ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2-610/2020 (33-18705/2020)
г. Уфа 24 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Демяненко О.В.,
судей Аюповой Р.Н. и Иванова В.В.,
при секретаре Латыповой Р.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., выслушав представителя истца, представитель ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Златоустовский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения субъектами транспортной инфраструктуры законодательства о транспортной безопасности на станции адрес Южно-Уральской железной дороги, являющейся объектом транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», расположенной в зоне деятельности и на территории Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», в ходе которой выявлены нарушения закона. Согласно Реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры Федерального агентства железнодорожного транспорта объекту транспортной инфраструктуры - станции Кукшик Южно-Уральской железной дороги присвоен реестровый номер №... установлена 2 категория. Действующая в настоящее время оценка уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры, утвержденная дата, не соответствует вступившим в законную силу дата Требованиям по обеспечению транспортной безопасности. На момент проверки дополнительная оценка уязвимости ОАО «РЖД» в нарушение ч. 2 ст. 5 Закона №16-ФЗ, п.п. 17 п. 5 Требований, п. 9 приказа от 12.04.2010 № 87 в отношении станции Кукшик ЮУЖД не проведена. Установленный законом срок проведения дополнительной оценки уязвимости станции истек дата. Кроме того ответчиком не исполняются требования законодательства о транспортной безопасности в части обеспечения охраны указанного объекта от актов незаконного вмешательства. В нарушение п.п. 3 п. 5 Требований к охране объекта транспортной инфраструктуры – на станции Кукшик ЮУЖД не создано и не привлечено подразделение транспортной безопасности. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ ответственными лицом за обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта являются владельцы инфраструктур, в данном случае – ОАО «РЖД». Невыполнение необходимых мероприятий в сфере транспортной безопасности ставит под угрозу жизни и здоровье лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать ответчика обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Кукшик ЮУЖД в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры - станции Кукшик ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России от 01.04.2015 № 145.
Судом вынесено приведенное выше решение, которым постановлено:
исковые требования Златоустовского транспортного в интересах исковые требования Златоустовского транспортного в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Кукшик ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса от 01.04.2015 № 145.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Златоустовского транспортного в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» отказать.
В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование указывает: на незаконность и необоснованность решения суда; сроки, установленные для выполнения определенных действий, не основаны на законе, требования прокурора должны рассматриваться в совокупности с другими нормами; прокурором не представлено доказательств принятия срочных мер обеспечения транспортной безопасности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО «РЖД» - Самарину Е.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представителя Златоустовского транспортного прокурора – помощника Уфимского транспортного прокурора Китаева В.Ю., возражавшего относительно удовлетворения доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
В соответствии с п.п. «а» п. 5 ст. 1 указанного Федерального закона, к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе железнодорожные станции.
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Данной статьей также установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
Как следует из материалов дела Златоустовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на станции Кукшик Южно-Уральской железной дороги, являющейся объектом транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», расположенной в зоне деятельности и на территории Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
Установлено, что согласно Реестру категорированных ОТИ Федерального агентства железнодорожного транспорта объекту транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Кукшик Южно-Уральской железной дороги присвоен реестровый номер ЖСТ304605, установлена 2 категория.
Согласно предоставленной Златоустовской транспортной прокуратурой информации по состоянию на момент проведения проверки (дата), действующая в настоящее время оценка уязвимости станции адрес утверждена дата.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности для различных категорий ОТИ и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее Требования), которые вступили в законную силу 01.07.2017. В связи с вступлением в законную силу указанного нормативно-правового акта 01.07.2017 изменились требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Из отзыва Уральского территориального управления федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжилдор), дополнительная проверка уязвимости ОТИ станции Кукшик Южно-Уральской железной дороги проведена, результат дополнительной проверки уязвимости ОТИ утвержден Росжелдором 11.06.2019.
Согласно п.п. 3 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта осуществляются владельцами инфраструктур.
Факт принадлежности ОАО «РЖД» строений станции Кукшик Южно-Уральской железной дороги ответчиком в судебном заседании не оспаривался и подтверждается материалами дела.
В нарушение вышеприведенных требований законодательства ОАО «РЖД» не исполнены требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры, в части обеспечения охраны указанного объекта транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства, а именно: к охране объекта транспортной инфраструктуры – станции Кукшик ЮУЖД, не создано и (или) не привлечено подразделение транспортной безопасности.
До настоящего времени изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Кукшик не утверждены, для защиты станции не привлечено подразделение транспортной безопасности, ответчик длительное время не проводил дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Отсутствие на станции Кукшик подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории станции, может способствовать совершению противоправных действий в отношении граждан, работников учреждения, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о возложении обязанности на ОАО «РЖД» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Кукшик ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса от 01.04.2015 № 145, являются правомерными.
Доводы представителя ответчика о том, что План обеспечения безопасности ОТИ в настоящее время не утвержден, в связи с чем, требования прокурора являются преждевременными, суд не может признать состоятельными, поскольку в силу вышеприведенных норм законодательства привлечение для защиты указанного объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, прошедшего соответствующую аккредитацию, не может ставиться в зависимость от утверждённого плана обеспечения транспортной безопасности, так как в соответствии с положениями абзаца 2 п.п. 9 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Кроме того, в силу п.п.6 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости ОТИ разработать и представить на утверждение Федерального агентства Железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Согласно отзыву Уральского территориального управления Федерального агентства Железнодорожного транспорта (Росжилдор) изменения в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ поступили в Управление дата, по результатам которого было принято решение Росжелдора об отказе в утверждении плана ввиду несоответствия вышеуказанным Требованиям. Повторно План обеспечения транспортной безопасности ОТИ в Управление не представлялся и доказательства обратного суду ответчиком не представлены.
Суд первой инстанции верно указал, что действующее законодательство не ставит в зависимость от утверждения данного плана обеспечение транспортной безопасности железнодорожной станции. Составление плана обеспечения транспортной безопасности, соответствующего Требованиям, является обязанностью ОАО «РЖД», и ее не выполнение ответчиком, не должно препятствовать обеспечению безопасности станции Кукшик.
Поскольку ответчику отказано в утверждении изменений в план обеспечения транспортной безопасности станции Кукшик, в том числе по причине не образования и не привлечения для защиты станции подразделения транспортной безопасности, указанные действия должны быть совершены ответчиком до разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности, что согласуется с подпунктом 9 пункта 5 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Требований.
Не влечет отмены решения суда в апелляционном порядке Постановление Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года N 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта», поскольку на момент рассмотрения спора по существу указанный нормативный правовой акт принят не был, при этом судом первой инстанции установлено невыполнение ответчиком действующих на момент рассмотрения спора требований.
Ссылки в жалобе на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров не могут повлечь отмены обжалуемого решения, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела. В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу.
По существу доводы апелляционной жалобы в целом повторяют доводы возражений ответчика на иск, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного постановления в апелляционном порядке по изложенным в жалобе доводам не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░.░. ░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░ 1-░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.