Решение по делу № 2а-185/2022 (2-1254/2021;) от 11.10.2021

УИД 11RS0008-01-2021-002401-37                                                 Дело № 2а-185/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сосногорск, Республика Коми                                                                   15 июля 2022 года

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Попковой Е.Н.,

при секретаре Ксендзовой Н.И.,

с участием административного истца Набиева Т.Э.о.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Набиева ФИО7 оглы к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

установил:

Набиев Т.Э.о. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (далее – СИЗО-2) о признании незаконными действий (бездействия) ответчика, взыскании компенсации в размере 500 000 руб. за ненадлежащие условия содержания под стражей в СИЗО-2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в том, что в камерах, в которых он содержался, была нарушена норма санитарной площади на одного человека, прогулочных двориков, отсутствовало горячее водоснабжение, приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением, питьевая вода была ненадлежащего качества, отсутствовала изолированная кабина санитарного узла, вместо унитаза установлена чаша «Генуя».

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечено: ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, суд перешел к рассмотрению по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании административный истец поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Административные ответчики извещены, в суд представителя не направили, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представили отзыв.

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

    При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В порядке подготовки по делу, с учётом ограниченных возможностей административного истца в собирании доказательств и представления их суду, судом запрошена информация, относящаяся к рассматриваемому административному иску. Запрошенные судом сведения и документы были представлены административным ответчиком и исследованы в судебном заседании.

    Установлено, что Набиев Т.Э.о. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО-2 (г. Сосногорск, п. Лыаёль, 13). В период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО-2 в статусе осужденного; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в статусе обвиняемого, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в статусе осужденного.

Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту также Федеральный закон №103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спальногоместа, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Из материалов дела следует, что горячее водоснабжение в камерах режимных корпусов СИЗО-2 отсутствует, что не оспаривалось стороной административного ответчика, подтверждается материалами дела.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 N 245/пр утвержден и введен в действие с 04.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом 24.05.2016, имеет номер СП 247.1325800.2016.

Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).

Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 2.06.2013 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп. Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

С учетом изложенного и исходя из анализа указанных положений Свода правил, СанПиН 2.1.2.2645-10 и Инструкции, суд приходит к выводу о том, что обеспечение горячим водоснабжением учреждений уголовно-исполнительной системы является обязательным, неисполнение данного требования в зданиях учреждений, введенных в эксплуатацию до принятия Свода правил и Инструкции, ставят в неравное положение лиц, содержащихся в данных учреждениях, с лицами, которые содержатся в зданиях пенитенциарной системы, веденных в эксплуатацию после 2003 года, так как посещение душа один раз в семь дней, предусмотренное п. 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, не может обеспечить осужденному надлежащую возможность поддержания личной гигиены в удовлетворительной степени.

Вступившим в законную силу решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 24.11.2020 по делу №2-613/2020 на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением: камеры №, карцеры № режимного корпуса ,камеры № режимного корпуса , камеры режимного корпуса , камеры , камеры специального блока № режимного корпуса , в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.

Доводы административного ответчика о том, что следственным изолятором в отношении Набиева Т.Э.о. нарушений действующего законодательства не допущено, так как пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов предусмотрено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности, судом не принимаются во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм международного права.

Наличие горячего водоснабжение в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключение под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.

Данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которое подлежит взысканию компенсация.

Факт отсутствия горячего водоснабжения и водонагревательных приборов в камерах СИЗО-2, в которых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался Набиев Т.Э.о., представителем СИЗО - 2 не оспаривался, доказательств обеспечения административного истца горячей водой в соответствии с требованиями пункта 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, то есть ежедневно с учетом потребности, административным ответчиком суду не представлено. Еженедельные посещения бани, душа не могут обеспечить заключенному надлежащую возможность поддержания личной гигиены.

Таким образом, истец около десяти месяцев был лишен возможности поддержания личной гигиены в удовлетворительной степени в связи с отсутствием в камерах СИЗО-2 горячей воды. Указанное является достаточным основанием для взыскания судом в пользу истца денежной компенсации за нарушение условий его содержания в СИЗО-2.

В остальной части заявленные требования (несоответствие санитарной площади камер, отсутствие надлежащей вентиляции в камерах, отсутствие изолированной кабины санитарного узла, несоответствие прогулочных дворов положенной площади, несоответствие качества питьевой воды, отсутствие унитаза, вместо которого установлена чаша «Генуя») допустимыми доказательствами со стороны административного истца не подтверждены, а напротив, опровергаются представленными стороной административных ответчиков доказательствами, в частности: техническими паспортами, актами очистки вентиляционных отверстий режимных корпусов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что воздуховоды вентиляции режимного корпуса находятся в исправном состоянии и соответствуют правилам пожарной безопасности и противопожарного режима, фото камер, справкой ОКБИ и ХО, согласно которой камеры оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, оконными проемами, позволяющими обеспечить доступ свежего воздуха, оконные рамы оборудованы механизмом открывания/закрывания форточки, санитарные узлы камер оборудованы унитазами со сливным бачком и отделены дверью, высотой от пола до потолка, справкой начальника канцелярии, согласно которой административный истец с жалобами в адрес администрации или иных органов не обращался; копиями из техпаспорта и журналов количественной проверки и учета прогулок, опровергающих перенаселенность камер и переполненность прогулочных дворов, протоколами количественного химического анализа воды, согласно которым качество соответствовала нормам питьевой воды.

