Дело № 2-888/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2016 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Тюхтеневой Т.В., при секретаре Адыкаевой С.Ю., с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Акташского сельского поселения о взыскании ежемесячных компенсационных выплат и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился ФИО2 к администрации МО «<адрес>» с иском о взыскании ежемесячных компенсационных выплат и морального вреда, мотивируя свои требования тем, что был избран главой Акташского сельского поселения в 2012 году. Освобожден от должности ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока полномочий. С указанного времени не трудоустроен. В соответствии с ч.5.1. ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.1, 2 ст.4.1. Закона Республики Алтай "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>", п.13 ст.25 Устава МО «Акташское сельское поселение» после освобождения от должности по окончании срока полномочий главе выплачивается денежное вознаграждение в размере одного должностного оклада за каждый месяц, в котором он не был трудоустроен, но не свыше трех месяцев со дня окончания полномочий. Ответчик не выплатил указанное вознаграждение, что составляет 77088 руб. В связи с несвоевременной выплатой ФИО2 был подвергнут дискриминации в сфере трудового права и муниципальной службы. В течение длительного времени истец вынужден занимать деньги в долг, чтобы питаться, другие жизненно важные потребности не имеет возможности реализовать, оценивает моральный вред в <данные изъяты> руб. На основании п.1.1. Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче полномочий сельской администрации МО «Акташское сельское поселение» администрации МО «<адрес>» финансовые обязательства перед сельской администрацией полностью несет администрация МО «<адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ истец свои требования уточнил, заявление по указанным выше доводам и основаниям адресовал администрации Акташского сельского поселения.
Глава Акташского сельского поселения ФИО6 просил отказать в иске, направил в суд возражения на иск, из которых следует, что в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона. На момент истечения полномочий главы ФИО11 обладал трудоспособностью, пенсионного возраста не достиг. П.13 ст.25 Устава МО «Акташское сельское поселение», предусматривающий положение о том, что после освобождения от должности по окончании срока полномочий главе выплачивается денежное вознаграждение в размере одного должностного оклада за каждый месяц, в котором он не был трудоустроен, но не свыше трех месяцев со дня окончания полномочий не приведен в соответствие с действующим законодательством из-за досрочного прекращения полномочий Совета депутатов Акташского поселения.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО5 поддержали исковые требования, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснили, что после окончания срока полномочий истец в течение трех месяцев не трудоустроен, пенсионного возраста не достиг, трудоспособность не утратил, считают, что в соответствии с Уставом ответчика и Законом Республики Алтай "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>" ответчик обязан ему выплатить денежное вознаграждение в размере одного должностного оклада за каждый месяц, в котором он не был трудоустроен, но не свыше трех месяцев со дня окончания полномочий, что составляет <данные изъяты> руб. и компенсировать моральный вред на сумму <данные изъяты> руб.
Представитель ответчика ФИО7 иск не признала, по основаниям и доводам, изложенным в возражениях ФИО6
Исследовав материалы дела, выслушав сторон, допросив свидетеля ФИО8, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1, 2 ст.23 Устава МО «Акташское сельское поселение» (далее - Устава) глава муниципального образования является главой администрации, высшим должностным лицом сельского поселения.
Замещаемая истцом ФИО2 должность главы МО «Акташское сельское поселение» являлась выборной.
Согласно абз.2 ч. 3 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.3 ст.23 Устава полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы.
Истец ФИО11 избран главой Акташского сельского поселения 04.03. 2012 года, вступил в должность главы с ДД.ММ.ГГГГ, вновь избранная глава ФИО9 вступила в должность ДД.ММ.ГГГГ, с указанного дня полномочия ФИО11 как главы прекратились.
Согласно п.13 ст.25 Устава МО «Акташское сельское поселение», предусматривающей социальные гарантии главы, главе Акташского сельского поселения за счет средств бюджета муниципального образования, после освобождения от должности главы по окончании срока полномочий выплачивается денежное вознаграждение в размере одного должностного оклада за каждый месяц, в котором он не был трудоустроен, но не свыше трех месяцев со дня окончания полномочий. Условия и порядок выплаты этого денежного вознаграждения устанавливаются органами местного самоуправления.
Пунктом 5.1. ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Абзац второй указанной статьи 5.1. введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 446-ФЗ.
Ст. 4.1. Закона Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 52-РЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>" было установлено, что выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и не трудоустроенным после освобождения от должности по окончании срока полномочий, выплачивается пособие в размере не более одного денежного вознаграждения за каждый месяц, в котором они не были трудоустроены, но не свыше трех месяцев со дня окончания полномочий.
Согласно п.4 ст.7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Указанная норма регионального закона ДД.ММ.ГГГГ Верховным Судом Республики Алтай была признана противоречащей федеральному закону, что также следует из апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.
В случае противоречия муниципального правового акта должно применяться федеральное законодательство, между тем федеральным законодательством установлено, что гарантии, связанные с прекращением полномочий и предусматривающие расходование средств местных бюджетов, могут устанавливаться только в отношении лиц, которые на период прекращения полномочий достигли пенсионного возраста либо потеряли трудоспособность.
Суд к доводам истца о невозможности приведения Устава в соответствие с федеральным законодательством без указания из Государственного Собрания – Эл Курултай, о самороспуске депутатского корпуса Акташского сельского поселения относится критически, так как изменения в п.5.1 ст.40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошли ДД.ММ.ГГГГ, когда ФИО11 работал главой, депутаты прекратили полномочия ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО11 в период работы главой Акташского сельского поселения пенсионного возраста не достиг и не потерял трудоспособность.
Кроме того, реализация органом местного самоуправления своих полномочий зависит от уровня доходов бюджета данного муниципального образования.
Статьей 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 86 Бюджетного кодекса РФ регламентировано, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, указанная норма отражена также в ст.32 Устава.
Условия и порядок выплаты денежного вознаграждения Акташским сельским поселением не установлены.
Решением главы Акташского сельского поселения и председателя сельского Совета депутатов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования Акташское сельское поселение на 2016 год» утвержден бюджет поселения, где в приложении № подраздел 01 02, в котором отражаются расходы на содержание главы муниципального образования не предусмотрен.
Суд критически относится к доводам истца о том, что расходы на содержание главы, в том числе требуемое им денежное вознаграждение заложены в подразделе 01 04 бюджета, в виду следующего.
Согласно п.3.2 Правил отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н по подразделу 01 02 «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования» подлежат отражению расходы на содержание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), главы муниципального образования, а также аппаратов указанных должностных лиц.
По подразделу 01 04 "Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций и соответствующих аппаратов, обеспечение деятельности подведомственных учреждений, предоставление субсидий автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации".
Из показаний и.о. начальника финансового отдела ФИО8 также следует, что в подразделе 01 04 отражены расходы местных администраций, подраздел 01 02, в котором отражаются расходы на содержание главы муниципального образования в бюджете Акташского сельского поселения не заложен.
Согласно ст. 13 вышеуказанного решения нормативные правовые акты муниципального образования Акташское сельское поселение, не обеспеченные источником финансирования в местном бюджете на 2016 год, не подлежат исполнению в 2016 году.
С учетом вышеизложенного, возможностей бюджета Акташского сельского поселения, принципов самостоятельности и сбалансированности бюджета, закрепленных в Бюджетном Кодексе Российской Федерации, необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, принимая социально - экономическое положение поселения, блокирование с ДД.ММ.ГГГГ счетов администрации Акташского сельского поселения, заключения в связи с этим соглашения о передаче полномочий сельской администрации МО «Акташское сельское поселение» администрации МО «<адрес>», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО11.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации Акташского сельского поселения о взыскании ежемесячных компенсационных выплат в сумме <данные изъяты> руб. и морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО10 Тюхтенева