Решение по делу № 33-1219/2023 от 14.03.2023

Судья Сосновская О.Э. 33-1219/2023

10RS0011-01-2022-007146-40

2-4147/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2023 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Тимошкиной Т.Н. и Глушенко Н.О.

при секретаре Полат И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика и третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 сентября 2022 года по иску Климчук Татьяны Юрьевны к государственному казенному учреждению Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Климчук Т.Ю. обратилась с иском по тем основаниям, что состоит в трудовых отношениях с государственным казенным учреждением Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» (далее – ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами, Учреждение), с августа 2021 года замещает должность ведущего специалиста отдела земельных ресурсов сектора работы с физическими лицами. В соответствии с приказом Учреждения от ХХ.ХХ.ХХ она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора, в связи ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, выразившемся в рассмотрении заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года и подготовке проектов договоров аренды земельных участков при отсутствии на заявлениях входящего штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Данный приказ вынесен по результатам служебной проверки, однако деятельность комиссии по проведению служебной проверки нормативными актами Учреждения не предусмотрена. Указывает, что оспариваемый приказ и акт по результатам служебной проверки не содержат указания на конкретные обязанности, ненадлежаще исполненные или неисполненные ею. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Климчук Т.Ю. просила признать незаконным и отменить указанный приказ директора ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 руб.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрация Главы Республики Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены, приказ директора ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» от ХХ.ХХ.ХХ «О применении мер дисциплинарного взыскания» признан незаконным и отменен.

Взыскана с ответчика в пользу истца компенсация морального вреда в размере 1 руб.

Взыскана с ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственная пошлина в размере 600 руб.

С таким решением суда не согласилось ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующая по доверенности Я.В.В., просит решение суда первой инстанции отменить и отказать истцу в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд ссылается в решении суда на отсутствие доказательств поступления заявлений Ц.К.В. из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, однако в материалах дела имеются объяснения сотрудников отдела приема и выдачи доккументов Учреждения, полученные в ходе служебной проверки, свидетельствующие о поступлении заявления Ц.К.В. из указанного Министерства. При этом материалами дела подтверждается, что заявления Ц.К.В. не поступали в порядке личного приема в Учреждение, посредством почтового направления либо по электронной почте.

С решением суда также не согласилось Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в апелляционной жалобе представитель третьего лица, действующая по доверенности Б.О.И., просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что решение суда первой инстанции вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы в решении суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что в силу пункта должностной инструкции ведущего специалиста сектора по работе с физическими лицами отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», ведущий специалист готовит (участвует в подготовке) проекты решений о предоставлении земельных участков. Подготовке проекта решения предшествует анализ заявления гражданина, правового статуса испрашиваемого земельного участка, проверка очередности поступления заявлений граждан. Со ссылками на положения Административного регламента Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, обращает внимание, что Климчук Т.Ю. была обязана проверить обстоятельства поступления документов Ц.К.В. и З.А.В. Истец имела право обратиться устно или со служебной запиской к руководству Учреждения с просьбой провести проверку и установить обстоятельства поступления заявлений, должна была проявить внимательность и установить правильную очередность поступления заявлений граждан. По результатам служебной проверки установлено, что заявления от Ц.К.В. и З.А.В. поступили в Учреждение через сайт Госуслуг и из Министерства, при этом входящие штампы Министерства на заявлениях Ц.К.В. отсутствуют, а на заявлениях З.А.В. такие штампы имеются. Полагает неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что Климчук Т.Ю. не обязана была поверять очередность регистрации заявлений. Не согласна с выводом суда о том, что наличие двух актов по результатам проверки свидетельствует о несоблюдении работодателем процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности, поскольку в материалах дела имеется лишь один утвержденный акт служебной проверки с резолюцией директора Учреждения. Наличие иных предварительных либо рабочих версий актов не влияет на законность утвержденного работодателем акта проверки и на решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», действующая по доверенности С.М.В., и представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, действующая по доверенности Б.О.И., доводы апелляционных жалоб поддержали по изложенным в них основаниям.

Представитель истца, действующий по доверенности К.С.А., с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении или возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка (абзацы второй и третий части второй названной статьи).

Работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (абзацы пятый и шестой части 1 статьи 22 ТК РФ).

Судом установлено, что Климчук Т.Ю. с октября 2019 года работает в ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», с ХХ.ХХ.ХХ - в должности ведущего специалиста сектора по работе с физическими лицами отдела земельных ресурсов данного Учреждения.

Основной целью указанного Учреждения в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 827р-П, является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в сфере: предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; управления и распоряжения земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

В феврале 2022 года в Учреждение поступили заявления от Ц.К.В. и З.А.В. о предоставлении в аренду земельных участков.

В отношении земельного участка с кадастровым номером поступили заявления:

от Ц.К.В., зарегистрированные 1 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т.) и 9 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т.) (дата этих заявлений 28 января 2022 года);

от З.А.В., зарегистрированные 07 февраля 2022 года, входящий номер (дата заявления 6 февраля 2022 года) (л.д. , т.), также 9 февраля 2022 года, входящий номер (дата заявления 7 февраля 2022 года) (л.д. , т.).

В отношении земельного участка с кадастровым номером поступили заявления:

от Ц.К.В., зарегистрированные 1 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т.) и 9 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т.) (дата этих заявлений 28 января 2022 года);

от З.А.В., зарегистрированные 07 февраля 2022 года, входящий номер (дата заявления 6 февраля 2022 года) (л.д. т.) и 9 февраля 2022 года, входящий номер (дата заявления 7 февраля 2022 года) (л.д. , т.).

В отношении земельного участка с кадастровым номером поступили заявления

от Ц.К.В., зарегистрированные 1 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т. ) и 9 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т.) (дата этих заявлений 28 января 2022 года).

Рассмотрение указанных заявлений было поручено Климчук Т.Ю. с указанием срока их исполнения.

По результатам рассмотрения указанных заявлений письмами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 1 марта 2022 года за подписью З.С.В., начальника управления земельных ресурсов, правовой, кадровой работы, администрирования и делопроизводства, исполнявшего в этот период обязанности первого заместителя министра направлены:

Ц.К.В. договоры аренды в отношении: земельного участка (письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 01 марта 2022 года на заявления зарегистрированные с входящими номерами и ) (л.д. , т.), земельного участка (на заявления, зарегистрированные с входящими номерами , ) (л.д. , т.), земельного участка (на заявления, зарегистрированные с входящими номерами и ) (л.д. , т.);

З.А.В. – отказы в предоставлении без проведения торгов в аренду земельного участка с кадастровым номером (на заявление, зарегистрированные с входящими номерами и ); земельного участка с кадастровым номером (на заявления, зарегистрированные с входящими номерами и ), в связи с тем, что по результатам рассмотрения ранее поступивших в адрес Министерства заявлений от 01 февраля 2022 года иного лица Министерством был подготовлен и направлен в адрес заявителя договор аренды в отношении указанных земельных участков (л.д. , т.).

ХХ.ХХ.ХХ З.С.В. направил в адрес министра имущественных и земельных отношений Республики Карелия Свидской Я.С. служебную записку, приложив к ней материалы по заявлениям З.А.В. и Ц.К.В., в которой указал, что в ходе исполнения обязанностей первого заместителя министра при рассмотрении представленных на подписание проектов решений по заявлениям о предоставлении земельных участков по ряду заявлений выявлены факты двойной регистрации входящих заявлений сотрудниками ГКУ Республики Карелия «Управление земельных ресурсов», при этом оба экземпляра заявлений являются оригиналами. Выявленные факты свидетельствуют о неопределенности по датам поступления и очередности рассмотрения документов. В действиях должностных лиц могут быть усмотрены факты, которые могут привести к необоснованным решениям в части предоставления земельных участков с нарушением очередности рассмотрения поступивших заявлений (л.д. , т.).

По фактам, изложенным в служебной записке, в соответствии с приказом директора Учреждения от ХХ.ХХ.ХХ была создана комиссия (л.д., т.), проведена служебная проверка, в ходе которой председателем комиссии истребованы письменные объяснения у Климчук Т.Ю. (л.д. , т.), также у сотрудников отдела приема и выдачи документов Учреждения: начальника отдела З.Ю.А. и специалистов отдела Б.И.А., Т.И.В, К.З.В.

ХХ.ХХ.ХХ Климчук Т.Ю. представлены письменные объяснения на имя председателя комиссии (л.д. , т.).

Согласно акту о результатах проведения служебной проверки по фактам двойной регистрации входящих заявлений сотрудниками учреждения установлено, что заявления Ц.К.В. о предоставлении в аренду земельных участков, зарегистрированные в Учреждении 01 и 9 февраля 2022 года (входящие номера , , , , , ), поступили из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, при этом входящие штампы Министерства на этих заявлениях отсутствуют;

Заявления З.А.В. о предоставлении в аренду земельных участков поступили через сайт Госуслуг (входящие номера , ) и из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (входящие номера № , ), что подтверждается входящими штампами Министерства.

Комиссия пришла к выводу, что отсутствие на заявлениях Ц.К.В. входящего штампа Министерства не позволяет определить, когда эти заявления поступили в Министерство, что существенно влияет на рассмотрение заявлений. Подготовка ведущим специалистом отдела земельных ресурсов Климчук Т.Ю. проектов договоров аренды земельного участка с Ц.К.В. нарушает права З.А.В., что является основанием для привлечения ведущего специалиста Климчук Т.Ю. к дисциплинарной ответственности (л.д. , т.).

В соответствии с приказом Учреждения от ХХ.ХХ.ХХ -лс на основании акта проверки от ХХ.ХХ.ХХ Климчук Т.Ю. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговора в связи с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, выразившемся в рассмотрении заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года и подготовке проектов договоров аренды земельных участков при отсутствии на заявлениях входящего штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (л.д. т.).

Согласно статье 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

В статье 192 ТК РФ установлены виды дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка; за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Статьей 193 ТК РФ предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

Взыскание налагается при соблюдении процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности и в установленные законом сроки.

При этом в силу действующего законодательства, на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что: совершенное работником нарушение, явившееся поводом к наложению дисциплинарного взыскания, в действительности имело место; работодателем были соблюдены предусмотренные частями 3 и 4 статьи 193 ТК РФ сроки для применения дисциплинарного взыскания, учтена тяжесть совершенного проступка.

Таким образом, по смыслу изложенных норм следует, что основанием для применения к работнику дисциплинарного взыскания, является факт совершения работником дисциплинарного проступка, которое в силу норм действующего трудового законодательства следует рассматривать, как виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя, при этом, следует учитывать необходимость соблюдения установленной законом процедуры наложения дисциплинарного взыскания.

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в соответствии с Административным регламентом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, утвержденным приказом Госкомитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 01 февраля 2016 года № 72 (с учетом последующих изменений), указанная государственная услуга предоставляется органом исполнительной власти Республики Карелия - Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия. ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» участвует в предоставлении государственной услуги. Решения по результатам предоставления государственной услуги принимаются Министерством. Все документы, требующие принятия решения Министерством, подписываются Уполномоченным лицом Министерства (пункты 12, 13 Административного регламента).

Результатами предоставления государственной услуги являются, в том числе, направление заявителю решения Министерства о возврате заявления и документов с указанием причин возврата; направление заявителю договора аренды земельного участка; направление заявителю решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка (в собственность или в аренду без проведения торгов, в собственность бесплатно, в безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование).

Административным регламентом установлено, что заявления и документы, в том числе в электронной форме, поступившие в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия или в Учреждение, регистрируются должностными лицами, ответственным за ведение делопроизводства. Заявления и документы, зарегистрированные Министерством Учреждение получает ежедневно в приемной Министерства (пункт 35 Административного регламента).

Согласно пункту 86 Административного регламента предоставление государственной услуги - предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация заявления и документов и их последующая передача должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги; 2) рассмотрение заявления и документов; 3) запрос документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить; 4) подготовка и заключение договора аренды земельного участка; 5) принятие решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.

Началом административной процедуры приема и регистрации заявления и документов и их последующая передача должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги является поступление заявлений и документов, их регистрация с проставлением штампа с указанием даты и регистрационного номера После регистрации заявление и документы передаются Директору или лицу, его замещающему, для подготовки резолюции. Резолюция содержит: фамилию и инициалы должностного лица, которому дается поручение (начальник отдела или конкретное должностное лицо) (пункт 89 Административного регламента).

