Дело № 2-53/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Остров Псковской области ... 2019 года
Островский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Иванова Д.В.,
с участием старшего помощника Островского межрайонного прокурора Богдановой М.М.,
при секретаре Кучковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Островского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Комарова К.В. к Администрации Островского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Островского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Комарова К.В. обратился в суд с иском к Администрации Островского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, указав в обоснование заявленных исковых требований, что Комаров К.В. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, его родители – Комарова Н.А. и Комаров В.Н. решением Палкинского районного суда Псковской области от ... 2010 года лишены родительских прав в его отношении.
Констатируется, что приказом Территориального управления Палкинского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от ... 2011 года № ..., Комарову К.В. гарантировано обеспечение жилым помещением как лицу, оставшемуся без попечения родителей, на основании чего, протоколом № ... от ... 2014 года заседания жилищной комиссии, он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Псковской области.
Вместе с тем, до настоящего времени вопрос об обеспечении Комарова К.В. жильем не решен. В собственности объектов недвижимого имущества Комаров К.В. не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. Заместитель Островского межрайонного прокурора, действующий в интересах Комарова К.В. полагает, что его право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда нарушено, поскольку его реализация должна быть незамедлительной и не может быть поставлена в зависимость от наличия иных лиц, обладающих аналогичным правом, и включенных в вышеуказанный список ранее, либо от наличия или отсутствия надлежащего финансирования. Со ссылками на нормы ст. 109.1 ЖК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Закона Псковской области от 9 января 2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» заместитель Островского межрайонного прокурора в интересах Комарова К.В. просит суд обязать Администрацию Островского района Псковской области предоставить ему на территории города Острова Псковской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв. м. за счет средств бюджета Псковской области в виде субвенций.
В судебном заседании прокурор Богданова М.М. и истец Комаров К.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации Островского района Псковской области Козаев А.А. иск не признал, право Комарова К.В. на предоставление ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не оспорил, при этом полагал, что поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда детям-сиротам предоставляются исключительно за счет средств бюджета Псковской области в виде субвенций, в отсутствие которых ответчик лишен возможности предоставить Комарову К.В. жилое помещение, Администрация Островского района Псковской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Дополнительно пояснил, что поскольку в настоящее время между Администрацией Островского района и органом социальной защиты населения отсутствует соглашение о передаче полномочий на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на текущий год, права истца данным органом местного самоуправления не нарушены.
Представитель третьего лица – Администрации Псковской области, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, отзыв либо возражения на иск не представил (л.д. 53 ).
Представитель третьего лица – Комитета по социальной защиты Псковской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. В предоставленных суду возражениях указал, что возражает против удовлетворения исковых требований об обязании Администрации Островского района предоставить Комарову К.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку они являются требованиями о внеочередном обеспечении Комарова К.В. жилым помещением, что действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии с Законом Псковской области №1241-ОЗ, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляет орган опеки и попечительства, то есть Комитет по социальной защите Псковской области. Признавая факт принадлежности Комарова К.В. к указанной категории лиц и наличие у них права на обеспечение жилыми помещениями за счет средств бюджета области в виде субвенций, полагает, что обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории должно осуществляться исходя из даты включения в соответствующий Список и порядкового номера, иное повлечет нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих в указанном Списке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. № 22-ФЗ) (далее – Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта первого вышеуказанного Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 этой статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункт 3.1. подпункт 1).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального Закона, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Псковской области от 9 января 2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 5 которого предусмотрено, что лица указанные в абзаце первом пункта 1 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области, в том числе по месту нахождения профессиональной образовательной организации, в которой лицо получило профессиональное образование.
Как установлено судом, Комаров К.В., ... года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, его родители – К.Н.А. и К.В.Н.. решением Палкинского районного суда Псковской области от ... 2010 года лишены родительских прав в его отношении (л.д. 17-20).
Приказом начальника Территориального управления Палкинского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от ... 2011 года № ... «О направлении в государственное учреждение несовершеннолетних Комаровой Н.В., Комарова К.В.» Комаров К.В. направлен в ГОУ «П», одновременно данным приказом Комарову К.В. гарантировано обеспечение жилым помещением как лицу, оставшемуся без попечения родителей (л.д. 30-31).
Согласно выписки из протокола № ... заседания жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ... 2014 года, Комаров К.В. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 28-29).
Как следует из материалов дела, ... 2018 года Комаров К.В. окончил ГБПОУ Псковской области «ОМК» (л.д. 22-24).
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Закона Псковской области от 9 января 2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Комаров К.В. имеет право на обеспечение жилым помещением по месту нахождения профессиональной образовательной организации, в которой он получил профессиональное образование, то есть в городе Острове Псковской области.
Таким образом, Комаров К.В. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем, на него распространяются положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достиг возраста 18 лет, не имеет в собственности жилого помещения (л.д. 37), не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включен в Список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Статьей 7 Закона Псковской области от 9 января 2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно ст. 9 Закона Псковской области от 9 января 2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст. 1 Закона Псковской области от 3 июня 2011 года № 1082-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон Псковской области № 1082-ОЗ) органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок следующими отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным:
1) по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем строительства, приобретения, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений и осуществляют учет, управление и распоряжение указанным фондом;
2) по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;
3) по принятию решения об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключению с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
4) по заключению договоров найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансовое обеспечение органов местного самоуправления при осуществлении данных государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета (ст. 2).
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С момента включения Комарова К.В. ... 2014 года в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья, у ответчика возникла обязанность по предоставлению Комарову К.В. жилого помещения. Право на жилищное обеспечение со стороны государства Комаров К.В. до настоящего времени не реализовал. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявленных заместителем Островского межрайонного прокурора в интересах Комарова К.В. и принимает решение об их удовлетворении.
Доводы представителя ответчика о том, что Администрация Островского района Псковской области является ненадлежащим ответчиком по делу основан на неверном толковании норм права.
Постановлением Администрации Псковской области от 27 мая 2013 года N 223 "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", принятым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом области от 03 июня 2011 г. N 1082-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом области от 09 января 2013 г. N 1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункта 7 указанного Положения предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется местными администрациями муниципальных районов (городских округов) в порядке, установленном правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального района (городского округа) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, не имеется, и Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению Комарова К.В. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Островского района за счет средств бюджета Псковской области в виде субвенций.
Таким образом, суд находит исковые требования заместителя Островского межрайонного прокурора в интересах Комарова К.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Островского межрайонного прокурора, в интересах Комарова К.В. к Администрации Островского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Островского района Псковской области предоставить Комарову К.В., ... года рождения, уроженцу ***, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта город Остров Псковской области жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров за счет средств бюджета Псковской области в виде субвенций.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ... 2019 года.
Председательствующий Иванов Д.В.
Решение не обжаловано и вступило в законную силу.