Так, в период содержания в СИЗО-2 Набиев Т.Э.о. размещался:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 8,6 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 0,8 кв.м.), в которой содержалось 2 человека,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 9,5 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,2 кв.м.), в которой содержалось от 1 до 2 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере с, площадью 13,9 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,6 кв.м.), в которой содержалось от 2 до 3 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 9,5 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,2 кв.м.), в которой содержалось от 1 до 2 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 9,5 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 0,9 кв.м.), в которой содержалось от 1 до 2 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 17,5 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,6 кв.м.), в которой содержалось от 1 до 3 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 13,7 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,6 кв.м.), в которой содержался 1 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 17,5 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,6 кв.м.), в которой содержался 1 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 14,1 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,6 кв.м.), в которой содержалось от 2 до 4 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 17,5 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,6 кв.м.), в которой содержалось 3 человека,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 17,4 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,6 кв.м.), в которой содержалось 3 человека,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 13,7 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,6 кв.м.), в которой содержалось от 2 до 3 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 32,5 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 2,6 кв.м.), в которой содержалось от 5 до 7 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 9,5 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 0,9 кв.м.), в которой содержалось 2 человека,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 6,7 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 0,7 кв.м.), в которой содержалось 1 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 19,4 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,4 кв.м.), в которой содержалось от 1 до 6 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью 13,7 кв.м., (в т.ч. площадь санитарного узла 1,4 кв.м.), в которой содержалось от 2 до 4 человек.

Указанное подтверждается камерной карточкой, справкой ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО – 2, выписками из технического паспорта, копиями книг количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО-2.

Поскольку Набиев Т.Э.о. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО-2 в качестве обвиняемого, то на правоотношения, связанные с нормой площади в указанный период распространялось действие положения ст. 23 Федерального закона №103-ФЗ предусмотрено, что норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Санитарная норма жилой площади - это минимальный размер жилой площади, приходящийся на одного человека и необходимый для его нормальной жизнедеятельности, и приравнивается к размеру жилой площади.

Поскольку в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО-2 в качестве осужденного, то на правоотношения, связанные с нормой площади в указанный период распространялось действие ч.1 ст.99 УИК РФ, согласно которой, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

С учетом представленных в материалы дела сведений о площадях камер и количестве содержащихся в них лиц, суд приходит к выводу, что норма санитарной площади в камерах на одного человека в размере четырех квадратных метров, установленная ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ и ч.1 ст.99 УИК РФ (не менее двух квадратных метров), в отношении Набиева Т.Э.о. соблюдалась.

Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлено, что камеры оборудуются вентиляционным оборудованием при наличии возможности.

Согласно ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.

Порядок оборудования камер регламентируется сводом правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 N 245/пр (далее - Свод правил СП 247.1325800.2016).

Пунктом 19.13 СП 247.1325800.2016 установлено, что в помещениях зданий СИЗО в зависимости от их назначения, как правило, следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением. При этом обязательное оборудование камер вентиляцией с механическим побуждением (принудительной вентиляцией) не предусмотрено.

Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем проветривания камеры через окна, что соответствует п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», которым закреплено положение о естественной вентиляции путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.

Наличие вентиляции подтверждается техническим паспортом, справкой ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2. Учреждением проводится очистка вентиляционных отверстий, что подтверждается Актами очистки вентиляционных отверстий режимных корпусов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что воздуховоды вентиляции режимного корпуса находятся в исправном состоянии и соответствуют правилам пожарной безопасности и противопожарного режима.

Само по себе отсутствие принудительной вентиляции в камерах не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца, поскольку доказательств ненадлежащего микроклимата в помещении либо ненадлежащей работы естественной вентиляции в материалах дела не имеется.

Согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, камеры оборудуются напольной чашей (унитазом).

В связи с изложенным, оборудование камер напольной чашей не является нарушением.

Согласно отзыву ответчика, справке ОКБИ и ХО, в камерах кабинки санузла отделены от основного помещения камеры перегородками на всю высоту камеры, с полноразмерной дверью (их устройство было выполнено в 2016 после вступления в силу СП 247.1325800.2016.

    По сведениям административного ответчика от истца жалоб, заявлений, обращений не поступало, что подтверждается справкой начальника канцелярии.