Заявление и документы с резолюцией Директора или лица, его замещающего, передаются должностному лицу, ответственному за ведение делопроизводства, для внесения резолюции в электронную базу документов и передачи заявления и документов на исполнение начальнику отдела или должностному лицу, указанному в резолюции.

В соответствии с Регламентом взаимодействия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» и органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) при осуществлении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным приказом Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок от 18 апреля 2016 года № 393, Учреждением осуществляется прием и регистрация заявлений граждан (в том числе являющихся ИП) и юридических лиц, а также прилагаемых документов о предоставлении услуги в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 2). Поступившие в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и органы местного самоуправления документы не позднее дня, следующего за днем их поступления, регистрируются соответственно должностными лицами Министерства и органов местного самоуправления, ответственными за ведение делопроизводства. Документы, поступившие в Министерство, Учреждение ежедневно в рабочие дни получает в ячейке Учреждения в приемной Министерства (пункт 3 Регламента взаимодействия) (л.д. , т.).

После поступления документов в Учреждение, они регистрируются в единой системе электронного документооборота и делопроизводства или в иной системе, предназначенной для ведения делопроизводства не позднее дня, следующего за днем их поступления (с проставлением регистрационного штампа с указанием даты и регистрационного номера) (пункт 4 Регламента взаимодействия).

Прием и выдача документов по обращениям граждан (в том числе являющихся ИП) и юридических лиц о предоставлении услуги в сфере предоставления земельных участков, или иным вопросам, связанным с предоставлением земельных участков; организация ведения документооборота и обеспечение единого порядка работы с документами в Учреждении возложены на отдел приема и выдачи документов, который действует в соответствии с положением об указанном отделе утвержденным приказом Учреждения от 16 ноября 2020 года № 257 (л.д. , т.).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответственными за проведение административной процедуры «Прием и регистрация заявления и документов и их последующая передача должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги», являются должностные лица отдела приема и выдачи документов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами».

Климчук Т.Ю. является ведущим специалистом отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», к полномочиям которого в соответствии Положением об указанном отделе (утвержденным приказом Учреждения от ХХ.ХХ.ХХ , л.д. , т.) отнесены, в том числе, подготовка проектов решений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, ограниченное пользование (сервитут).

Согласно Административному регламенту, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, проверяет заявление и документы на соответствие требованиям Регламента; по итогам выполнения административной процедуры «Рассмотрение заявления и документов» подготавливает проект решения Министерства о возврате заявления и документов заявителю с указанием причин возврата в форме письма Министерства (пункт 96).

Подготовка и заключение договора аренды земельного участка осуществляется в рамках административной процедуры «Подготовка и заключение договора аренды земельного участка»; включает в себя получение из государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций необходимых документов, подготовку проекта договора аренды земельного участка. Завизированный начальником отдела и Директором проект данного договора передается уполномоченному лицу Министерства для подписания.

Таким образом, должностные лица отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» являются ответственными за проведение административных процедур «Рассмотрение заявления и документов», «Подготовка и заключение договора аренды земельного участка», «Принятие решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов», входящих в состав административной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов».

Согласно должностной инструкции ведущего специалиста сектора по работе с физическими лицами отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», утвержденной директором Учреждения ХХ.ХХ.ХХ, указанный специалист принимает участие в обеспечении (организации) выполнения задач, возложенных на Учреждение; в том числе точно и в срок выполняет указания и поручения директора Учреждения, начальника и заместителя начальника отдела, готовит проекты правовых актов на распоряжение земельными участками, проекты договоров аренды земельных участков и др. (л.д. , т.),

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях Климчук Т.Ю. дисциплинарного проступка, учитывая, что в акте по результатам служебной проверки и оспариваемом приказе отсутствует указание на пункты должностной инструкции, Административного регламента Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, положения Земельного кодекса Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, которые были нарушены Климчук Т.Ю. и явились основанием для привлечения её к дисциплинарной ответственности.

В ходе судебного разбирательства работодатель не представил доказательства вменяемого истцу ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей (что выразилось в рассмотрении заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года и подготовке проектов договоров аренды земельных участков при отсутствии на заявлениях входящего штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия). Суд обоснованно указал, что в силу положений Административного регламента к обязанностям должностного лица, осуществляющего административную процедуру «Рассмотрение заявления и документов», «Подготовка и заключение договора аренды земельного участка», «Принятие решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов», не отнесена проверка заявления и документов на их соответствие регистрации, предусмотренной пунктом 35 Административного регламента. Должностной инструкцией ведущего специалиста сектора по работе с физическими лицами отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» такая обязанность также не предусмотрена.

Кроме того, Административным регламентом, каким-либо иным нормативным актом Учреждения не определены действия должностного лица, которому передано для рассмотрения заявление, в случае установления нарушения порядка регистрации заявления, определенного пунктом 35 Административного регламента.

Также суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении работодателем порядка наложения дисциплинарного взыскания в части истребования объяснений у работника. Из материалов дела следует, что Климчук Т.Ю. было предложено дать письменное объяснение в связи с указанными в служебной записке З.С.В. фактами двойной регистрации входящих заявлений сотрудниками ГКУ Республики Карелия «Управление земельных ресурсов», что подразумевает повторную регистрацию заявления о предоставлении земельного участка с одним и тем же кадастровым номером в разные даты.

Служебная записка З.С.В., являющаяся основанием для проведения служебной проверки, не содержит сведений о нарушениях порядка рассмотрения заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года в связи с отсутствием на этих заявлениях входящего штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, однако истец привлечена к дисциплинарной ответственности в связи с рассмотрением указанных заявлений Ц.К.В.

Учитывая изложенное, отсутствие в действиях истца дисциплинарного проступка, также допущенные работодателем нарушения порядка наложения дисциплинарного взыскания, правомерным является решение суда об удовлетворении исковых требований и признании незаконным оспариваемого приказа Учреждения от ХХ.ХХ.ХХ о привлечении Климчук Т.Ю. к дисциплинарной ответственности.

Поскольку судом был установлен факт нарушения трудовых прав истца, на основании статьи 237 ТК РФ и с учетом положений части 3 статьи 196 ГПК РФ были удовлетворены исковые требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 1 руб.

Решение суда в этой части сторонами не обжалуется, в связи с чем в силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ не проверяется судом апелляционной инстанции.

Не являются основанием для отмены судебного решения доводы апелляционной жалобы ГКУ Республики Карелия «Управление земельных ресурсов» о том, что в материалы дела представлены доказательства, в том числе объяснения сотрудников отдела приема и выдачи документов Учреждения, подтверждающие поступление заявлений Ц.К.В. из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Эти доводы в судебном заседании заявлялись, судом первой инстанции исследовались и им дана оценка в судебном решении. Судебная коллегия учитывает, что истец была привлечена к дисциплинарной ответственности в связи с рассмотрением заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года и подготовкой проектов договоров аренды земельных участков при отсутствии на этих заявлениях входящего штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Между тем, из материалов дела не следует, что ГКУ Республики Карелия «Управление земельных ресурсов» проводилась проверка и устанавливались причины регистрации Учреждением заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года в отсутствии на этих заявлениях штампа регистрации Министерства. При этом в ходе судебного разбирательства сторона ответчика указывала, что не представилось возможным определить, каким именно образом заявления Ц.К.В. от 28 января 2022 года поступили в Учреждение (протокол судебного заседания от 15 июня 2022 года, л.д. , т.), доказательств того, что данные заявления поступили в учреждение из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, не имеется. Пояснения сотрудников были оценены судом в совокупности с другими доказательствами по делу. Также судом было учтено, что ранее поступавшие в Учреждение заявления, переданные в работу разным сотрудникам Учреждения, были оформлены и зарегистрированы таким же образом, как и заявления Ц.К.В. от 28 января 2022 года.

Отклоняются судебной коллегией доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о том, что Климчук Т.Ю. были допущены нарушения положений пункта должностной инструкции ведущего специалиста сектора по работе с физическими лицами отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», учитывая, что подготовке проекта решения предшествует анализ заявления гражданина, испрашиваемого земельного участка и его правового статуса, проверка очередности поступления заявлений гражданин.

Материалами дела подтверждается, что заявления Ц.К.В. от 28 января 2022 года о предоставлении указанных выше земельных участков в аренду после регистрации их в отделе приема и выдачи документов Учреждения с проставлением штампа и с указанием даты и регистрационного номера были переданы должностному лицу Учреждения; указанное должностное лицо, также изучив заявление и документы, внесло резолюцию, поручив исполнение этих заявлений Климчук Т.Ю.(л.д. , , т.; л.д. , , , т.). Таким образом, Климчук Т.Ю. в соответствии с должностной инструкцией (пункт , л.д. , т.), резолюциями в отношении заявлений Ц.К.В. была обязана точно и в срок выполнить указанные поручения. При этом какими либо нормативными документами не предусмотрено, что истец должна была проверить обстоятельства поступления заявлений и документов Ц.К.В. в Учреждение, то есть установить причину отсутствия регистрации этих заявлений в Министерстве и, по сути, проверить правильность регистрации этих заявлений Учреждением.

В последующем, подготовленные Климчук Т.Ю., как должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги, проекты договоров аренды земельных участков были переданы уполномоченному лицу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия для подписания. З.С.В., исполняющий в этот период обязанности первого заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Карелия, по результатам рассмотрения указанных заявлений, ХХ.ХХ.ХХ направил заявителю подготовленные Климчук Т.Ю. проекты договоров аренды земельных участков.

Таким образом, в данном случае отсутствие регистрационного штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на заявлениях Ц.К.В. от 28 января 2022 года не препятствовало их регистрации в Учреждении, рассмотрению их должностным лицом Учреждения до подготовки и внесения соответствующей резолюции и подписанию проектов договоров аренды земельных участков уполномоченным лицом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Несостоятельным является утверждение представителя ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции о том, что Климчук Т.Ю. принято неправомерное решение в нарушение положений пункта 4 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации об очередности рассмотрения заявлений. В соответствии с Административным регламентом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов такая государственная услуга предоставляется органом исполнительной власти Республики Карелия - Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, то есть соответствующее решение о предоставлении земельного участка по договору аренды принимает указанное Министерство. При этом из материалов служебной проверки и оспариваемого Климчук Т.Ю. приказа о наложении дисциплинарного взыскания не следует, что истцом в данном случае была нарушена очередность рассмотрения заявлений.

Также не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о необоснованном выводе суда о наличии двух актов по результатам проверки. Эти доводы также заявлялись стороной ответчика в судебном заседании, исследовались и оценивались судом первой инстанции. Суд правильно оценил представленные в материалы дела два акта служебной проверки от ХХ.ХХ.ХХ, подписанные членами комиссии и содержащие противоположные выводы о результатах проверки: в одном - об отсутствии оснований для привлечения сотрудников учреждения к дисциплинарной ответственности (л.д. т.), в другом – о наличии таких оснований (л.д. , т.). При этом доказательств установления дополнительных обстоятельств, влияющих на выводы проверки, в промежуток между подписанием двух актов, не представлено.

Не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы представителя ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» в суде апелляционной инстанции о том, что не имеют правового значения для разрешения спора выводы суда первой инстанции о том, что после привлечения Климчук Т.Ю. к дисциплинарной ответственности в адрес Ц.К.В. и З.А.В. направлены письма, разъясняющие причины отсутствия оснований для предоставления испрашиваемых земельных участков и регистрации договоров аренды в регистрирующем органе. Судебная коллегия учитывает, что указанные выводы суда обусловлены выводом комиссии по проведению служебной проверки и заявлением стороны ответчика о том, что ненадлежащее исполнение Климчук Т.Ю. должностных обязанностей повлекло нарушение прав З.А.В.

Опровергается материалами дела утверждение представителя ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции о недоказанности факта поступления в Учреждение 1 февраля 2022 года заявлений Ц.К.В., зарегистрированных под номерами №№, , (абз. стр. абз., стр. ). Указанные заявления Ц.К.В. со сведениями о дате регистрации в Учреждении представлены в материалы дела стороной ответчика. Указанная дата регистрации заявлений Ц.К.В. отражена в акте проведения служебной проверки от ХХ.ХХ.ХХ (л.д. , т.). Критическое отношение представителя ответчика к дате, появившейся в штампе на указанных заявлениях Ц.К.В., не свидетельствует о неверной оценке судом представленных сторонами доказательств по делу.

С учетом изложенного, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 сентября 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика и третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Вступившие в законную силу с

удебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Сосновская О.Э. 33-1219/2023

10RS0011-01-2022-007146-40

2-4147/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2023 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Тимошкиной Т.Н. и Глушенко Н.О.

при секретаре Полат И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика и третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 сентября 2022 года по иску Климчук Татьяны Юрьевны к государственному казенному учреждению Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Климчук Т.Ю. обратилась с иском по тем основаниям, что состоит в трудовых отношениях с государственным казенным учреждением Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» (далее – ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами, Учреждение), с августа 2021 года замещает должность ведущего специалиста отдела земельных ресурсов сектора работы с физическими лицами. В соответствии с приказом Учреждения от ХХ.ХХ.ХХ она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора, в связи ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, выразившемся в рассмотрении заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года и подготовке проектов договоров аренды земельных участков при отсутствии на заявлениях входящего штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Данный приказ вынесен по результатам служебной проверки, однако деятельность комиссии по проведению служебной проверки нормативными актами Учреждения не предусмотрена. Указывает, что оспариваемый приказ и акт по результатам служебной проверки не содержат указания на конкретные обязанности, ненадлежаще исполненные или неисполненные ею. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Климчук Т.Ю. просила признать незаконным и отменить указанный приказ директора ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 руб.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрация Главы Республики Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены, приказ директора ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» от ХХ.ХХ.ХХ «О применении мер дисциплинарного взыскания» признан незаконным и отменен.

Взыскана с ответчика в пользу истца компенсация морального вреда в размере 1 руб.

Взыскана с ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственная пошлина в размере 600 руб.

С таким решением суда не согласилось ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующая по доверенности Я.В.В., просит решение суда первой инстанции отменить и отказать истцу в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд ссылается в решении суда на отсутствие доказательств поступления заявлений Ц.К.В. из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, однако в материалах дела имеются объяснения сотрудников отдела приема и выдачи доккументов Учреждения, полученные в ходе служебной проверки, свидетельствующие о поступлении заявления Ц.К.В. из указанного Министерства. При этом материалами дела подтверждается, что заявления Ц.К.В. не поступали в порядке личного приема в Учреждение, посредством почтового направления либо по электронной почте.

С решением суда также не согласилось Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в апелляционной жалобе представитель третьего лица, действующая по доверенности Б.О.И., просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что решение суда первой инстанции вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы в решении суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что в силу пункта должностной инструкции ведущего специалиста сектора по работе с физическими лицами отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», ведущий специалист готовит (участвует в подготовке) проекты решений о предоставлении земельных участков. Подготовке проекта решения предшествует анализ заявления гражданина, правового статуса испрашиваемого земельного участка, проверка очередности поступления заявлений граждан. Со ссылками на положения Административного регламента Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, обращает внимание, что Климчук Т.Ю. была обязана проверить обстоятельства поступления документов Ц.К.В. и З.А.В. Истец имела право обратиться устно или со служебной запиской к руководству Учреждения с просьбой провести проверку и установить обстоятельства поступления заявлений, должна была проявить внимательность и установить правильную очередность поступления заявлений граждан. По результатам служебной проверки установлено, что заявления от Ц.К.В. и З.А.В. поступили в Учреждение через сайт Госуслуг и из Министерства, при этом входящие штампы Министерства на заявлениях Ц.К.В. отсутствуют, а на заявлениях З.А.В. такие штампы имеются. Полагает неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что Климчук Т.Ю. не обязана была поверять очередность регистрации заявлений. Не согласна с выводом суда о том, что наличие двух актов по результатам проверки свидетельствует о несоблюдении работодателем процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности, поскольку в материалах дела имеется лишь один утвержденный акт служебной проверки с резолюцией директора Учреждения. Наличие иных предварительных либо рабочих версий актов не влияет на законность утвержденного работодателем акта проверки и на решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», действующая по доверенности С.М.В., и представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, действующая по доверенности Б.О.И., доводы апелляционных жалоб поддержали по изложенным в них основаниям.

Представитель истца, действующий по доверенности К.С.А., с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении или возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка (абзацы второй и третий части второй названной статьи).

Работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (абзацы пятый и шестой части 1 статьи 22 ТК РФ).

Судом установлено, что Климчук Т.Ю. с октября 2019 года работает в ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», с ХХ.ХХ.ХХ - в должности ведущего специалиста сектора по работе с физическими лицами отдела земельных ресурсов данного Учреждения.

Основной целью указанного Учреждения в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 827р-П, является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в сфере: предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; управления и распоряжения земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

В феврале 2022 года в Учреждение поступили заявления от Ц.К.В. и З.А.В. о предоставлении в аренду земельных участков.

В отношении земельного участка с кадастровым номером поступили заявления:

от Ц.К.В., зарегистрированные 1 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т.) и 9 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т.) (дата этих заявлений 28 января 2022 года);

от З.А.В., зарегистрированные 07 февраля 2022 года, входящий номер (дата заявления 6 февраля 2022 года) (л.д. , т.), также 9 февраля 2022 года, входящий номер (дата заявления 7 февраля 2022 года) (л.д. , т.).

В отношении земельного участка с кадастровым номером поступили заявления:

от Ц.К.В., зарегистрированные 1 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т.) и 9 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т.) (дата этих заявлений 28 января 2022 года);

от З.А.В., зарегистрированные 07 февраля 2022 года, входящий номер (дата заявления 6 февраля 2022 года) (л.д. т.) и 9 февраля 2022 года, входящий номер (дата заявления 7 февраля 2022 года) (л.д. , т.).

В отношении земельного участка с кадастровым номером поступили заявления

от Ц.К.В., зарегистрированные 1 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т. ) и 9 февраля 2022 года, входящий номер (л.д. , т.) (дата этих заявлений 28 января 2022 года).

Рассмотрение указанных заявлений было поручено Климчук Т.Ю. с указанием срока их исполнения.

По результатам рассмотрения указанных заявлений письмами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 1 марта 2022 года за подписью З.С.В., начальника управления земельных ресурсов, правовой, кадровой работы, администрирования и делопроизводства, исполнявшего в этот период обязанности первого заместителя министра направлены:

Ц.К.В. договоры аренды в отношении: земельного участка (письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 01 марта 2022 года на заявления зарегистрированные с входящими номерами и ) (л.д. , т.), земельного участка (на заявления, зарегистрированные с входящими номерами , ) (л.д. , т.), земельного участка (на заявления, зарегистрированные с входящими номерами и ) (л.д. , т.);

З.А.В. – отказы в предоставлении без проведения торгов в аренду земельного участка с кадастровым номером (на заявление, зарегистрированные с входящими номерами и ); земельного участка с кадастровым номером (на заявления, зарегистрированные с входящими номерами и ), в связи с тем, что по результатам рассмотрения ранее поступивших в адрес Министерства заявлений от 01 февраля 2022 года иного лица Министерством был подготовлен и направлен в адрес заявителя договор аренды в отношении указанных земельных участков (л.д. , т.).

