Дело №2-224/2024
УИД 57RS0003-01-2024-000358-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2024 года пгт. Глазуновка Орловской области
Глазуновский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Пьяновой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Глазуновского района Орловской области Потапенко М.О.,
при секретаре судебного заседания Захаровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Глазуновского района Орловской области, действующего в интересах Марьина Н.И., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
установил:
заместитель прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёв И.В., действующий в интересах Марьина Н.И., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Глазуновская центральная районная больница» (далее по тексту - БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ») об обязании обеспечить лекарственным препаратом.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Глазуновского района по обращению Марьина Н.И. проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении при обеспечении лекарственными препаратами льготной категории граждан за счет бюджетных средств по результатам которой установлено, что Марьин Н.И. состоит на учете в БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты>. Указал, что Марьин Н.И. является федеральным льготником, инвалидом 2 группы, имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета, в том числе лекарственным препаратом – «<данные изъяты> При наблюдении в БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» Марьину Н.И. рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата <данные изъяты> в связи с имеющимися заболеваниями в 2024 году лечащим врачом своевременно не выписывались, лекарственный препарат в аптечной сети бесплатно не отпускался. Лечащим врачом БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» Марьин Н.И. 04.06.2024, 04.07.2024, 05.08.2024 выписаны рецепты: серия <№> на получение лекарственного препарата <данные изъяты>), которые поставлены на отсроченное исполнение. БУЗ ОО Глазуновская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области направлены соответствующие заявки в целях обеспечения в 2024 году Марьина Н.И. лекарственными препаратами. Вместе с тем, Департаментом здравоохранения Орловской области Марьин Н.И. своевременно не обеспечен указанным лекарственным препарато. На основании изложенного просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Марьину Н.И. лекарственного препарата <данные изъяты> в необходимом количестве, постоянно на весь период лечения, вплоть до отмены препарата лечащим врачом; обязать БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» обеспечить своевременный отпуск рецептов на бесплатное обеспечение Марьина Н.И. лекарственным препаратом <данные изъяты> постоянно на весь период лечения, вплоть до отмены препарата лечащим врачом; обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст.212 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Глазуновского района Орловской области Потапенко М.О., уточнив исковые требования в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), окончательно просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Марьину Н.И. лекарственного препарата <данные изъяты>), в необходимом количестве, постоянно на весь период лечения, вплоть до отмены лекарственного препарата лечащим врачом и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Протокольным определением суда от 03.09.2024 БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Марьин Н.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (ст.41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 (в ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление Правительства №890) утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен (далее - Перечни ГНКЗ).
В соответствии с Перечнем ГНКЗ инвалиды 2 группы бесплатно обеспечиваются всеми лекарственными средствами и средствами диагностики.
В силу ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно разд. V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 (далее - Программа), обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).
Согласно ст.5 Федерального закона №178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В ст.6.1 Федерального закона №178-ФЗ перечислены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - федеральные льготники).
В силу п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона №178-ФЗ в состав предоставляемого федеральным льготникам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №2406-р (ред. от 09.06.2023) (далее - Перечень ЖНВЛП), сформированным в соответствии, с Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - рецепты на медицинские средства, медицинские средства).
Согласно Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р, к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам отнесены <данные изъяты>.
Таким образом, федеральные льготники бесплатно за счет средств федерального бюджета обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем ЖНВЛП.
При этом субъекты Российской Федерации обязаны за счет собственных бюджетных ассигнований бесплатно либо с 50-процентной скидкой обеспечивать граждан медицинскими средствами в соответствии с Перечнями ГНКЗ.
Какие-либо изъятия из состава групп лиц, перечисленных в Перечнях ГНКЗ, федеральным законодательством не установлены. Следовательно, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответствующие граждане (группы граждан) не могут быть лишены права на обеспечение лекарственными средствами бесплатно.
Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ №890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В целях реализации Постановления Правительства РФ <№> и положений Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории <адрес> принято постановление от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> (далее - Постановление), пунктом 1 которого постановлено определить Департамент здравоохранения Орловской области органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Марьин Н.И. состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты> и подлежит обеспечению, в том числе, лекарственным препаратом: <данные изъяты> <данные изъяты>
Согласно сведениям, предоставленным БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ», от 06.08.2024, дополнительные заявки были направлены в Департамент здравоохранения Орловской области 11.12.2023, 11.01.2024, 31.01.2024, 05.06.2024 <данные изъяты>
Из материалов дела усматривается, что лечащим врачом БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» 04.06.2024, 04.07.2024, 05.08.2024 выписаны рецепты: серия <№> на получение лекарственного препарата <данные изъяты>, который поставлен на отсроченное исполнение <данные изъяты>
При этом установлено, что БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области направлены соответствующие дополнительные заявки на льготное обеспечения в 2024 году Марьина Н.И. вышеуказанным лекарственным препаратом <данные изъяты>
По обращению Марьина Н.И. прокуратурой Глазуновского района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере льготного лекарственного обеспечения, в рамках которой установлено, что Марьин Н.И. не был своевременно обеспечен вышеуказанным лекарственным препаратом.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по обеспечению Марьина Н.И. лекарственным препаратом <данные изъяты>) по рецептам лечащего врача БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ», своевременно не исполнил.
Принимая во внимание, что не обеспечение Марьина Н.И. лекарственными препаратами создает условия, угрожающие его жизни и здоровью, нарушает его конституционное право на своевременное получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании Департамента здравоохранения Орловской области обеспечить Марьина Н.И. лекарственными препаратами <данные изъяты> в необходимом количестве, постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лекарственного препарата лечащим врачом, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд приходит к выводу, что длительное необеспечение Марьина Н.И. необходимым лекарственным препаратом является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение в данной части по настоящему исковому заявлению к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Глазуновского района Орловской области, действующего в интересах Марьина Марьин Н.И. <данные изъяты>), к Департаменту здравоохранения Орловской области <данные изъяты>) об обязании обеспечить лекарственным препаратом – удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Марьину Марьин Н.И., <ДД.ММ.ГГГГ>, лекарственного препарата <данные изъяты> в необходимом количестве, постоянно на весь период лечения, вплоть до отмены препарата лечащим врачом.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Глазуновский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2024 года.
Председательствующий Ю.В. Пьянова