Из представленных в материалы дела сведений следует, что обеспечение холодной воды в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК централизованное, осуществляется от собственной артезианской скважины.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ общее микробное число не обнаружено, протоколов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ исследований проб питьевой воды, проведенного ООО «Лабораторный центр «ИКОС», вода в учреждении соответствует требованиям СаНПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Согласно представленным административным ответчиком сведениям, прогулочные дворы в СИЗО-2 в спорный период составляли не менее 12 кв.м., дворы оборудованы навесом с выносом его на 1,5 м. внутрь двора для защиты от атмосферных осадков, скамейками для сидения, с числом посадочных мест равным числу лиц, выводящихся на прогулку, и отводом атмосферных осадков.

Количество прогулочных дворов в ФКУ СИЗО-2 - 18 (большие - площадью от 21,3 кв.м, до 22,4 кв.м., малые - площадью от 12,2 кв.м, до 12,5 кв.м.). В малые дворы выводятся на прогулку камеры, где содержится до 5 человек. В большие дворы выводятся на прогулку камеры, где содержится от 6 до 8 человек. Камеры, где содержится 12-14 человек (осужденные) помещаются в два больших дворика.

Согласно техническому паспорту на прогулочные дворики от 25.03.2010, расположенные на территории ФКУ СИЗО-2 площадь прогулочных двориков составляет: № 1-12,3 кв.м., № 2-12,2 кв.м., № 3-22,4 кв.м., № 4-21,3 кв.м., № 5-12,3 кв.м., № 6-12,5 кв.м., № 7-12,4 кв.м., № 8-12,4 кв.м., № 9-21,9 кв.м., № 10-22,2 кв.м., № 11- 12,4 кв.м., № 12- 12,4 кв.м., № 13-12,4 кв.м., № 14-12,3 кв.м., № 15-21,4 кв.м., № 16-22,1 кв.м., № 17-12,3 кв.м., № 18-12,3 кв.м.

Судом была запрошена информация по ходатайству административного истца о предоставлении административным ответчиком видео всех камер, в которых содержался Набиев Т.Э.о., а также видео прогулочных дворов.

Согласно справке начальника ОРН, срок хранения архива видеозаписей, сделанных с помощью всех средств фото-видео фиксации, в соответствии указанием УФСИН России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ составляет 30 суток, в связи с чем видеоархив за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представить не представилось возможным.

Из представленных в материалы дела журналов , , учета прогулок следует, что камеры, в которых содержался административный истец, выводились на прогулки в большие и малые дворы, таким образом площадь прогулочных дворов на содержащегося в СИЗО-2 истца составляла не менее установленной нормы. Доказательств недостаточности площади прогулочных двориков, не выхода истца на прогулки, в материалах дела не имеется.

        Оснований не доверять представленным в соответствии с положениями приведенной ст. 62 КАС РФ доказательствам у суда не имеется, поскольку на сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих.

Поскольку судом установлен факт нарушения прав истца, выразившийся в несоблюдении ответчиком требований о необходимости наличия горячего водоснабжения в камерах СИЗО, то в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за нарушение условий его содержания в СИЗО-2.

Определяя размер денежной компенсации, суд учитывает, что он должен отвечать принципам справедливости и разумности. Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.

Принимая во внимание характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца (десять месяцев) и значимость их последствий для него (длительное не обращение о нарушении своих прав), суд считает необходимым взыскать денежную компенсацию в размере 13 000 руб., находя определенную к взысканию сумму компенсации соотносимой с такими особенностями обнаруженных нарушений, как их характер, продолжительность, последствия и ущерб, обоснованной и справедливой, а также способствующей восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания прав административного истца.

В силу положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, денежная компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.

В этой связи, оснований для взыскания компенсации за ненадлежащие условие содержания Набиева Т.Э.о. под стражей с ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания Набиева ФИО8 оглы в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.

взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Набиева ФИО9 оглы компенсацию за нарушение условий содержания в размере 13 000 рублей.

Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Набиева ФИО10 оглы, по указанным в его заявлении банковским реквизитам:

УФК по Республике Коми (ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми), л/с 05071166290, р/с 03212643000000010700, к/с 40102810245370000074, БИК 018702501, ИНН 1102024997, КПП 110201001, банк получателя: отделение – НБ Республики Коми Банка России//УФК по Республике Коми город Сыктывкар, получатель Набиев ФИО11 оглы, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                        Е.Н Попкова

Решение в окончательной форме составлено 25 июля 2022 года.

Верно, судья                                Е.Н. Попкова

2а-185/2022 (2-1254/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Набиев Теймур Эльхан оглы
Ответчики
ФКУ СИЗО 2 УФСИН России по РК
УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Попкова Е.Н.
Дело на странице суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
11.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2021Передача материалов судье
14.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2022Судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее