Ленинский районный суд г.Махачкала Дело №33а-4871/2019
Судья Чоракаев Т.Э.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июля 2019 года г.Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А.К.,
судей Ашурова А.И., Хаваева А.Г.,
с участием секретаря судебного заседания М.Р.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании по докладу судьи Ашурова А.И. административное дело по административному иску А.А., И.Г., К.М. к Министерству юстиции Республики Дагестан о признании незаконным бездействия в несогласовании проведения публичного мероприятия (демонстрации), обязании согласовать его проведение, назначить своего уполномоченного, довести информацию об установленной норме предельной заполняемости территории, обеспечить общественный порядок и безопасность граждан, информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, по апелляционной жалобе представителя Министерства юстиции Республики Дагестан И.М. на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 25 июля 2019 года,
установила:
А.А., К.М., И.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Республики Дагестан (далее также министерство), в котором просили признать незаконным бездействие, выразившееся в несогласовании публичного мероприятия в форме демонстрации ДАТА с 10 часов 00 минут до 11 часов 30 минут в г.Махачкале по АДРЕС (точка сбора у памятника НАЗВАНИЕ) – АДРЕС, г.Махачкалы - АДРЕС (точка завершения демонстрации у памятника НАЗВАНИЕ) с заявленной целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «НАЗВАНИЕ» Г.А., обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан»; обязать ответчика: согласовать указанное публичное мероприятие, а также назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организаторам публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия; довести до сведения организаторов публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия; обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организаторами публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи; информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются.
Исковые требования мотивированы тем, что А.А., К.М., И.Г. ДАТА обратились в Министерство юстиции Республики Дагестан с уведомлением о проведении названного выше публичного мероприятия. Административный ответчик в письме от ДАТА за НОМЕР сообщил, что министерство обратилось с запросом в УГИБДД по Республике Дагестан об определении возможности проведения публичного мероприятия в месте и времени, указанных в уведомлении, ответ на который не был получен, при получении информации, организаторы публичного мероприятия будут дополнительно извещены о принятых мерах по их уведомлению.
Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от 25 июля 2019 года, с учётом определения об исправлении описки от 25 июля 2019 года, постановлено:
Административный иск А.А., И.Г., К.М. удовлетворить.
Признать незаконным ответ Министерства юстиции Республики Дагестан от ДАТА НОМЕР.
Считать согласованным Министерством юстиции Республики Дагестан проведение публичного мероприятия в форме демонстрации ДАТА с 10:00 по 11.30 в г. Махачкале от АДРЕС (памятник НАЗВАНИЕ) до АДРЕС и обратно до АДРЕС с целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «НАЗВАНИЕ» Г.А., обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан.
Обязать Министерство юстиции Республики Дагестан в срок до дня проведения публичного мероприятия выполнить требования ч.1 ст.12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в том числе назначить уполномоченного, довести до сведения организаторов об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия, обеспечить в пределах компетенции общественный порядок и безопасность, информировать соответствующие органы власти и местного самоуправления о причинах проведения публичного мероприятия.
Обратить решение суда к немедленному исполнению».
В апелляционной жалобе Министерство юстиции Республики Дагестан, в лице представителя И.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении административного искового заявления, полагая, что министерством были соблюдены все процедурные вопросы и требования действующего законодательства при рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не имеется.
В судебном заседании представители административного ответчика Министерства юстиции Республики Дагестан С.В., Р.Х. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении административного иска.
Административные истцы А.А., И.Г., К.М., их представитель М.М., считая решение суда законным и обоснованным, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей административного ответчика, административных истцов, их представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор, и удовлетворяя требования, суд первой инстанции счёл согласованным административным ответчиком проведение публичного мероприятия, заявленного его организаторами.
Судебная коллегия полагает такой вывод суда первой инстанции преждевременным.
Согласно ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон о публичных мероприятиях) закреплены принципы проведения публичного мероприятия, одним из которых является законность, то есть соблюдение положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В силу п.1 ст.2 указанного закона публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Под демонстрацией в п.4 указанной статьи понимается - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Согласно п.7 ст.2 Закона о публичных мероприятиях уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии с ч.3.1 ст. 8 Закона о публичных мероприятиях порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с ч. 2 соответствующей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учётом требований Закона о собраниях, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В развитие названного законоположения в Республике Дагестан, в частности, принят Закон Республики Дагестан от 6 мая 2011 года №19 «О порядке проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования».
