Дело № АП 12-332/2018
Р Е Ш Е Н И Е
р.п. Иловля 10 декабря 2018 года
Судья Иловлинского районного суда Волгоградской области Ревенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржова А. С. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 21 сентября 2018 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Бурова А.В. № 32/1331-09-18 от 21 сентября 2018 года глава Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области Коржов А.С. обратился с жалобой, в которой оспаривает его законность и обоснованность и ставит вопрос об отмене данного постановления с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы указано, основанием привлечения его к административной ответственности послужило непредставление администрацией Качалинского сельского поселения сведений в соответствии с порядком, утвержденным приказом МПР России от 21.08.2007 г. № 214 «Об утверждении Порядка представления и состава сведений, представляемых органами местного самоуправления, для внесения в государственный водный реестр» в срок до 15 февраля 2018 года.
В оспариваемом постановления не указано, что в реестре содержатся неполные и достоверные сведения, в связи с чем администрация Качалинского сельского поселения должна исполнить обязанность по внесению сведений, актуальных на 01.01.2018 года. Полагает, что толкование указанного выше приказ о предоставлении «нулевых сведений» или «информировании об отсутствии» является субъективным, прямого указания о направлении уведомления об отсутствии сведений законодательство Российской Федерации не содержит.
Полагает, что в постановлении отсутствуют основания объективной стороны правонарушения: не выяснено, имеет ли место сокрытие либо умышленное искажение, либо несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; не ясно, какая информация не сообщена.
Давая правовую оценку действиям (бездействию) и квалифицируя их по ст. 8.5 КоАП РФ, государственный инспектор не конкретизировал, в чем выразилось противоправное поведение, исходя из его описания, содержащегося в диспозиции статьи 8.5 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - глава Качалинского сельского поселения Коржов А.С., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Волгоградской области Буров А.В., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседании 20 ноября 2018 года государственный инспектор в области охраны окружающей среды Волгоградской области Буров А.В. просил постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения. Пояснил, что утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21.08.2007 г. № 214 Порядок представления органами местного самоуправления сведений в государственный водный реестр, не освобождает органы местного самоуправления от обязанности представления в уполномоченный орган информации об отсутствии данных сведений. Вместе с тем, глава Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Коржов А.С. исполнение требований водного законодательства администрацией Качалинского сельского поселения не организовал, представление сведений в соответствии с порядком, утвержденным Приказом МПР России от 21.08.2007 г. № 214, в срок до 15 февраля 2018 года не обеспечил.
В соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, в отношении которых ведется административное производство, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу требований части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Статьей 31 Водного кодекса РФ предусмотрено ведение государственного водного реестра уполномоченным органом.
Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальный образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения:1) о бассейновых округах; 2) о речных бассейнах; 3) о водохозяйственных участках; 4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях; 5) о водохозяйственных системах; 6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты; 7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах; 8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования; 9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; 10) о договорах водопользования; 10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях; 10.2) о местоположении береговой линии (границы водного объекта); 11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра.
В соответствии с данным положением, ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Форма реестра и правила внесения в него сведений, а также правила оформления регистрации в реестре утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе, в том числе органами местного самоуправления – о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, принятых решениях о предоставлении в пользование водных объектов, о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений, водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21.08.2007 № 214 утверждены Порядок представления органами местного самоуправления для внесения в государственный водный реестр и состав указанных сведений (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка, сведения о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых являются органы местного самоуправления, о принятых органами местного самоуправления решениях о предоставлении в пользовании водных объектов представляются органами местного самоуправления для внесения в государственный водный реестр в порядке, установленном правилами оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утверждаемыми в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 28.04.2007 № 253.
Согласно п.3 Порядка, сведения для внесения в государственный водный реестр, за исключением указанных в п.2 названного Порядка, представляются органами местного самоуправления в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов ежегодно в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, актуализированными по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Сведения для внесения в государственный водный реестр представляются на бумажных и электронных носителях в документированном виде с сопроводительном письмом и описью вложения.
Согласно п.7 Порядка, органы местного самоуправления несут ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для внесения в государственный водный реестр.
Судом установлено, что на основании распоряжения № 65-л от 15 сентября 2017 года Коржов А.С. вступил в должность главы администрации Качалинского сельского поселения с 15 сентября 2017 года (л.д.53).
11 апреля 2018 года прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка, по результатам которой установлено, что администрацией Качалинского сельского поселения сведения за 2017 год в соответствии с Приказом МПР России от 21.08.2007 № 214 до 15 февраля 2018 года в Отдел водных ресурсов по Волгоградской области Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов не представлены, о чем сообщено Руководителю Управления Росприроднадзора Волгоградской области (л.д.43,44-45,46-47,48,49-5-51,52,57,58).
15 июня 2018 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области Буровым А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении главы Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржова А.С. (л.д.31-33).
Согласно письменным объяснениям Коржова А.С., по состоянию на 1 января 2018 года сведения для внесения в государственный водный реестр отсутствуют, в связи с чем не представлены (л.д.35).
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Бурова А.В. № 32/1331-09-18 от 21 сентября 2018 года глава Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей (л.д.22-26).
Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
В соответствии с п. «н» п. 13 Положения о ведении государственного водного реестра Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе органами местного самоуправления - о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, принятых решениях о предоставлении в пользование водных объектов, о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений, водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Состав сведений о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, сведений о водных объектах, находящихся в собственности муниципальных образований, сведений о гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований, предоставляемых органами местного самоуправления для внесения в государственный водный реестр определен в пунктах 1,2,3 приложения 2 к приказу Минприроды России от 21.08.2007 г. № 214.
При этом исходя из положений названного нормативного акта, органы местного самоуправления не освобождены от обязанности по информированию уполномоченного органа (в данном случае – Ниже-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов) об отсутствии сведений, подлежащих внесению в государственный водный реестр, по форме, определенной в пунктах 1,2,3 приложения 2 к приказу Минприроды России от 2108.2017 г. № 214.
Глава Качалинского сельского поселения Коржов А.С., являясь лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды, не предоставил в установленном порядке органу, осуществляющему надзор за соблюдением природоохранного законодательства РФ своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а именно не исполнил требования водного законодательства по представлению сведений в государственный водный реестр в порядке и в сроки, установленные Порядком (утв. приказом МПР России от 21.08.2007 № 214), в связи с чем он обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, исследованных и оцененных в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, оснований сомневаться в достоверности и допустимости которых у суда не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела должностным лицом все фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что главой Качалинского сельского поселения были представлены сведения в государственный водный реестр в порядке и в сроки, установленные Порядком (утв. приказом МПР России от 21.08.2007 № 214), суду не представлено.
Исходя из описания обстоятельств, установленных должностным лицом в оспариваемом постановлении, главой Качалинского сельского поселения допущено бездействие, выразившееся в сокрытии полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, что охватывается диспозицией статьи 8.5 КоАП РФ.
Действия главы Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области были правильно квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ, наказание назначено в минимальном размере в пределах санкции данной статьи, с учётом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу главы Качалинского сельского поселения Коржова А.С., не усматривается.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей суд находит справедливым, указанный вид наказания отвечающим принципу социальной справедливости и достаточным для предупреждения совершения новых административных правонарушений.
Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным, в данном случае не имеется.
Существенных нарушений процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению вынесенного по делу постановления, судом не установлено.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения жалобы главы Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области № 32/1331-09-18 от 21 сентября 2018 года о привлечении главы Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржова А. С. к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу главы Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржова А. С. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.
Судья О.В. Ревенко