Дело № 3а-140/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Тверь 01 августа 2018 года
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Кустова А.В.,
при секретаре судебного заседания Гарибмамадовой С.С.
с участием прокурора Розова С.С.
представителей:
административного истца – Беловой Т.А., Степанова А.А.
административного ответчика – Собрания депутатов Торопецкого района Тверской области – Васильевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Полигон» о признании недействительным решения Собрания депутатов Торопецкого района Тверской области № 125 от 21 февраля 2018 года,
установил:
ООО «Полигон», являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, используемого под размещение и обслуживание городской свалки, обратилось с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Торопецкого района Тверской области об оспаривании решения № 125 от 21 февраля 2018, которым утвержден коэффициент социально-экономических особенностей (КСЭО) в отношении земельных участков, предназначенных для иного специального назначения (свалки, полигоны, кладбища и т.д.) в размере 40.
Административный истец указывает на нарушение своих прав в связи с существенным увеличением размера арендной платы, которая ранее исчислялась с применением КСЭО 2, установленного решением Собрания депутатов Торопецкого района № 109 от 22 августа 2017 года.
Увеличение КСЭО в 20 раз повлекло существенное увеличение размера арендной платы, по мнению административного истца, принято в нарушение предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета арендной платы, без учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
В судебном заседании генеральный директор ООО «Полигон» Степанов А.А. и представитель административного истца по доверенности Белова Т.А. заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика – Собрания депутатов Торопецкого района Тверской области по доверенности Васильева О.Н. возражая против иска, полагала решение представительного органа местного самоуправления законным, принятым полномочным органом с соблюдением установленного порядка, соответствующим принципу экономической обоснованности, что подтверждает обоснование администрации района, прилагаемое к проекту решения, которое имелось в распоряжении депутатов Собрания. Проект решения рассматривался на заседании постоянной комиссии Собрания депутатов по экономическому развитию, финансам, бюджету и налогам, а также получил положительное заключение прокурора района.
Административный ответчик – Глава Торопецкого района А.Г.Бриж представил письменное возражение по административному иску, в котором полагал оспариваемое решение представительного органа местного самоуправления законным, установленный коэффициент социально-экономических особенностей земельных участков экономически обоснованным, соответствующим доходности земельного участка.
Представитель заинтересованного лица – Администрации города Торопец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, что в силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствовало рассмотрению дела.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Розова С.С., полагавшего административный иск обоснованным, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009года№ 582, в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области, а также за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 26 декабря 2007 года № 396-па (в редакции от 10 марта 2016 года), размер арендной платы за пользование земельными участками определяется по формуле:
А = Скадастр x S x Сап x Ксэо x m / 12,
где Скадастр - удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующим видам функционального использования земельного участка, являющегося предметом договора аренды (в рублях за 1 кв. м);
S - площадь земельного участка или его части, являющегося предметом договора аренды (в кв. м);
Сап - ставка арендной платы, установленная настоящим Положением (в %);
Ксэо - коэффициент социально-экономических особенностей, учитывающий категории арендаторов, целевое использование земельного участка согласно договору аренды земельного участка, социальное значение вида деятельности, осуществляемой арендатором на данном земельном участке (далее - КСЭО);
m - количество месяцев аренды в текущем году.
Пунктом 2.4 данного Положения предусмотрено, что значения коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, за исключением значений коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утверждаются представительными органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в соответствии с типовым перечнем видов целевого использования земельных участков, установленным приложением 1, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.
Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов Торопецкого района № 130 от 12 июля 2011 года были утверждены значения коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена, расположенных на территории Торопецкого района Тверской области, согласно приложению 1.
В данное решение вносились изменения решениями представительного органа местного самоуправления от 17 декабря 2015 года № 50, от 22 августа 2017 года № 109, оспариваемым решением от 21 февраля 2018 года № 125.
Разрешая вопросы, указанные в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 19-23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48
(ред. от 09 декабря 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Собрания депутатов Торопецкого района № 125 от 21 февраля 2018 года принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления, при соответствующем кворуме.