Согласно абз.2 ч.1 ст.2 данного закона после получения уведомления о проведении публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры, имеющем проезжую часть, уполномоченный орган в целях определения возможности проведения публичного мероприятия в месте и во время, указанные в уведомлении, и при указанных в нем условиях направляет копию уведомления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения. Копия уведомления направляется не позднее первой половины рабочего дня, следующего за днём получения уведомления.
Заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, о возможности проведения публичного мероприятия, указанного в части 1 настоящей статьи, может являться основанием для доведения до сведения организатора публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения в месте проведения публичного мероприятия (ч.2, ст.2 Закона РД от 06.05.2011 г. №19 «О порядке проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования»).
Пунктом 2 ст.12 Закона о публичных мероприятиях установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 1 июня 2010 года №705-О-О, орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причём такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определённое для этого время), либо иными подобными причинами.
Таким образом, орган исполнительной власти вправе предложить организатору публичного мероприятия обоснованное изменение места проведения публичного мероприятия. При несоответствии уведомления требованиям закона предложить организатору устранить выявленные в уведомлении недостатки. Направление мотивированного предложения по смыслу действующего законодательства предполагает дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия.
При этом, уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции, обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Пунктом 6 ч.1 ст.12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиция обязана обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.
Таким образом, из системного анализа названных федеральных норм следует, что организация проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры предполагает взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов внутренних дел по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в пределах прав и обязанностей должностных лиц, установленных федеральным законодателем.
Как усматривается из материалов дела, ДАТА А.А., К.М., И.Г. направили в Министерство юстиции Республики Дагестан уведомление о проведении публичного мероприятия (демонстрации), запланированного на ДАТА с 10.00 часов до 11.30 часов от АДРЕС до АДРЕС г. Махачкалы и обратно.
В ответе организаторам публичного мероприятия от ДАТА за НОМЕР Министерством юстиции Республики Дагестан сообщено, что им не получен ответ из УГИБДД Республики Дагестан о возможности проведения публичного мероприятия. Разъяснено, что о принятых мерах организаторы публичного мероприятия будут извещены после получения ответа из УГИБДД по Республике Дагестан.
Как установлено судом, заявленное место проведения мероприятия – шествие по АДРЕС – АДРЕС, предполагает пересечение нескольких центральных улиц, в том числе АДРЕС, которая является одной из главных улиц города, на которой расположено большинство административных, торговых, социальных объектов и которая используется для движения транспорта общего пользования.
Следовательно, в отсутствие заключения УГИБДД по Республике Дагестан, осуществляющего государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, о возможности проведения заявленного публичного мероприятия, которое является основанием для доведения до сведения организаторов публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения в месте проведения публичного мероприятия, вывод суда первой инстанции о согласовании Министерством юстиции Республики Дагестан проведение публичного мероприятия, является преждевременным.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
При таких обстоятельствах, решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 25 июля 2019 года, в силу приведённой выше нормы, не может быть признано законным, обоснованным, и подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения.
Учитывая требования ч.2 ст.12 Закона о публичных мероприятиях, об обязанности органа публичной власти направить в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, что административным ответчиком исполнено не в полной мере, исковые требования А.А., И.Г., К.М. в части возложения на Министерство юстиции Республики Дагестан согласовать проведение заявленного публичного мероприятия, подлежат удовлетворению.
При этом, в удовлетворении требований А.А., И.Г., К.М. в остальной части административного искового заявления надлежит отказать, поскольку иных доказательств незаконности действий, органа публичной власти, не представлено, а обязанность довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия; обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи; информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются, на орган исполнительной власти прямо возлагается пунктами 4, 5, 6 ч.1 ст.12 Закона о публичных мероприятиях, при рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия.
Руководствуясь ст.ст.307 – 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 25 июля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление А.А., К.М., И.Г. к Министерству юстиции Республики Дагестан удовлетворить частично.
Возложить на Министерство юстиции Республики Дагестан в срок до ДАТА повторно рассмотреть вопрос о согласовании новой даты, места, времени и условий проведения публичного мероприятия (демонстрации), заявленного организаторами публичного мероприятия А.А., К.М., И.Г. с целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «НАЗВАНИЕ» Г.А., обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан».
В удовлетворении остальной части административного искового заявления А.А., К.М., И.Г. отказать.
Председательствующий А.К. Джарулаев
Судьи А.И. Ашуров
А.Г. Хаваев