АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2022 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей: Максименко И.В., Симоновича В.Г.,
при секретаре Бессарабове Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева Валерия Николаевича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 февраля 2022 года, которым постановлено:
«Признать за Соловьевым Валерием Николаевичем право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры присвоить Соловьеву Валерию Николаевичу звание «Ветеран труда».
В удовлетворении требования Соловьева Валерия Николаевича к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран труда», - отказать».
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., судебная коллегия
установила:
Соловьев В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Депсоцразвития), казенному учреждению Ханты - Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» (далее КУ «ЦСВ») о признании права на присвоении звания «Ветеран труда», незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности принять решение о присвоении звания «Ветеран труда», выдать удостоверение «Ветеран труда».
Требования мотивированы тем, что Соловьев В.Н. в 2021 году обратился в Нижневартовский филиал КУ «ЦСВ» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив в том числе удостоверение к нагрудному значку «За работу без аварий» III степени, которым награжден на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2004 года № 407-п. Значком награжден во время работы водителем в обществе с ограниченной ответственностью Нижневартовское управление технологического транспорта №2. Комиссией по присвоению званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» истцу отказано в присвоении звания, в связи с чем удостоверение «Ветеран труда» не выдано. Считает отказ Депсоцразвития незаконным.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Депсоцразвития просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований. Считает, что нагрудный знак «За работу без аварий» III степени для работников автомобильного транспорта, которым был награжден истец, не отнесен к ведомственным наградам, учитываемым по состоянию на 30 июня 2016 года (в соответствии с Федеральным законом №388-ФЗ), право на присвоение звания «Ветеран труда» у истца не возникло.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Соловьев В.Н. считает решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Соловьев В.Н., ответчики Депсоцразвития, КУ «ЦСВ» не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет», о причине неявки не сообщили, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не заявили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено не в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Соловьев В.Н. с 16 июля 2002 года по 18 октября 2017 года осуществлял трудовую деятельность в обществе с ограниченной ответственностью Нижневартовское управление технологического транспорта №2 (далее ООО НУТТ №2),, что подтверждается записями в трудовой книжке АТ-V №3583892 (л.д.13).
В период работы водителем в ООО НУТТ №2 Соловьев В.Н. награжден нагрудным значком «За работу без аварий» III степени для работников автомобильного транспорта на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2004 года №407-п (л.д.17-21).
Решением Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 октября 2021 года № 15-исх-17664 Соловьеву В.Н. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на протокол Комиссии по присвоению званий от 15 октября 2021 года № 39, поскольку значок «За работу без аварий» III степени не относится к ведомственным знакам отличия Минтранса России (л.д.22-24).
Разрешая спор, удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что нагрудные значки «За работу без аварий» учреждены Министерством транспорта Российской Федерации, им же регламентировано, что награждение будет производиться от его имени иными лицами, поэтому нагрудный знак «За работу без аварий» всех трех степеней относится к ведомственным знакам отличия в труде и дает право на присвоение звания «Ветеран труда».
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку они основаны на неправильном применении норм права, регламентирующих порядок награждения ведомственными знаками отличия в труде на момент награждения истца.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В силу пунктов 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда не отвечает приведенным требованиям.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений и до 1 июля 2016 года) «О ветеранах» (далее Федеральный закон «О ветеранах») ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ) в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Кроме этого Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания «Ветеран труда» в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Так, частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ, вступившей в силу с 1 июля 2016 года, установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года № 115-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (в редакции, действовавшей до 30 июня 2016 года), перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Звание «Ветеран труда» присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2005 года № 103-п.
Данным перечнем нагрудный знак «За безаварийную работу III степени не был предусмотрен.
Согласно пункту 1.1, которым статья 7 Федерального закона «О ветеранах» дополнена с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом переходных положений в связи с изменением оснований для присвоения звания «Ветеран труда», следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» требуется соблюдение определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия в труде. При этом право учреждать ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», вправе только федеральные государственные органы власти и государственные корпорации.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, уполномоченным учреждать ведомственные награды и знаки отличия в труде, на основании которых награжденные лица приобретают право на присвоение им звания «Ветеран труда», в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395 (далее Положение о Минтранспорте России), является Министерство транспорта Российской Федерации.
Вывод суда о том, что указанные полномочия были делегированы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, основан на ошибочном толковании норм материального права.
На момент награждения Соловьева В.Н. значком «За работу без аварий» III степени действовало Примерное положение о нагрудном значке «За работу без аварий» II и III степени для работников автомобильного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2001 года №181. В соответствии с пунктом 6 Примерного положения решение о награждении нагрудным значком «За работу без аварий» II и III степени принималось органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в порядке, установленном актами этого органа.
На момент вручения истцу нагрудного значка «За работу без аварий» III степени действовал приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2001 года № 181 «О совершенствовании порядка награждения ведомственными наградными знаками (значками) отличия, почетными грамотами и объявления благодарности Министра транспорта Российской Федерации». Пунктом 1 данного приказа утвержден перечень ведомственных наград (приложение № 1 к приказу). В этом перечне отсутствует нагрудный знак «За безаварийную работу» II и III степени.
Более того, вышеуказанным приказом не предусмотрено награждение значками «За работу без аварий» II и III степени на основании решения Министра данной отрасли, в отличие от награждения значком «За работу без аварий» I степени.
Награждение Cоловьева В.Н. нагрудным знаком «За работу без аварий» III степени, произведено Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от своего имени, а не решением руководителя соответствующей отрасли Российской Федерации, не является ведомственным знаком отличия в труде (ведомственной наградой) и не предоставляет право на присвоение звания «Ветеран труда».
В связи с чем решение Депсоцразвития от 15 октября 2021 года № 39 об отказе Соловьеву В.Н. в присвоении звания «Ветеран труда» является законным. Указание Департамента о неподтверждении федерального уровня награждения нагрудными значками от имени Министерства транспорта России, являлось обоснованным.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался Положением о нагрудном значке «За работу без аварий», утвержденным Минавтотрансом РСФСР 21 апреля 1964 года, вместе с тем, указанное положение фактически утратило силу. Таким образом, суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению.
Выводы суда первой инстанции о том, что нормативным правовым актом субъекта, в данном случае постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2005 года № 103-п, перечень лиц, относящихся к категории «Ветеран труда», по отношению к указанному в федеральном законе сужен, являются основанными на неправильном толковании норм права. В установленном законом порядке нормативный правовой акт недействующим не признан. В перечень ведомственных наград, утвержденных Министерства транспорта Российской Федерации, как на день награждения, так и на день принятия Депсоцразвитием оспариваемого решения, нагрудный значок «За работу без аварий» III степени не входил.
Министерством транспорта России в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда» и отвечающего условиям статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», установлен только нагрудный знак «Почетный работник транспорта России» и нагрудный значок «За работу без аварий» I степени для работников автомобильного транспорта.
При этом по смыслу действующего законодательства, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, как субъект Российской Федерации, вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда». Установить обязательность такого регулирования суд не может, поскольку, по сути, такое регулирование представляет собой установление льготных условий, дополнительных к установленным федеральным законом, что является прерогативой законодателя и относится к исключительным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 января 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Соловьеву Валерию Николаевичу в удовлетворении требований к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, казенному учреждению Ханты - Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда», отказать.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 17 мая 2022 года.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи Максименко И.В.
Симонович В.Г.