Дело №2а – 3493/2021
УИД 33RS0002-01-2021-004521-41
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 октября 2021 года
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :
председательствующего судьи Веселовой А.О.,
при секретаре Макаровой В.О.
с участием:
административного ответчика ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП Октябрьского района <...> ФИО4 о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора
установил:
ДД.ММ.ГГГГ (согласно оттиска почтового отделения связи на конверте) ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района <...> ФИО4 о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указала, что постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство о взыскании с нее исполнительского сбора (дата, номер и сумма ей не известны ввиду ненаправления корреспонденции). В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем было направлено постановление об обращении на заработную плату. С указанными действиями она не согласна, считает их нарушающими ее права, т.к. она не уведомлялась о возбуждении исполнительного производства, что лишило ее добровольного исполнения обязательств. О наличии задолженности она узнала от своего работодателя в феврале 2021 года и сразу погасила задолженность. О вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора также узнала от работодателя ДД.ММ.ГГГГ, что лишило ее возможности добровольной оплаты.
В судебное заседание административный истец не явился, извещался надлежащим образом.
Административный ответчик –судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района <...> ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Административный соответчик - УФССП России по Владимирской области не направил представителя для участия в судебном заседании, извещался надлежащим образом.
Заинтересованное лицо – ПАО Сбербанк России ### не направило представителя для участия в судебном заседании, извещалось надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что для признания постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий — несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч.3 ст.219 КАС РФ, ст.122 ФЗ « Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (п.15 ч.1 ст. 64 Федерального закона №229-ФЗ).
В соответствии со ст.2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Перечень, характер и объем необходимых, подлежащих применению исполнительных действий, с учетом принципов целесообразности и достаточности определяется судебным приставом-исполнителем самостоятельно.
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 Федерального закона №229-ФЗ, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона).
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке.
В соответствии с положениями части 2 статьи 29 Федерального закона N229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: адресат отказался от получения повестки, иного извещения; несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу; повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленную повестку, иное извещение не получило; извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Взыскание исполнительского сбора является одним из исполнительных действий (п.13 ч.1 ст.64 закона об исполнительном производстве).
В силу ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства, является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на исполнении в ОСП Октябрьского района <...> (с ДД.ММ.ГГГГ) находилось исполнительное производство ###-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное ОСП <...> на основании исполнительного листа, выданного Октябрьским районным судом <...> по делу ###, в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ПАО Сбербанк России предметом исполнения: задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 101633,75руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП <...> от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на заработную плату должника, которое направлено для исполнения в Департамент административных органов.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток задолженности составил 79425,76 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района <...> от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 взыскан исполнительский сбор в размере 6071,54 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района <...> от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника в пределах 84867,74 руб., которое направлено для исполнения в Департамент юстиции Владимирской области.
ДД.ММ.ГГГГ на депозитный счет ОСП поступили денежные средства в размере 78796,20 руб., которые перечислены взыскателю.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено по п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона №229-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 возбуждено исполнительное производство###-ИП в пользу взыскателя УФССП России по Владимирской области предметом исполнения: исполнительский сбор в размере 6071,54 руб.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлялась должнику в ЛК ЕПГУ и получена им ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника, которое направлено для исполнения в Департамент юстиции Владимирской области.
Копия указанного постановления также направлялась ФИО1 через личный кабинет ЕПГУ и получена ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района <...> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено по п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона №229-ФЗ.
Из представленных материалов исполнительного производства усматривается, что должнику достоверно было известно о возбуждении исполнительного производства, поскольку ДД.ММ.ГГГГ должник обращался к судебном приставу-исполнителю с заявлением о уменьшении размера удержаний из заработной платы с 50% до20%; именно по заявлению должника исполнительное производство ДД.ММ.ГГГГ было передано на исполнение в ОСП Октябрьского района <...> в связи со сменой места жительства.
В связи с изложенным, оснований полагать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора суд не усматривает.
Исходя из положений статей 3, 4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Кроме того, суд учитывает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный <...> закона №229-ФЗ, поскольку о взыскании исполнительского сбора истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, а исковое заявление подано в суд в июле 2021 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░