Мотивированное решение составлено 03 сентября 2018 года.
Дело №2а-490/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2018 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Сединкина Ю.Г.,
при секретаре Ловуновой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области к Лапшову Сергею Александровичу о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
В Кушвинский городской суд поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области к Лапшову С.А. о взыскании задолженности по налогам. В обосновании административного иска указано что в соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Должник не исполнил обязанность по уплате земельного налога за 2016 год в сумме 1 397 646 рублей и пени по налогу в сумме 4 612 рублей 24 копейки, а также по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 336 061 рубль и пени по налогу в сумме 1 109 рублей. Согласно сведениям из Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Лапшов С.А. в 2016 году являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес>. В соответствии со статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2016 год не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Также должник в налоговый период 2016 год имел в собственности семь объектов недвижимости по адресу: <адрес>: здание с кадастровым номером №, здание с кадастровым номером №, здание с кадастровым номером №, здание с кадастровым номером №, здание с кадастровым номером №, здание с кадастровым номером №, здание с кадастровым номером №. Сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год составила 180 381 рубль. Ответчику было направлено налоговое уведомление №, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции. Должнику на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации заказным письмом направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Требование об уплате налога до настоящего времени налогоплательщиком не исполнено. Решением начальника межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № признана безденежной к взысканию и списана недоимка и задолженность по пеням, штрафам и процентам Лапшова С.А. на сумму 1 055 560 рублей 05 копеек (в том числе по недоимке 1 019 рублей, по пени 36 124 рубля 98 копеек). С учетом уточненных исковых требований административный истец просил суд взыскать с Лапшова С.А. задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 559 384 рубля, пени по налогу в размере 69 291 рубль 35 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 180 381 рубль, пени по налогу в размере 19 039 рублей 61 копейка.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Лапшов С.А. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представил суду письменные возражения на административное исковое заявление, в которых иск не признал. В обоснование указал, что ответчик признан несостоятельным (банкротом) определением Арбитражного суда Свердловской области от 09.01.2018 по делу №А60-1581/2016. В силу п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. Требование инспекции не относится к числу требований, от которых гражданин не освобождается в силу п. 4, п. 5 ст. 213.38 Закона о банкротстве, поскольку инспекция не представила доказательств извещения Лапшова С.А. о наличии у него соответствующей задолженности (извещение о налогах не направлялось, требование не направлялось и не вручалось, сведения из «личного кабинета налогоплательщика» ответчику недоступны, поскольку он никогда не обращался за получением логина и пароля для доступа к личному кабинету. Инспекция, будучи участником дела о банкротстве Лапшова С.А., свои требования к Лапшову С.А. за 2016 и 2017 годы не предъявляла, о наличии неисполненных добровольно обязательств не заявляла, в настоящее время такие требования считаются погашенными в силу указанных норм законодательства о банкротстве. В удовлетворении административного иска просил отказать в полном объеме.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Обязанность по уплате налога должна быть выполнены в срок, установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень объектов налогообложения, которыми признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, Лапшов С.А. в спорный период являлся собственником следующего имущества: земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 17 798 метров квадратных; нежилого здания склада кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 400,5 метров квадратных; нежилого здания (здания конторы «База битумная») кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 49,6 метров квадратных; нежилого здания кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 216,1 метров квадратных; нежилого здания склада кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 566,1 метров квадратных; нежилого здания кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 561 метр квадратный; сооружения (навеса) кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 550 метров квадратных; нежилого здания кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 175 метров квадратных.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области Лапшову С.А. были начислены земельный налог, налог на имущество физических лиц за 2016 год, а также осуществлён перерасчет земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 и 2015 годы. Итого начислен земельный налог в сумме 1 397 646 рублей, налог на имущество физических лиц в сумме 336 061 рубль. ДД.ММ.ГГГГ направлено налоговое уведомление № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-13).
В установленный законом срок, указанный в налоговом уведомлении, Лапшов С.А. обязанность по уплате налогов не исполнил, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области в его адрес ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование N 36478 об уплате задолженности по налогам в сумме 1 733 707 рублей, а также пени в сумме 5 721 рубль 24 копейки, предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7, 13).
Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленные сроки исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным административным иском.
В ходе рассмотрения дела административный ответчик исковые требования уменьшил, представил решение начальника межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №, которым признана безденежной к взысканию и списана недоимка и задолженность по пеням, штрафам и процентам Лапшова С.А. на сумму 1 055 560 рублей 05 копеек (в том числе по недоимке 1 019 рублей, по пени 36 124 рубля 98 копеек. С учетом уточненных исковых требований административный истец просил суд взыскать с Лапшова С.А. задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 559 384 рубля, пени по налогу в размере 69 291 рубль 35 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 180 381 рубль, пени по налогу в размере 19 039 рублей 61 копейка (л.д.75-79).
Оценивая доводы административного ответчика о том, что он признан несостоятельным (банкротом) определением Арбитражного суда Свердловской области от 09.01.2018, а в силу п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, а также о том, что требование инспекции не относится к числу требований, от которых гражданин не освобождается в силу п. 4, п. 5 ст. 213.38 Закона о банкротстве, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.
В силу статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, и их требования подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Анализ вышеприведенных правовых норм и разъяснений позволяет сделать вывод о том, что обязательство по уплате земельного налога, а также налога на имущество физических лиц за 2016 год возникло у Лапшова С.А. не ранее 31.12.2016, то есть уже после даты принятия Арбитражным судом Свердловской области заявления ПАО «СБЕРБАНК» о признании Лапшова С.А. несостоятельным (банкротом).
Следовательно, указанные обязательные платежи (налог на имущество физических лиц и земельный налог) и начисленные за просрочку их уплаты пени являются текущими платежами, и требования об их взыскании не подлежат включению в реестр требований кредиторов в рамках дела о банкротстве.
Таким образом, являющиеся предметом спора обязательные платежи и начисленные за просрочку их уплаты пени являются текущими платежами, которые не могли быть предъявлены в рамках процедуры банкротства Лапшова С.А. и завершение процедуры банкротства не влечет прекращения обязательства по их уплате.
Данный вывод следует из положений части 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающей, что требования кредиторов по текущим платежам сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Каких-либо иных доводов в обоснование своих возражений административным ответчиком суду не представлено. Размер начисленных и предъявленных к взысканию налогов и пени административным ответчиком при рассмотрении дела не оспаривался.
Таким образом, суд, исследовав все обстоятельства дела, дав оценку представленным доказательствам, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области, предъявленных к Лапшову Сергею Александровичу о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 559 384 рубля, пени по налогу в размере 69 291 рубль 35 копеек, задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 180 381 рубль, пени по налогу в размере 19 039 рублей 61 копейка.
В силу ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим суд взыскивает с административного ответчика, который не освобожден в силу закона от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину в сумме 11480 рублей 96 коп., подлежащую зачислению в бюджет Кушвинского городского округа.
Руководствуясь ст.ст. 124-126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области к Лапшову Сергею Александровичу о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.
Взыскать с Лапшова Сергея Александровича ИНН № земельный налог за 2016 год в размере 559 384 рубля, пени по земельному налогу в сумме 69 291 рубль 35 копеек, налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 180 381 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 19 039 рублей 61 копейка.
Взыскать с Лапшова Сергея Александровича государственную пошлину в сумме 11480 рублей 96 коп., подлежащую зачислению в бюджет Кушвинского городского округа.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.
Судья Ю.Г. Сединкин