Требования к форме данного нормативного правового акта, процедура введения его в действие соблюдены и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Данное решение опубликовано в специальном выпуске газеты «Мой край» за 02 марта 2018 года № 6.
Оспариваемым решением внесено изменение в решение Собрания депутатов Торопецкого района от 12 июля 2011 года № 130, п. 26 Раздела 2 приложения 1 к решению изложен в новой редакции, установлен коэффициент социально-экономических особенностей - 40 в отношении земельных участков, предназначенных для иного специального назначения (свалки, полигоны, кладбища и т.д.)
До принятия оспариваемого решения в отношении указанной категории земельных участков действовал Коэффициент – 2, установленный решением Собрания депутатов от 22 августа 2017 года № 109.
ООО «Полигон» является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, предоставленного для размещения и обслуживания городской свалки, на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией города Торопец сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно совпадающим расчетам сторон при действовавшем КСЭО – 2, размер годовой арендной платы за земельный участок составлял 80829 рублей, что соответствовало 4 % кадастровой стоимости земельного участка, при КСЭО – 40 - 1616670 рублей, что соответствует 80 % от кадастровой стоимости земельного участка в 2020734 рублей.
Таким образом, вышеуказанное решение органа местного самоуправления повлекло двадцатикратное увеличения арендной платы для административного истца.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Как следует из материалов дела, вопрос о двадцатикратном увеличении КСЭО в отношении земельных участков специального назначения был инициирован главой Торопецкого района, направившим проект решения с обоснованием в представительный орган 20 февраля 2018 года.
Проект решения был рекомендован к принятию на заседаниях комиссии Собрания депутатов по правовым и социальным вопросам и комиссии по экономическому развитию 21 февраля 2018 года и принят Собранием депутатов на внеочередной сессии 21 февраля 2018 года.
Экономическое обоснование к проекту, текст которого, согласно протоколу, был воспроизведен на сессии представительного органа председателем Комитета по управлению имуществом Торопецкого района, содержит общую информацию о кадастровой стоимости земельного участка, расчет получаемой в бюджет и планируемой к взиманию арендной платы с ООО «Полигон».
Основаниями повышения Коэффициента указаны критерии возможности повышения арендной платы для ООО «Полигон», в отношении которого приведены утвержденные тарифы на прием отходов, ссылка на отсутствие в производственной программе мероприятий по модернизации производства и переработке отходов, наличие у организации лицензии по сбору и транспортировке отходов.
Таким образом, Обоснование содержит лишь предположительные выводы о доходности не земельных участков, относящихся к категории с повышающимся Коэффициентом, а организации, арендующей данный земельный участок.
Представленное с проектом оспариваемого решения Обоснование не содержит доказательств того, что административным ответчиком определялась доходность земельного участка с учетом его местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, отчет определения рыночной стоимости земельных участков отсутствует, а сама по себе кадастровая стоимость земельного участка не отражает его доходность.
В связи с изложенным, установленный оспариваемым решением представительного органа местного самоуправления коэффициент социально-экономических особенностей, равный 40, при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, предназначенных для иного специального назначения (свалки, полигоны, кладбища и т.д.), принят в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не отвечает принципу экономической обоснованности, является произвольным, нарушает права и законные интересы граждан и субъектов экономической деятельности, противоречит требованиям федерального Закона – положениям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемые положение нормативного правового акта не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и, приводя к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельный участок, нарушает права, свободы и законные интересы ООО «Полигон», решение Собрания депутатов Торопецкого района от 21 февраля 2018 года № 125 подлежит признанию недействующим.
Поскольку на основании нормы, признанной противоречащей федеральному законодательству, на граждан и юридических лиц, в том числе административного истца, возложена обязанность по уплате арендной платы в повышенном размере, сроки уплаты которой установлены договором аренды, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск ООО «Полигон» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение Собрания депутатов Торопецкого района № 125 от 21 февраля 2018 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Торопецкого района от 12 июля 2011 года № 130 «Об утверждении значений коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Торопецкого района Тверской области».
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании муниципального образования – газете «Мой край» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Кустов
Мотивированное решение составлено 06 августа 2018 года.
Председательствующий А.В. Кустов