Дело № 88-18159/2023
№ 2-1877/2022
Уникальный идентификатор дела 67RS0001-01-2022-004185-74
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 июля 2023 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В.,
судей Анненковой К.К. и Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котикова Александра Анатольевича к Смоленской таможне о понуждении к перерасчету выслуги лет, размера пенсии
по кассационной жалобе Котикова Александра Анатольевича на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 8 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 9 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
У С Т А Н О В И Л А:
Котиков А.А. обратился в суд с иском к Смоленской таможне о зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода службы с 31 июля 2003 года по 31 мая 2016 года в льготном исчислении: один месяц службы как один и одна треть месяца; возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, начиная с 13 августа 2021 года.
В обоснование заявленных требований Котиков А.А. указал, что с 31 июля 2003 года по 31 мая 2016 года проходил службу в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Смоленской области (далее - служба по контролю за оборотом наркотиков), откуда 31 мая 2016 года уволен в связи с переводом на службу в. другой государственный орган в соответствии с подп. «б» п. 4 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». Выслуга лет в этот период исчислялась ему в льготном порядке: один месяц службы как один месяц и одна треть месяца. С 7 июля 2016 года по 19 июня 2018 года проходил службу в органах МВД по Смоленской области, с 20 июня 2018 года по 13 августа 2021 года в Федеральной таможенной службе в должности заместителя начальника Смоленской таможни. При увольнении из Смоленской таможни и окончательном расчете при назначении пенсии период службы в службе по контролю за оборотом наркотиков незаконно зачтен календарно, а не в льготном исчислении.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 8 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 9 марта 2023 года, в удовлетворении иска Котикову А.А. отказано.
В кассационной жалобе Котиков А.А. просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. Заявитель жалобы указывает, что судами не учтена заключительная часть п. 10 ст. 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 305-ФЗ, которой предусмотрено, что стаж службы сотрудников органов наркоконтроля при переводе в другой государственный орган перерасчету не подлежит. Полагает, что запрет на перерасчет выслуги распространяется и на таможенные органы. Ссылается на то, что правовых обоснований для перерасчета его выслуги, ответчиком не представлено.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции представитель Смоленской таможни и Федеральной таможенной службы на основании доверенностей Чуприкова А.С. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Котиков А.А. в судебное заседание не явился, от истца поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без его участия. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Котиков А.А. в период с 1 августа 1995 года по 13 сентября 2021 года являлся военнослужащим; с 23 апреля 2002 года по 30 июня 2003 года служил в налоговой полиции; с 1 июля 2003 года по 31 мая 2016 года - в службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН); с 7 июля 2016 года по 15 июня 2018 года - в органах внутренних дел (МВД).
Выслуга лет для назначения пенсии на момент его увольнения из органов МВД составила в календарном порядке 22 года 1 месяц 27 дней, в льготном - 26 лет 10 месяцев 07 дней. При этом зачтена служба в ФСКН календарно - 12 лет 11 месяцев, льготно - 17 лет 07 дней.
С 20 июня 2018 года Котикову А.А. назначена пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Приказом начальника Смоленской таможни № 150-к от 20 июня 2018 года истец принят на службу в таможенные органы Российской Федерации на должность начальника отдела по борьбе с контрабандой, с этого дня выслуга лет для назначения пенсии исчислялась в льготном порядке (один месяц службы как полтора месяца выслуги).
13 августа 2021 года Котиков А.А. уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 48 Закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». При увольнении выслуга лет для назначения пенсии составила 27 лет 5 месяцев 28 дней (25 лет 3 месяца 29 дней - в календарном исчислении, 2 года 1 месяц 29 дней - в льготном исчислении). Период службы в службе по контролю за оборотом наркотиков зачтен календарно.
Обращение истца от 15 июня 2022 года о перерасчете выслуги лет и размера назначенной пенсии со ссылкой на необходимость исчисления выслуги лет в спорный период службы в льготном порядке оставлено без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 27, 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года №103, и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Котиковым А.А. требований, при этом исходил из того, что действующим нормативно-правовым регулированием не предусмотрен учет при расчете выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов спорного периода работы истца в службе по контролю за оборотом наркотиков в льготном исчислении (один месяц службы за один и одну треть месяца).
При этом суд первой инстанции отклонил ссылку истца в обоснование своей позиции на положения п. 10 ст. 33 Федерального закона РФ от 3 июня 2016 года № 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», указав, что данная норма регулирует исчисление выслуги сотрудников органов наркоконтроля лишь при переводе их на службу в органы внутренних дел в связи с упразднением органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы нижестоящих судов верными, а доводы заявителя кассационной жалобы несостоятельными на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов определяется Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 103.
Подпунктом 1 данного Положения предусмотрено, что действие постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации» распространяется на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии, с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 2 данного Положения (с отсылкой на абзац 20 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941) предусмотрено право на зачет в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Пунктом 4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов определен порядок зачета на льготных условиях выслуги лет, исчисленной согласно подпункту «а» пункта 2 настоящего Положения, в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941.
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 также перечислены льготные условия включения в выслугу лет для назначения пенсий.
Проанализировав положения приведенных правовых норм в их совокупности, суды нижестоящих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что при расчете выслуги лет для назначения пенсии истцу как сотруднику таможенных органов не предусмотрен учет в льготном исчислении периода его службы в органах по контролю за оборотом наркотиков.
Как аргументированно отмечено судами, положения пункта 10 статьи 33 Федерального закона от 3 июня 2016 года № 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», на который ссылается кассатор, регулируют исчисление выслуги сотрудников органов наркоконтроля при переводе их на службу в органы внутренних дел в связи с упразднением органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и при последующем уходе на пенсию из органов внутренних дел, тогда как в рассматриваемой правовой ситуации Котиков А.А. после назначения ему пенсии за выслугу лет по линии МВД поступил на службу в таможенные органы, откуда был уволен по выслуге лет.
В таком случае исчисление выслуги лет для назначения истцу пенсии как сотруднику таможенных органов производится с учетом особенностей пенсионного обеспечения должностных лиц таможенных органов, в силу которых периоды службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ засчитывается в календарном исчислении.
Таким образом, вопреки доводам кассатора, при разрешении спора судами нижестоящих инстанций дано верное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, судами правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства дела, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 8 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 9 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Котикова Александра Анатольевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи