Решение по делу № 33-1296/2021 от 25.03.2021

Судья Шарова С.Е. № 33-1296/2021

№ 2– 176/2021

67RS50006-01-2020-000006-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2021 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего (судьи) - Коржакова И.П.,

судей: - Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,

при секретаре (помощнике судьи) - Потапченко С.И.,

при участии истца Филипченко В.А., представителя истца Филипченко В.А. – Стерлиговой М.А., представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонного) – Захаренко М.С., участвующей посредством видеоконференц-связи,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипченко В.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонному) о включении в стаж работы период обучения в ВУЗе и признании права на досрочную страховую пенсию по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонного) на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 3 февраля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонного) – Захаренко М.С., возражения истца Филипченко В.А., представителя истца Филипченко В.А. – Стерлиговой М.А.,

установила:

Филипченко В.А. подала в суд вышеуказанный иск, ссылаясь на то, что 4 октября 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с достижением 25-летнего стажа работы. Решением ответчика от 8 декабря 2020 г. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж ответчиком необоснованно не включен период учебы в Смоленском педагогическом институте с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1993 г. – <данные изъяты>. При этом и до и после обучения истец осуществляла педагогическую деятельность. При включении в специальный стаж спорного периода на дату обращения педагогический стаж составил <данные изъяты> Днем возникновения права истца на досрочную страховую пенсию по старости является 8 октября 2020 г. – день, следующий за днем выработки 25 лет специального стажа - осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей. Право же на назначение спорной пенсии возникнет с 8 апреля 2022 г. С учетом изложенного просила обязать ответчика зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период обучения в Смоленском педагогическом институте с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1993 г.; признать днем возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости – 8 октября 2020 г.; обязать ответчика назначить пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с учетом положения статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», с исчислением полуторалетнего периода ожидания, начиная с 8 октября 2020 г.

В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика иск не признала, так как спорный период учебы не подлежит включению в специальный педагогический стаж.

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 3 февраля 2021 г. исковые требования Филипченко В.А. удовлетворены. Суд включил в специальный стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, период учебы Филипченко В.А. в Смоленском государственном педагогическом институте с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1993 г. включительно. Признал днем возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости – 8 октября 2020 г., с которого и подлежит исчислению полуторалетний период ожидания назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В апелляционной жалобе представитель ГУ-УПФ РФ в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) просит вышеуказанное решение отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что в подсчет специального стажа не был включен период обучения истца в Смоленском государственном педагогическом институте с 1 сентября 1991 г. по 24 июня 1996 г., поскольку с 1 октября 1993 г. пенсионное законодательство не предусматривает возможность зачета в педагогический стаж периода обучения в ВУЗах. Отмечает, что на дату обращения в пенсионный орган, а именно 4 октября 2020 г., специальный стаж педагогической деятельности истца составлял <данные изъяты>. Таким образом, полагает, что по состоянию на 8 октября 2020 г. специальный стаж истца имеет продолжительность менее требуемых 25 лет. Следовательно, считает, что нельзя признать законным вывод суда о наличии на 8 октября 2020 г. у истца права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, а, следовательно, о применении срока 1,5 года для реализации отложенного права на обращение за назначением досрочной страховой пенсии по старости, поскольку это противоречит нормам, установленным в Приложении № 7 к Закону № 400-ФЗ.

В возражениях на апелляционную жалобу Филипченко В.А. просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения. Считает, что доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 в ред. Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункт 19 пункта 1 статьи 27) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 80).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается и выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 4 октября 2020 г. Филипченко В.А. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Решением ГУ-УПФР в Рославльском районе Смоленской области (межрайонного) от 8 декабря 2020 г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. При этом ответчик не включил в специальный стаж, в том числе период обучения истца в Смоленском государственном педагогическом институте – с 1 сентября 1991 г. по 24 июня 1996 г., поскольку с 1 октября 1993 г. пенсионное законодательство не предусматривало возможность зачета в педагогический стаж периода обучения в ВУЗах, а включение части учебы в специальный стаж законом не предусмотрено.

Согласно решению ГУ-УПФР в Рославльском районе Смоленской области (межрайонного) от 8 декабря 2020 г. стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у истца на момент обращения составил <данные изъяты>

Согласно копии трудовой книжки и диплома, Филипченко В.А. поступила в Смоленский государственный педагогический институт в 1991 г., который окончила в 1996 г.

При этом до поступления в институт, в период с 3 октября 1990 г. по 13 августа 1991 г. истец работала воспитателем в ДУ п. Монастырщина ясли-сад № 2 РОНО, по окончании института, начиная с 1 сентября 1996 г. по 12 сентября 1996 г., работала в МБОУ «Средняя школа № 9» в должности <данные изъяты>.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что в период учебы истца в Смоленском государственном педагогическом институте действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Время такой работы согласно пункту 4 названного Положения засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

С 1 октября 1993 г. указанное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы в качестве пионервожатых не предусмотрена.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная позиция содержится в абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, суд пришел к обоснованному выводу о включении спорного периода в специальный (педагогический) стаж.

Согласно абзаца 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в институте подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если ему (времени обучения) непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним. Установив, что периоду начала обучения истца в Смоленском государственном педагогическом институте предшествовала и следовала за ним педагогическая деятельность, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о включении периода обучения в ее педагогический стаж.

Ссылка в жалобе на Постановление Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70

"Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (вместе с Разъяснением Минтруда РФ от 17.10.2003 N 4) ошибочна, так как иная позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П и в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», о чем указано выше.

Правовая позиция, подтверждающая правильный вывод суда, изложена и в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.09.2014 N 18-КГ14-98, указывающей на то, что не требуется выработки необходимого специального стажа до дня отмены соответствующего нормативно-правового акта.

Также судом первой инстанции удовлетворено требование Филипченко В.А. об исчислении полуторалетнего периода ожидания в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности (с учетом положений статьи 10 ФЗ РФ от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ), начиная со дня возникновения права на досрочную пенсию по старости с 8 октября 2020 г., поскольку с 1 января 2019 г. вступили в силу изменения, внесенные в ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, подпунктов 19-21 части 1 статьи 30, пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

То есть лицу, претендующему на досрочную страховую пенсию по старости по пункту19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», у которого право на пенсию наступило в 2020 г., пенсия назначается через 1 год 6 месяцев со дня возникновения права на такую пенсию.

Судом установлено, что днем возникновения права истца на страховую пенсию является день, следующий за днем выработки 25 лет специального стажа, то есть 8 октября 2020 г. В связи с этим, право на установление досрочной пенсии у истца, как обоснованно указал суд, возникнет с 8 апреля 2022 г. (<данные изъяты>).

При этом правильность определения указанных дат судом представителем ответчика в суде апелляционной инстанции не оспаривалась.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, считает их правильными, соответствующими собранным по делу доказательствам и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм пенсионного законодательства.

Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Рославльского городского суда Смоленской области от 3 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонного) – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1296/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Филипченко Вячеслава Алексеевна
Ответчики
ГУ УПФР РФ в Рославльском районе
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Коржаков Игорь Петрович
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
26.03.2021Передача дела судье
20.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2021Передано в экспедицию
20.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее