Судья Михайлова Т.А. Дело № 33а-36
25RS0002-01-2019-004414-45
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 февраля 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Туктамышевой О.В.
судей Саликова М.М. и Фаленчи А.В.
при секретаре Оленевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Ханкайского муниципального района Приморского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о возложении обязанности снять земельный участок с кадастрового учета по апелляционной жалобе администрации Ханкайского муниципального района Приморского края на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 23 июля 2019 года, которым административное исковой заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., объяснения Управления Росреестра по Приморскому краю Рявкиной Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:администрация Ханкайского муниципального района Приморского края обратилась в суд с указанным административным иском, указав, что 09 января 2019 года на основании постановления администрации Ханкайского муниципального района от 24.12.2018 № 940-па земельный участок местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 55 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №.
В связи с неверно предоставленными координатами земельного участка для утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории заявителем было отозвано заявление по предварительному согласованию земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером.
Сведения о спорном земельном участке не носят временного характера, поскольку земельный участок имеет статус «актуальный», права на земельный участок не зарегистрированы. При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в ЕГРН сведений о государственной регистрации прав, в том числе ограничений на указанный земельный участок, снятие его с государственного кадастрового учета возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда. Истцом исчерпаны возможности разрешения спора во внесудебном порядке, его обращения в компетентные органы с целью урегулирования возникшей ситуации, оставлены без удовлетворения.
Просит обязать административного ответчика снять с кадастрового учета указанный земельный участок.
Представитель административного истца, представитель Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Ханкайского муниципального района Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела на основании заявления Сухомяс В.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка администрацией Ханкайского муниципального района Приморского края 24.12.2018 года принято постановление №940-па об утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка площадью 514 кв.м.
09 января 2019 года на основании постановления администрации Ханкайского муниципального района от 24.12.2018 № 940-па земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в кадастровом квартале №, территориальная зона Ж-1, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 55 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: <адрес> площадью - 514 кв. м., поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №.
Из заявления Сухомяс В.С. от 17.01.2019 года следует, что он просит отозвать его заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с неверно предоставленными координатами для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка определены, земельный участок имеет статус «учтенный».
Письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 19.02.2019 на обращения административного истца от 08.11.2018 и от 18.01.2019 сообщено, что снятие земельных участков с государственного кадастрового учета предусмотрено в случаях, определенных п.2 п. 3 ст. 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, в иных случаях снятие земельных участков с кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрено. Снятие объектов недвижимого имущества с государственного кадастрового учета, имеющих статус «учтенный», независимо от способа их образования, законом не предусмотрено, кроме случаев, предусмотренных названной нормой.
Решением Управления Росреестра по Приморскому краю от 23.02.2019 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером № с указанием на невозможность снятия земельного участка с кадастрового учета и со ссылкой на ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.
Проанализировав положения Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении обязанности о снятии с кадастрового учета земельного участка, имеющего статус «ранее учтенный».
С такими выводами суда первой инстанции полагает необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Пунктом 3 ст. 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона;
2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 70 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 марта 2008 года в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Статьей 41 Закона о государственной регистрации недвижимости установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 указанной нормы права в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.
Согласно части 3 указанной статьи снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Из совокупности анализа указанных положений Закона о государственной регистрации недвижимости следует, что земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета в случае, если он является преобразуемым, либо истек срок действия временных сведений о таком земельном участке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, указанным Законом о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка, как объекта недвижимого имущества, с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Как следует из иска административный истец не оспаривает решение о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка, не обжалует какое либо решение органа об отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка, не просит устранить кадастровую ошибку, а заявляет требование о возложении обязанности на орган снять земельный участок с кадастрового учета.
Однако заявляя такие требования, административный истец не ссылается на наличие каких либо оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета.
В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 этой статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая, что доказательств нарушения прав административного истца какими-либо действиями органа Росреестра не представлено, доказательств постановки земельного участка с нарушением установленных требований, либо в неверно установленных координатах не представлено, оснований для возложения на орган обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка в рамках административного дела не имеется.
Кроме того, с учетом содержания заявленных требований судебная коллегия полагает, что административным истцом избран неверный способ защиты права. В рамках дела, рассматриваемого по правилам административного судопроизводства, требование о снятии с кадастрового учета земельного участка может быть заявлено как способ восстановления нарушенного права. Вместе с тем, как указано выше истец не ссылается на нарушение его прав и законных интересов действиями административного ответчика.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных администрацией Ханкайского муниципального района Приморского края требований не имеется.
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судом и положенных в основу судебного постановления.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░