противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает:
- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска);
- выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;
- установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19;
- разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов);
- проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения);
- дезинфекцию;
- экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска;
- профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях;
- соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
В связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, указом Губернатора Новгородской области от 6 марта 2020 г. № 97 «О введении режима повышенной готовности» на территории Новгородской области с 7 марта 2020 г. введен режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Шевченко В.В., являясь главным врачом ГОБУЗ «Боровичская станция скорой медицинской помощи», расположенного по адресу: Новгородская область, г.Боровичи, ул. Дзержинского, д. 45, допустил нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: в ходе эпидемиологического расследования 26.11.2020, в 11 часов 00 минут, установлено, что у 20 работников установлен диагноз «новая коронавирусная инфекция (COVID-19)»:
- среди заболевших лиц клинические проявления у первого водителя ФИО3 было выявлены 10.05.2020, он заразился из контакта в семье, отстранен от работы по постановлению с 10.05.2020, только после того, как официально подтвердился положительный результат на COVID-19 у его супруги, до этого, контактируя с больной из домашнего очага, он продолжал ходить на работу;
- 19.06.2020 у ФИО4 наблюдались клинические проявления в виде повышенной температуры, потери обоняния, ломоты, что не было выявлено при утренней термометрии, она продолжала приходить на работу до 30.06.2020, то есть до момента, когда у нее был выявлен положительный результат на COVID-19 (протокол от 29.06.2020);
- 22.06.2020 у ФИО5 наблюдались клинические проявления в виде кашля, 29.06.2020 он обратился в ГОБУЗ «БЦРБ», данный факт не был выявлен при утренней термометрии, он продолжал приходить на работу, до 06.07.2020, то есть до момента, когда у него был выявлен положительный результат на COVID-19 (протокол от 04.07.2020);
- 05.07.2020 у ФИО6 наблюдались клинические проявления в виде кашля, слабости, отдышки, данный факт не был выявлен при утренней термометрии, она продолжала приходить на работу до 14.08.2020, то есть до момента, когда у нее был выявлен положительный результат на COVID-19 (протокол от 17.08.2020);
- до 21.10.2020 ФИО7 находилась на больничном как контактная, выписана на работу с 22.10.2020 без подтверждения отрицательного результата, 23.10.2020 поступил результат – положительный COVID-19, что следует считать как занос инфекции среди медицинского персонала и водителей ГОБУЗ «БССМП».
В остальных случаях вероятность инфицирования медицинского персонала и водителей не исключается, так как до появления каких-либо клинических проявлений, в инкубационный период больной человек выделяет вирус во внешнюю среду в различном количестве. Инфицирование могло произойти как при тесном контакте с заболевшим, но не имевшим клинических проявлений (или имевших, как в случаях, описанных выше), так и при контакте с инфицированными поверхностями и инфицированной воздушной средой в помещениях. Кроме этого, не исключается инфицирование при посещении каких-либо объектов инфраструктуры, в транспорте, а также при посещении больных или общении с лицами с бессимптомной формой болезни и не знающими о своем заболевании.
У медицинского персонала, находящегося в комнате персонала выездных бригад, имеющиеся маски не использовались по назначению для защиты органов дыхания; у части сотрудников маски отсутствуют полностью, частью сотрудников использовались по назначению – верхние органы дыхания не были защищены. В комнате для приема пищи сотрудниками не соблюдается социальная дистанция.
Выявленные факты являются нарушением приведенных выше требований закона, а также требований пунктов 7.1-7.4 Раздела 7 Постановления № 141 от 13.04.2020 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COV1D-2019 на территории Новгородской области».
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное должностным лицом Шевченко В.В. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Действия главного врача Шевченко А.А. правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чрезмерно суровым не является.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей Новгородского областного суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2021 г. и решение судьи Новгородского областного суда от 6 апреля 2021 г., вынесенные в отношении главного врача государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Боровичская станция скорой медицинской помощи» Шевченко Вадима Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Шевченко Вадима Владимировича – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции