дело №2-2403/2017
Решение
Именем Российской Федерации
11 декабря 2017 года г. Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Петруниной М.В.,
при секретаре судебного заседания Луканиной М.В.,
с участием истца Анисимовой Е.Е. – Савушкина В.А., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Чекуловой В.А., действующей на основании доверенности,
представителя третьих лиц ООО «Газпром трансгаз Москва», ПАО «Газпром» Саракваша А.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимовой Е. Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании неустановленным ограничения прав на земельный участок, исключении сведений из ЕГРН, снятии ограничения прав на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Анисимова Е.Е. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании неустановленным ограничения прав на земельный участок с кадастровым <номер>; обязании исключить сведения из ЕГРН и из публичной кадастровой карты о зоне минимальных расстояний <номер> магистрального газопровода «КРП14-Серпухов» и зоне минимальных расстояний <номер> газопровода перемычки «КС-3 «Серпухов» - газопровод «Горький Центр-КС Серпуховская»; снятии ограничения прав на земельный участок с кадастровым <номер>.
Свои требования мотивируют тем, что по договору купли-продажи от 20.04.2016 года истцом был приобретен земельный участок <адрес> с кадастровым <номер>. На момент приобретения земельного участка, обременений и ограничений не зарегистрировано. Участок расположен на землях населенного пункта и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. В сентябре 2016 года, истец, получив кадастровую выписку на земельный участок обнаружила, что на земельный участок с кадастровым <номер> наложено ограничение прав, предусмотренное ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, согласно СП 36.13330.2012 магистральные трубопроводы. На основании этих сведений отделом архитектуры Администрации Серпуховского района составлен градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), в котором указано, что весь участок с кадастровым <номер> не подлежит застройке. Соответственно получение разрешения на строительство на этом участке невозможно. Согласно информации ООО «Газпром трансгаз Москва», которое занимается эксплуатацией газопроводов, вблизи земельного участка проходят магистральные газопроводы МГ КРП14-Серпухов, МГ КС-3 «Серпухов» - газопровод «Горький-Центр-КС Серпуховская», информация о которых в настоящий момент внесена в ЕГРН. Согласно кадастровым сведениям зона минимальных расстояний от этих газопроводов составляет 300 м от оси газопровода в каждую сторону и полностью покрывает земельный участок с кадастровым <номер>. Однако, в ответе от 29.11.2016 года ООО «Газпром трансгаз Москва» подтверждает, что зона минимальных расстояний составляет не 300 м, а 210 м от оси газопровода. Кроме этого, от запорной арматуры, расположенной на МГ КРП14-Серпухов, зона минимальных расстояний имеет радиус 300 м согласно п. 8.2.6 СНиП «Магистральные трубопроводы». Согласно прилагаемой схеме, созданной на основе расположения МГ, земельного участка с кадастровым <номер> и проведенных замеров расстояний, этот участок не полностью находится в границах минимальных расстояний, а частично. Согласно п.3 ст. 56 Земельного кодекса РФ «Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон». Согласно п. 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов охранная зона газопровода – это участок земли, ограниченный условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны. Истец полагает, что земельный участок не находится в охранной зоне объектов газоснабжения. Соответственно ограничение прав на земельный участок возможно только на основании актов органов власти или решения суда, которых в настоящее время не существует. ООО «Газпром трансгаз Москва» является коммерческой организацией, а не органом государственной власти и не судебным органом, а потому не имеет полномочий для подачи в кадастровую палату документов по внесению в кадастр ЗОУИТ и ограничений прав на земельный участок. Уточненное исковое заявление ( л.д. 111-113).
В судебное заседание истец Анисимова Е.Е. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, передоверив полномочия по представлению интересов Савушкину В.А., который в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Чекулова В.А. исковые требования не признала, пояснила, что ограничения были наложены на основании заявления ООО «Газпром трансгаз Москва».
В судебном заседании представитель третьих лиц ПАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Москва» Саракваша А.А. исковые требования не признал, пояснил, что ограничения прав истца на застройку земельного участка возникли не в связи с действиями ответчика, а существовали до приобретения им в собственность земельного участка и действуют вне зависимости от произведенных ответчиком действий по внесению сведений в ГКН. Представлен письменный отзыв (л.д. 57-64, 85-92, 115-120).
В судебное заседание представители третьих лиц Управления обеспечения качества данных и информационного взаимодействия Росреестра, Администрации Серпуховского муниципального района Московской области, ФГБУ ФКП Росреестра МО не явились, извещены надлежащим образом о времени и времени судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Как установлено материалами дела, Анисимовой Е.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес> (л.д. 7).
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым <номер> усматривается, что имеется ограничение прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ (л.д. 8-12).
ООО «Газпром трансгаз Москва» направлено сообщение в адрес Анисимовой Е.Е. о том, что земельные участки, принадлежащие Анисимовой Е.Е. расположены ближе установленных минимальных расстояний от оси магистрального газопровода «КРП 14-Серпухов» и крановой площадки № 113К14 (л.д. 13-16).
Из ответов Управления обеспечения качества данных и информационного взаимодействия Росреестра от 28.03.2017 года, 27.04.2017 года, направленных в адрес Анисимовой Е.Е. усматривается, что сведения о зоне минимальных расстояний газопровода-перемычки «КС-3 «Серпухов»-газопровод «Горький-Центр-КС Серпуховская» внесены в государственный кадастр недвижимости на основании документов, поступивших от ООО «Газпром трансгаз Москва», оснований для исключения из ЕГРН сведений о зоне по решению органа регистрации прав не имеется (л.д. 19-20)
В материалы дела представлены: тахеометрическая съемка 2017 года (л.д. 17-18), кадастровое дело земельного участка с кадастровым <номер> (л.д. 31-53), технический паспорт магистрального газопровода «КРП 14-Серпухов» (л.д. 130-137), выписка из ЕГРН на территориальные зоны, учетный <номер> от 18.04.2016 и <номер> от 06.04.2017 года (л.д. 181-261).
Из акта передачи ситуационных план-схем нахождения объектов магистральных газопроводов Серпуховского УМГ в Серпуховском районе от 21.04.2009 года, 23.07.2002 года, 19.06.2007 года в лице представителя землепользователей Серпуховского района и представителя Серпуховского УМГ усматривается, что настоящий акт составлен в том, что проверена правильность нанесения трасс магистральных газопроводов и газопроводов-отводов и их охранных зон Серпуховского УМГ на районные карты землепользователей Серпуховского района (л.д. 138-140).
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд полагает, что доводы истца о том, что приобретенный им земельный участок при заключении договора купли-продажи земельного участка не имел каких-либо обременений, основан на неверном толковании закона.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац второй статьи 1). Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона, а также приложению №1 к данному Закону опасными производственными объектами являютсягазопроводи другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В соответствии с п.3 ст.87ЗК РФ в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования,ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Согласно п.6 ст.90ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охранымагистральныхтрубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии с Правилами охранымагистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29 апреля 1992 года и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 апреля 1992 года №9, которые являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3), для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли,ограниченногоусловными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Таким образом, установление охранных зон, зон минимальных расстояний вдоль трассы прохождениягазопроводови возникновение ограничениев пользовании земельных участков возникает в силу закона.
В соответствии с п.5 ст.56ЗК РФограниченияправ на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
С учетом изложенного,ограниченияв пользовании земельным участком возникли с момента окончания строительствагазопровода и ввода его в эксплуатацию и в силу п.5 ст. 56 ЗК РФ сохранились при переходе к истцу Анисимовой Е.Е. права собственности на земельный участок с кадастровым <номер>. Расположенный магистральный газопровод, эксплуатируемый ООО «Газпром трансгаз Москва» на выводы суда об отказе истцу в удовлетворении исковых требований не влияют, поскольку истец правообладателем спорного магистрального трубопровода не является, право на эксплуатацию газопровода возникло ранее, чем право собственности истца, о признании за истцом каких-либо вещных прав на спорный магистральный газопровод не заявлено, таким образом его права указанными обстоятельствами не нарушены.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Анисимовой Е. Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании неустановленным ограничения прав на земельный участок с кадастровым <номер>; обязании исключить сведения из ЕГРН и из публичной кадастровой карты о зоне минимальных расстояний <номер> магистрального газопровода «КРП14-Серпухов» и зоне минимальных расстояний <номер> газопровода перемычки «КС-3 «Серпухов» - газопровод «Горький Центр-КС Серпуховская»; снятии ограничения прав на земельный участок с кадастровым <номер> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Петрунина М.В.
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2017 года
Председательствующий: Петрунина М.В.