Дело №2а-2891/2019
24RS0017-01-2019-002349-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2019 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска к Журкину И. П. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска обратилась в суд с административным иском к Журкину И.П. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска в качестве налогоплательщика. При этом за ним числится недоимка по транспортному налогу за 2017 год в общем размере 13 308 рублей. Кроме того, в связи нарушением срока уплаты налога, налогоплательщику начислены пени за каждый день просрочки платежа в сумме 1 474 рубля 39 копеек. С учетом изложенного административный истец просит взыскать с Журкина И.П. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 13 308 рублей, пени за нарушение сроков его уплаты в размере 1 474 рубля 39 копеек.
Представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска Рябоконь Я.А. (доверенность в деле) в зале суда заявленные требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Административный ответчик Журкин И.П. с иском не согласился, ссылаясь на пропуск налоговым органом срока для взыскания суммы транспортного налога за 2017 год; кроме того, указал, что автомобиль Volvo 960, г/н № ему уже не принадлежит много лет в связи с продажей и 07.09.2019 он снял его с регистрационного учета.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 19 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых наложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в установленный законодательством срок; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе в соответствии со ст.48 Налогового кодекса РФ обратиться в суд с иском о взыскании налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу ч.1 и ч.2 ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч.1,2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4).
Положениями ст.75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (статья 357).
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.358 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ч.1 ст.360 НК РФ).
Согласно ч.1 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч.3 ст.363 НК РФ).
В соответствии с главой 28 «О транспортном налоге» Налогового кодекса РФ, а также Законом Красноярского края «О транспортном налоге» №3-676 от 08.11.2007 года установлены налоговые ставки на транспортные средства в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Из материалов дела следует, что на имя ответчика Журкина И.П. в 2017 году в органах ГИБДД были зарегистрированы следующие транспортные средства: Nissan X-trail, г/н №; Volvo 960, г/н № что подтверждается сведениями МРЭО ГИБДД МУ МВД «Красноярское», направленными в ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска в 2017 году.
В соответствии с налоговым уведомлением № от 24.08.2018 года налогоплательщику Журкину И.П. налоговым органом был начислен транспортный налог за 2017 год за принадлежащие ему транспортные средства в сумме 13 308 рублей (2 088 руб. + 11 220 руб.) со сроком уплаты до 03.12.2018 года.
Однако в установленный срок Журкиным И.П. транспортный налог за вышеуказанный налоговый период оплачен не был, в связи с чем, на основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ ему налоговым органом было направлено требование № от 20.12.2018 года об уплате в срок до 11.12.2018 года недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 13 308 рублей и пени в сумме 53 рубля 56 копеек.
Сторона административного ответчика размер исчисленного за 2017 год транспортного налога не оспаривала, суд также признает его верным, поскольку он рассчитан в строгом соответствии с требованиями закона исходя из мощности двигателя транспортных средств и периодов их владения административным ответчиком.При этом согласно представленной административным истцом карточке расчетов с бюджетом, в настоящее время за ответчиком числится недоимка по транспортному налогу за вышеуказанный налоговый период в размере 13 308 рублей, пени в сумме 1 474 рубля 39 копеек.
Таким образом, поскольку административным ответчиком обязанность по оплате транспортного налога за 2017г. не исполнена в полном объеме, доказательств обратного не представлено, суд взыскивает с Журкина И.П. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 13 308 рублей и пени за нарушение сроков его уплаты в сумме 1 474 рубля 39 копеек.
Доводы стороны административного ответчика о том, что Журкин И.П. много лет назад продал принадлежащее ему транспортное средство Volvo 960, г/н Г0859КЯ/124 иному лицу, следовательно, его собственником в указанный налоговый период уже не являлся и не должен нести обязательства перед бюджетом по уплате транспортного налога за 2017 года в отношении указанного автомобиля, суд не может принять во внимание, по следующим основаниям.
Как уже отмечалось выше в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно статье 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться, в том числе, имущество либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Таким образом Налоговый кодекс РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть - соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке за определенным лицом согласно законодательству Российской Федерации.
Признание физических лиц плательщиками транспортного налога производится налоговым органом на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в указанный орган в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
При таких обстоятельствах сама по себе продажа административным ответчиком транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает Журкина И.П., как налогоплательщика, на которого в 2017 году было зарегистрировано спорное транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога за весь период времени, в течение которого это транспортное средство было зарегистрировано на его имя.
При продаже автомобиля лицо, за которым он зарегистрирован, обязано снять его с учета по указанному основанию в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту его регистрации, представив в названный уполномоченный орган соответствующие регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства.
Представленными в материалы дела выписками из сведений Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МУ МВД России «Красноярское» подтверждается, что на имя Журкина И.П. в 2017 году было зарегистрировано транспортное средство Volvo 960, г/н Г0859КЯ/124, которое снято административным ответчиком с регистрационного учета со своего имени лишь 07.09.2019.
Таким образом суд отмечает, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе - по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть - регистрация носит заявительный характер; риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
При этом вопреки доводам административного ответчика сроки взыскания с налогоплательщика вышеуказанной суммы транспортного налога за 2017 год административным истцом пропущены не были.
Так, согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2).
В то же время, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что в требовании № от 20.12.2018 года срок уплаты недоимки был установлен до 29.01.2019 года, следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться не позднее 29.07.2019 года (29.01.2019г. + 6 месяцев).
Судебный приказ о взыскании с Журкина И.П. задолженности по налогам и пени за 2017 год был выдан мировым судьей судебного участка №50 в Железнодорожном г. Красноярска 12.03.2019 года, т.е. в пределах срока, предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ.
При этом 16.04.2019 года мировым судьей указанного судебного участка судебный приказ был отменен по заявлению должника Журкина И.П., следовательно, предъявить требования о взыскании задолженности по налогам и пени за 2017 год в порядке административного искового производства налоговый орган был вправе до 16.10.2019 года.
Настоящий административный иск ИНФС России по Железнодорожному району г. Красноярска подан в Железнодорожный районный суд г. Красноярска 18.06.2019 года, т.е. в пределах установленного шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что ответчиком обязанность по оплате задолженности по транспортному налогу в полном объеме исполнена не была, доказательств обратного суду не представлено, суд полагает необходимым административные исковые требования ИНФС России по Железнодорожному району г. Красноярска удовлетворить, взыскав с Журкина И.П. транспортный налог за 2017 год в размере 13 308 рублей, а также пени за нарушение сроков его уплаты в размере 1 474 рубля 39 копеек.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину в доход бюджета в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 591 рубль 28 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска удовлетворить.
Взыскать с Журкина И. П. недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 13 308 рублей, пени в размере 1 474 рубля 39 копеек, а всего денежную сумму в размере 14 782 рубля 39 копеек.
Взыскать с Журкина И. П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 591 рубль 28 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 18 сентября 2019 года.
Судья И.Г. Медведев