ХХ.ХХ.ХХ З.С.В. направил в адрес министра имущественных и земельных отношений Республики Карелия Свидской Я.С. служебную записку, приложив к ней материалы по заявлениям З.А.В. и Ц.К.В., в которой указал, что в ходе исполнения обязанностей первого заместителя министра при рассмотрении представленных на подписание проектов решений по заявлениям о предоставлении земельных участков по ряду заявлений выявлены факты двойной регистрации входящих заявлений сотрудниками ГКУ Республики Карелия «Управление земельных ресурсов», при этом оба экземпляра заявлений являются оригиналами. Выявленные факты свидетельствуют о неопределенности по датам поступления и очередности рассмотрения документов. В действиях должностных лиц могут быть усмотрены факты, которые могут привести к необоснованным решениям в части предоставления земельных участков с нарушением очередности рассмотрения поступивших заявлений (л.д. , т.).

По фактам, изложенным в служебной записке, в соответствии с приказом директора Учреждения от ХХ.ХХ.ХХ была создана комиссия (л.д., т.), проведена служебная проверка, в ходе которой председателем комиссии истребованы письменные объяснения у Климчук Т.Ю. (л.д. , т.), также у сотрудников отдела приема и выдачи документов Учреждения: начальника отдела З.Ю.А. и специалистов отдела Б.И.А., Т.И.В, К.З.В.

ХХ.ХХ.ХХ Климчук Т.Ю. представлены письменные объяснения на имя председателя комиссии (л.д. , т.).

Согласно акту о результатах проведения служебной проверки по фактам двойной регистрации входящих заявлений сотрудниками учреждения установлено, что заявления Ц.К.В. о предоставлении в аренду земельных участков, зарегистрированные в Учреждении 01 и 9 февраля 2022 года (входящие номера , , , , , ), поступили из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, при этом входящие штампы Министерства на этих заявлениях отсутствуют;

Заявления З.А.В. о предоставлении в аренду земельных участков поступили через сайт Госуслуг (входящие номера , ) и из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (входящие номера № , ), что подтверждается входящими штампами Министерства.

Комиссия пришла к выводу, что отсутствие на заявлениях Ц.К.В. входящего штампа Министерства не позволяет определить, когда эти заявления поступили в Министерство, что существенно влияет на рассмотрение заявлений. Подготовка ведущим специалистом отдела земельных ресурсов Климчук Т.Ю. проектов договоров аренды земельного участка с Ц.К.В. нарушает права З.А.В., что является основанием для привлечения ведущего специалиста Климчук Т.Ю. к дисциплинарной ответственности (л.д. , т.).

В соответствии с приказом Учреждения от ХХ.ХХ.ХХ -лс на основании акта проверки от ХХ.ХХ.ХХ Климчук Т.Ю. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговора в связи с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, выразившемся в рассмотрении заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года и подготовке проектов договоров аренды земельных участков при отсутствии на заявлениях входящего штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (л.д. т.).

Согласно статье 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

В статье 192 ТК РФ установлены виды дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка; за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Статьей 193 ТК РФ предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

Взыскание налагается при соблюдении процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности и в установленные законом сроки.

При этом в силу действующего законодательства, на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что: совершенное работником нарушение, явившееся поводом к наложению дисциплинарного взыскания, в действительности имело место; работодателем были соблюдены предусмотренные частями 3 и 4 статьи 193 ТК РФ сроки для применения дисциплинарного взыскания, учтена тяжесть совершенного проступка.

Таким образом, по смыслу изложенных норм следует, что основанием для применения к работнику дисциплинарного взыскания, является факт совершения работником дисциплинарного проступка, которое в силу норм действующего трудового законодательства следует рассматривать, как виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя, при этом, следует учитывать необходимость соблюдения установленной законом процедуры наложения дисциплинарного взыскания.

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в соответствии с Административным регламентом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, утвержденным приказом Госкомитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 01 февраля 2016 года № 72 (с учетом последующих изменений), указанная государственная услуга предоставляется органом исполнительной власти Республики Карелия - Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия. ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» участвует в предоставлении государственной услуги. Решения по результатам предоставления государственной услуги принимаются Министерством. Все документы, требующие принятия решения Министерством, подписываются Уполномоченным лицом Министерства (пункты 12, 13 Административного регламента).

Результатами предоставления государственной услуги являются, в том числе, направление заявителю решения Министерства о возврате заявления и документов с указанием причин возврата; направление заявителю договора аренды земельного участка; направление заявителю решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка (в собственность или в аренду без проведения торгов, в собственность бесплатно, в безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование).

Административным регламентом установлено, что заявления и документы, в том числе в электронной форме, поступившие в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия или в Учреждение, регистрируются должностными лицами, ответственным за ведение делопроизводства. Заявления и документы, зарегистрированные Министерством Учреждение получает ежедневно в приемной Министерства (пункт 35 Административного регламента).

Согласно пункту 86 Административного регламента предоставление государственной услуги - предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация заявления и документов и их последующая передача должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги; 2) рассмотрение заявления и документов; 3) запрос документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить; 4) подготовка и заключение договора аренды земельного участка; 5) принятие решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.

Началом административной процедуры приема и регистрации заявления и документов и их последующая передача должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги является поступление заявлений и документов, их регистрация с проставлением штампа с указанием даты и регистрационного номера После регистрации заявление и документы передаются Директору или лицу, его замещающему, для подготовки резолюции. Резолюция содержит: фамилию и инициалы должностного лица, которому дается поручение (начальник отдела или конкретное должностное лицо) (пункт 89 Административного регламента).

Заявление и документы с резолюцией Директора или лица, его замещающего, передаются должностному лицу, ответственному за ведение делопроизводства, для внесения резолюции в электронную базу документов и передачи заявления и документов на исполнение начальнику отдела или должностному лицу, указанному в резолюции.

В соответствии с Регламентом взаимодействия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» и органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) при осуществлении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным приказом Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок от 18 апреля 2016 года № 393, Учреждением осуществляется прием и регистрация заявлений граждан (в том числе являющихся ИП) и юридических лиц, а также прилагаемых документов о предоставлении услуги в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 2). Поступившие в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и органы местного самоуправления документы не позднее дня, следующего за днем их поступления, регистрируются соответственно должностными лицами Министерства и органов местного самоуправления, ответственными за ведение делопроизводства. Документы, поступившие в Министерство, Учреждение ежедневно в рабочие дни получает в ячейке Учреждения в приемной Министерства (пункт 3 Регламента взаимодействия) (л.д. , т.).

После поступления документов в Учреждение, они регистрируются в единой системе электронного документооборота и делопроизводства или в иной системе, предназначенной для ведения делопроизводства не позднее дня, следующего за днем их поступления (с проставлением регистрационного штампа с указанием даты и регистрационного номера) (пункт 4 Регламента взаимодействия).

Прием и выдача документов по обращениям граждан (в том числе являющихся ИП) и юридических лиц о предоставлении услуги в сфере предоставления земельных участков, или иным вопросам, связанным с предоставлением земельных участков; организация ведения документооборота и обеспечение единого порядка работы с документами в Учреждении возложены на отдел приема и выдачи документов, который действует в соответствии с положением об указанном отделе утвержденным приказом Учреждения от 16 ноября 2020 года № 257 (л.д. , т.).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответственными за проведение административной процедуры «Прием и регистрация заявления и документов и их последующая передача должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги», являются должностные лица отдела приема и выдачи документов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами».

Климчук Т.Ю. является ведущим специалистом отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», к полномочиям которого в соответствии Положением об указанном отделе (утвержденным приказом Учреждения от ХХ.ХХ.ХХ , л.д. , т.) отнесены, в том числе, подготовка проектов решений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, ограниченное пользование (сервитут).

Согласно Административному регламенту, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, проверяет заявление и документы на соответствие требованиям Регламента; по итогам выполнения административной процедуры «Рассмотрение заявления и документов» подготавливает проект решения Министерства о возврате заявления и документов заявителю с указанием причин возврата в форме письма Министерства (пункт 96).

Подготовка и заключение договора аренды земельного участка осуществляется в рамках административной процедуры «Подготовка и заключение договора аренды земельного участка»; включает в себя получение из государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций необходимых документов, подготовку проекта договора аренды земельного участка. Завизированный начальником отдела и Директором проект данного договора передается уполномоченному лицу Министерства для подписания.

Таким образом, должностные лица отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» являются ответственными за проведение административных процедур «Рассмотрение заявления и документов», «Подготовка и заключение договора аренды земельного участка», «Принятие решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов», входящих в состав административной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов».

Согласно должностной инструкции ведущего специалиста сектора по работе с физическими лицами отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», утвержденной директором Учреждения ХХ.ХХ.ХХ, указанный специалист принимает участие в обеспечении (организации) выполнения задач, возложенных на Учреждение; в том числе точно и в срок выполняет указания и поручения директора Учреждения, начальника и заместителя начальника отдела, готовит проекты правовых актов на распоряжение земельными участками, проекты договоров аренды земельных участков и др. (л.д. , т.),

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях Климчук Т.Ю. дисциплинарного проступка, учитывая, что в акте по результатам служебной проверки и оспариваемом приказе отсутствует указание на пункты должностной инструкции, Административного регламента Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, положения Земельного кодекса Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, которые были нарушены Климчук Т.Ю. и явились основанием для привлечения её к дисциплинарной ответственности.

В ходе судебного разбирательства работодатель не представил доказательства вменяемого истцу ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей (что выразилось в рассмотрении заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года и подготовке проектов договоров аренды земельных участков при отсутствии на заявлениях входящего штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия). Суд обоснованно указал, что в силу положений Административного регламента к обязанностям должностного лица, осуществляющего административную процедуру «Рассмотрение заявления и документов», «Подготовка и заключение договора аренды земельного участка», «Принятие решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов», не отнесена проверка заявления и документов на их соответствие регистрации, предусмотренной пунктом 35 Административного регламента. Должностной инструкцией ведущего специалиста сектора по работе с физическими лицами отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» такая обязанность также не предусмотрена.

Кроме того, Административным регламентом, каким-либо иным нормативным актом Учреждения не определены действия должностного лица, которому передано для рассмотрения заявление, в случае установления нарушения порядка регистрации заявления, определенного пунктом 35 Административного регламента.

Также суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении работодателем порядка наложения дисциплинарного взыскания в части истребования объяснений у работника. Из материалов дела следует, что Климчук Т.Ю. было предложено дать письменное объяснение в связи с указанными в служебной записке З.С.В. фактами двойной регистрации входящих заявлений сотрудниками ГКУ Республики Карелия «Управление земельных ресурсов», что подразумевает повторную регистрацию заявления о предоставлении земельного участка с одним и тем же кадастровым номером в разные даты.

Служебная записка З.С.В., являющаяся основанием для проведения служебной проверки, не содержит сведений о нарушениях порядка рассмотрения заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года в связи с отсутствием на этих заявлениях входящего штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, однако истец привлечена к дисциплинарной ответственности в связи с рассмотрением указанных заявлений Ц.К.В.

Учитывая изложенное, отсутствие в действиях истца дисциплинарного проступка, также допущенные работодателем нарушения порядка наложения дисциплинарного взыскания, правомерным является решение суда об удовлетворении исковых требований и признании незаконным оспариваемого приказа Учреждения от ХХ.ХХ.ХХ о привлечении Климчук Т.Ю. к дисциплинарной ответственности.

Поскольку судом был установлен факт нарушения трудовых прав истца, на основании статьи 237 ТК РФ и с учетом положений части 3 статьи 196 ГПК РФ были удовлетворены исковые требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 1 руб.

Решение суда в этой части сторонами не обжалуется, в связи с чем в силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ не проверяется судом апелляционной инстанции.

Не являются основанием для отмены судебного решения доводы апелляционной жалобы ГКУ Республики Карелия «Управление земельных ресурсов» о том, что в материалы дела представлены доказательства, в том числе объяснения сотрудников отдела приема и выдачи документов Учреждения, подтверждающие поступление заявлений Ц.К.В. из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Эти доводы в судебном заседании заявлялись, судом первой инстанции исследовались и им дана оценка в судебном решении. Судебная коллегия учитывает, что истец была привлечена к дисциплинарной ответственности в связи с рассмотрением заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года и подготовкой проектов договоров аренды земельных участков при отсутствии на этих заявлениях входящего штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Между тем, из материалов дела не следует, что ГКУ Республики Карелия «Управление земельных ресурсов» проводилась проверка и устанавливались причины регистрации Учреждением заявлений Ц.К.В. от 28 января 2022 года в отсутствии на этих заявлениях штампа регистрации Министерства. При этом в ходе судебного разбирательства сторона ответчика указывала, что не представилось возможным определить, каким именно образом заявления Ц.К.В. от 28 января 2022 года поступили в Учреждение (протокол судебного заседания от 15 июня 2022 года, л.д. , т.), доказательств того, что данные заявления поступили в учреждение из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, не имеется. Пояснения сотрудников были оценены судом в совокупности с другими доказательствами по делу. Также судом было учтено, что ранее поступавшие в Учреждение заявления, переданные в работу разным сотрудникам Учреждения, были оформлены и зарегистрированы таким же образом, как и заявления Ц.К.В. от 28 января 2022 года.

Отклоняются судебной коллегией доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о том, что Климчук Т.Ю. были допущены нарушения положений пункта должностной инструкции ведущего специалиста сектора по работе с физическими лицами отдела земельных ресурсов ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», учитывая, что подготовке проекта решения предшествует анализ заявления гражданина, испрашиваемого земельного участка и его правового статуса, проверка очередности поступления заявлений гражданин.

Материалами дела подтверждается, что заявления Ц.К.В. от 28 января 2022 года о предоставлении указанных выше земельных участков в аренду после регистрации их в отделе приема и выдачи документов Учреждения с проставлением штампа и с указанием даты и регистрационного номера были переданы должностному лицу Учреждения; указанное должностное лицо, также изучив заявление и документы, внесло резолюцию, поручив исполнение этих заявлений Климчук Т.Ю.(л.д. , , т.; л.д. , , , т.). Таким образом, Климчук Т.Ю. в соответствии с должностной инструкцией (пункт , л.д. , т.), резолюциями в отношении заявлений Ц.К.В. была обязана точно и в срок выполнить указанные поручения. При этом какими либо нормативными документами не предусмотрено, что истец должна была проверить обстоятельства поступления заявлений и документов Ц.К.В. в Учреждение, то есть установить причину отсутствия регистрации этих заявлений в Министерстве и, по сути, проверить правильность регистрации этих заявлений Учреждением.

В последующем, подготовленные Климчук Т.Ю., как должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги, проекты договоров аренды земельных участков были переданы уполномоченному лицу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия для подписания. З.С.В., исполняющий в этот период обязанности первого заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Карелия, по результатам рассмотрения указанных заявлений, ХХ.ХХ.ХХ направил заявителю подготовленные Климчук Т.Ю. проекты договоров аренды земельных участков.

Таким образом, в данном случае отсутствие регистрационного штампа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на заявлениях Ц.К.В. от 28 января 2022 года не препятствовало их регистрации в Учреждении, рассмотрению их должностным лицом Учреждения до подготовки и внесения соответствующей резолюции и подписанию проектов договоров аренды земельных участков уполномоченным лицом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Несостоятельным является утверждение представителя ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции о том, что Климчук Т.Ю. принято неправомерное решение в нарушение положений пункта 4 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации об очередности рассмотрения заявлений. В соответствии с Административным регламентом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов такая государственная услуга предоставляется органом исполнительной власти Республики Карелия - Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, то есть соответствующее решение о предоставлении земельного участка по договору аренды принимает указанное Министерство. При этом из материалов служебной проверки и оспариваемого Климчук Т.Ю. приказа о наложении дисциплинарного взыскания не следует, что истцом в данном случае была нарушена очередность рассмотрения заявлений.

Также не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о необоснованном выводе суда о наличии двух актов по результатам проверки. Эти доводы также заявлялись стороной ответчика в судебном заседании, исследовались и оценивались судом первой инстанции. Суд правильно оценил представленные в материалы дела два акта служебной проверки от ХХ.ХХ.ХХ, подписанные членами комиссии и содержащие противоположные выводы о результатах проверки: в одном - об отсутствии оснований для привлечения сотрудников учреждения к дисциплинарной ответственности (л.д. т.), в другом – о наличии таких оснований (л.д. , т.). При этом доказательств установления дополнительных обстоятельств, влияющих на выводы проверки, в промежуток между подписанием двух актов, не представлено.

Не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы представителя ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» в суде апелляционной инстанции о том, что не имеют правового значения для разрешения спора выводы суда первой инстанции о том, что после привлечения Климчук Т.Ю. к дисциплинарной ответственности в адрес Ц.К.В. и З.А.В. направлены письма, разъясняющие причины отсутствия оснований для предоставления испрашиваемых земельных участков и регистрации договоров аренды в регистрирующем органе. Судебная коллегия учитывает, что указанные выводы суда обусловлены выводом комиссии по проведению служебной проверки и заявлением стороны ответчика о том, что ненадлежащее исполнение Климчук Т.Ю. должностных обязанностей повлекло нарушение прав З.А.В.

Опровергается материалами дела утверждение представителя ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции о недоказанности факта поступления в Учреждение 1 февраля 2022 года заявлений Ц.К.В., зарегистрированных под номерами №№, , (абз. стр. абз., стр. ). Указанные заявления Ц.К.В. со сведениями о дате регистрации в Учреждении представлены в материалы дела стороной ответчика. Указанная дата регистрации заявлений Ц.К.В. отражена в акте проведения служебной проверки от ХХ.ХХ.ХХ (л.д. , т.). Критическое отношение представителя ответчика к дате, появившейся в штампе на указанных заявлениях Ц.К.В., не свидетельствует о неверной оценке судом представленных сторонами доказательств по делу.

С учетом изложенного, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 сентября 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика и третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Вступившие в законную силу с

удебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-1219/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Климчук Татьяна Юрьевна
Ответчики
ГКУ РК "Управление земельными ресурсами"
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Казаков Сергей Александрович
Администрация Главы Республики Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Фаткуллина Лилия Закуановна
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
14.03.2023Передача дела судье
11.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее