аПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 04 декабря 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.
судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.
при секретаре Копановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Содружество» на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 31 августа 2017 г., которым постановлено:
«Исковые требования Анисимова Александра Павловича удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно- коммунального хозяйства «Содружество» в пользу Анисимова Александра Павловича недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2017 года по 31.08.2017 года в сумме 154028 рублей 76 коп.
В остальной части иска - отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителей муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Содружество» - Маркина В.Н., действующего на основании прав по должности, Киричек Т.Н. и Кротких К.В., действующих на основании доверенностей, поддержавших апелляционную жалобу, Анисимова А.П., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Анисимов А.П. обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Содружество» (далее по тексту - МУП ЖКХ «Сотрудничество»), с учетом изменения требований просил обязать МУП ЖКХ «Сотрудничество» установить с 01 января 2017 г. тарифную ставку рабочего первого разряда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы и Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Тюменской области на 2017-2019 годы в размере 9526 руб., взыскать с МУП ЖКХ «Сотрудничество» денежные средства в размере 154028 руб. 76 коп.
Требования были мотивированы тем, что Анисимов А.П. работает в МУП ЖКХ «Сотрудничество» на основании трудового договора от 15 марта 2011 г. В соответствии с пунктом 4.2 коллективного договора между работодателем и работниками МУП ЖКХ «Содружество» на 2015-2018 годы, должностной оклад работника должен устанавливаться с учетом Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. В соответствии с указанным Отраслевым тарифным соглашением и Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Тюменской области на 2017-2019 годы с 01 января 2017 г. тарифная ставка рабочего первого разряда жилищно-коммунального хозяйства установлена в размере 9 526 руб. В нарушение указанных соглашений ответчик с 01 января 2017 г. при определении размера заработной платы использует тарифную ставку в размере 7 056 руб., применяя разрядный коэффициент, соответствующий 9 разряду, а не 12, как определено заключенным с ним трудовым договором.
В судебном заседании истец Анисимов А.П. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика МУП ЖКХ «Содружество» - Маркин В.Н. и Киричек Т.Н., действовавшие на основании прав по должности и доверенности соответственно, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились. Ссылались на то, что в соответствии с пунктом 2.3.3 отраслевого тарифного соглашения увеличение ставок оплаты труда на предприятиях производится лишь при наличии финансовой возможности. Указали, что в МУП ЖКХ «Содружество» такая возможность отсутствует.
Представитель третьего лица Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области - Межецкая Ю.М., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик МУП ЖКХ «Содружество», в апелляционной жалобе и приложениях к ней его представитель просит решение суда отменить. Указывает на оставление судом без внимания пункта 1.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Тюменской области на 2017-2019 годы, позволяющего работодателям корректировать размер заработной платы сотрудников в случаях установления тарифов на коммунальные ресурсы без учета расходов, связанных с исполнением соглашения. Ссылаясь на пункт 2.3.3 того же соглашения, считает возможным проведение индексации фонда оплаты труда с 01 июля текущего года одновременно с повышением тарифов на предоставляемые услуги ввиду отсутствия у работодателя средств на эти цели. Допускает перерасчет заработной платы истца за два последних месяца в пределах периода, за который он просил взыскать задолженность.
Анисимов А.П. представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Администрация Тюменского муниципального района в отзыве на апелляционную жалобу полагает ее подлежащей удовлетворению.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (часть 1). В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4). Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8).
Согласно статье 46 Трудового кодекса Российской Федерации, содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
В силу статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1). Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (часть 2). В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса) (часть 4). Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи (часть 5). В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6).
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Как следует из дела, Анисимов А.П. работает в МУП ЖКХ «Сотрудничество» <.......> на основании трудового договора от 15 марта 2011 г. (т. 1. л.д. 76 - 77).
Дополнительным соглашением от 01 октября 2014 г. к данному трудовому договору истцу была установлена заработная плата, включающая следующие составляющие: тарифная ставка 29494 руб. 08 коп., 12 разряд, премиальные выплаты согласно Положению о премировании работников МУП ЖКХ «Сотрудничество» от 01 апреля 2008 г., районный коэффициент 15 % (т. 1, л.д. 78).
В силу пункта 4.2 действующего в МУП ЖКХ «Содружество» коллективного договора, оплата труда работников производится в соответствии с муниципальными правовыми актами. Должностные оклады руководителей, специалистов и служащих устанавливаются штатным расписанием, утверждаемым работодателем по согласованию с собственником имущества в соответствии с муниципальными правовыми актами, а также действующими Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации и Региональным соглашением о минимальном размере оплаты труда в Тюменской области (т. 1, л.д. 6 - 17).
В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 г., минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством (пункт 2.3). В случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной настоящим Соглашением, и даты изменения фактического уровня тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, работодатель вправе синхронизировать дату установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов (пункт 2.3.1).
Согласно Приложению № 1 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 01 января 2017 г. для организаций коммунального теплоснабжения, к числу которых относится МУП ЖКХ «Содружество, составила 9526 руб.
Аналогичный размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда организаций коммунального теплоснабжения установлен Приложением № 5 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Тюменской области на 2017 - 2019 годы.
В соответствии с данным соглашением, расходы работодателей, предусмотренные им, учитываются исполнительными органами государственной власти Тюменской области, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления, при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность. В случае установления тарифов регулирующими органами на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, на электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций. При этом, работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не ниже размера минимальной заработной платы работника, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тюменской области (пункт 1.9). Размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда. В случае отсутствия у работодателя средств на повышение оплаты труда, индексация фонда на оплату труда производится с 01 июля текущего года одновременно с повышением тарифов на предоставляемые услуги (пункт 2.3.3). (т. 1, л.д. 18 - 72).
По информации Тюменской областной ассоциации предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства МУП ЖКХ «Содружество» входит в список предприятий и организаций, на которых распространяется действие региональных отраслевых соглашений (т. 1, л.д. 73 - 75).
Как следует из объяснений представителей ответчика и представленных в деле расчетных листков, в 2017 году заработная плата Анисимова А.П. начислялась исходя из тарифной ставки рабочего первого разряда, равной 7056 руб. Кроме того, при расчетах применялся тарифный коэффициент 9 разряда - 2,91 вместо предусмотренного дополнительным соглашением к трудовому договору тарифного коэффициента 12 разряда - 4,18 (т. 1, л.д. 124, 201 - 208).
Постановив обжалуемое решение, суд пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности выплатить истцу задолженность по заработной плате, образовавшуюся в связи с незаконным отказом от применения отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Тюменской области на 2017 - 2019 годы в части минимальной ставки рабочего первого разряда, от которой рассчитывается заработок истца, и односторонним изменением тарифного разряда с 12 на 9.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения пункта 1.9 Отраслевого тарифного соглашения в Жилищно-коммунальном хозяйстве Тюменской области на 2017-2019 годы, допускающие корректировку работодателями расходов на оплату труда с учетом действующих коллективных договоров и локальных нормативных актов в случаях установления тарифов на коммунальные ресурсы без учета расходов на реализацию соглашения, не влекут пересмотра решения суда, так как сведений о принятии ответчиком мотивированного решения о такой корректировке и об установлении тарифов на коммунальные ресурсы без учета расходов на реализацию соглашения в деле не имеется. Кроме того, в суде апелляционной инстанции представители МУП ЖКХ «Содружество» не отрицали необходимость расчета заработной платы истца исходя из минимальной ставки рабочего первого разряда, установленной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Тюменской области на 2017 - 2019 годы, полагая при этом необходимым произвести перерасчет заработной платы истца, исходя из тарифного коэффициента 9 разряда, а не 12. Между тем, трудовым договором с учетом имеющихся в деле дополнительных соглашений к нему истцу был установлен именно 12 разряд, в связи с чем оснований для применения при расчете задолженности ответчика перед истцом по заработной плате тарифного коэффициента 9 разряда у суда не имелось. Иное противоречило бы положениям статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации, допускающей изменение определенных сторонами условий трудового договора только путем заключения соответствующего соглашения в письменной форме.
Доводы жалобы о возможности отложения индексации заработной платы сотрудников в силу пункта 2.3.3 Отраслевого тарифного соглашения в Жилищно-коммунальном хозяйстве Тюменской области на 2017-2019 годы также не влияют на правильность выводов суда ввиду недоказанности материалами дела наличия такого необходимого условия для применения данной нормы, как отсутствия у ответчика средств на повышение оплаты труда.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюменского районного суда Тюменской области от 31 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Содружество» - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи