Судебный акт #1 (Постановления) по делу № 16-1144/2021 от 18.01.2021

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1144/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

2 апреля 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу начальника таможенного поста Аэропорт Уфа Башкортостанской таможни Мельникова С.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга от 23 июня 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 9 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вороновой Ольги Александровны,

установила:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга от 23 июня 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Вороновой О.А. в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, Воронова О.А. освобождена от административной ответственности, объявлено устное замечание. Жесткие природные кораллы (фрагменты известковых (кальцинированных) скелетов морских полипов) отряда Мадрепородные, изъятые на основании решения от 21 октября 2019 года № 10401010/211019/ДВ/000247, находящиеся в кассе т/п Аэропорта Уфа, постановлено возвратить Вороновой О.А.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 9 сентября 2020 года постановление мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга от 23 июня 2020 года изменено, исключено из мотивировочной и резолютивной частей постановления указание на возвращение Вороновой О.А. жестких природных кораллов (фрагменты известковых (кальцинированных) скелетов морских полипов) отряда Мадрепородные. В остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник таможенного поста Аэропорт Уфа Башкортостанской таможни Мельников С.А., направивший протокол об административном правонарушении и иные материалы на рассмотрение мировому судье, просит отменить решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 9 сентября 2020 года и направить дело на новое рассмотрение.

Одновременно должностным лицом заявлено ходатайство о заблаговременном извещении о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы в Шестом кассационном суде общей юрисдикции.

Данное ходатайство рассмотрению не подлежит, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено проведение судебных заседаний при рассмотрении жалоб, протестов на вступившие в законную силу судебные акты по делу об административном правонарушении.

Воронова О.В., извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, представила возражения, в которых просит решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 9 сентября 2020 года оставить без изменения.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операции, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношении между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.

Товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые, вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45 пункта 1статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (подпункт 3 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом (статья 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

В соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258. пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Товары не подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с пунктом 4 статьи 204 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 14-17 статьи 286 и пунктом 7 статьи 301 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Таможенное декларирование в письменной форме допускается в отношении товаров для личного пользования.

Таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений (подпункт 2 пункта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» Мадрепородовые кораллы включены в раздел 2.7 Приложения перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также установлен, разрешительный порядок ввоза Мадрепородовых кораллов на территорию Евразийского экономического союза

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 21 октября 2019 года в 14 часов 00 минут при осуществлении таможенного контроля, во время совершения таможенных операций на таможенном посту Аэропорт Уфа Башкортостанской таможни пассажирами рейса № 9742 Санья – Уфа, было установлено, что Воронова О.А. в багаже перемещала через таможенную границу Евразийского экономического союза товары: предметы схожие с кораллом в количестве 3 штук, 12,5 грамм, 18,5 грамм, 8 грамм, которые по результатам проведенной таможенной экспертизы идентифицированы как жесткие природные кораллы (фрагменты известковых (кальцинированных) скелетов морских полипов) отряда Мадрепородовые, подлежащих таможенному декларированию, не задекларировав по установленной форме.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Вороновой О.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей обоснованно сделан вывод о том, что в действиях Вороновой О.А. содержится состав вменяемого административного правонарушения.

Вина Вороновой О.А. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, которые получили оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания мировой судья, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения с учетом установленных обстоятельств дела, учитывая отсутствие вреда интересам граждан и государства, отсутствие направленности действий Вороновой О.А. на нарушение закона, пришел к выводу, что при формальном наличии всех признаков состава допущенное нарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, применил положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратил производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

При этом мировым судьей в постановлении указано на возврат Вороновой О.А. изъятых предметов административного правонарушения - жестких природных кораллов (фрагменты известковых (кальцинированных) скелетов морских полипов) отряда Мадрепородовые, в количестве 3 штуки.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление согласился с выводами о наличии в действиях Вороновой О.А. состава административного правонарушения и прекращении производства по делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем, судьей районного суда из мотивировочной и резолютивной частей постановления исключено указание на возвращение Вороновой О.А. предметов административного правонарушения.

Следует отметить, что положениями действующего законодательства об административных правонарушениях, при наличии необходимых условий не исключается признание правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, малозначительным, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 186-О.

В жалобе заявитель приводит доводы о несогласии с прекращением производства по делу, поскольку необходимая для признания правонарушения малозначительным совокупность обстоятельств в данном случае отсутствует; а также указывает, что в результате вынесения судебных актов не разрешена судьба предметов административного правонарушения, изъятых у Вороновой О.А.

Жалоба подана должностным лицом административного органа на вступившие в законную силу судебные акты по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

По смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмена или изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Таким образом, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, если это привело к неправильному разрешению дела.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 3 Постановления от 17 июля 2002 года № 13-П (подтвержденной в Постановлении от 11 мая 2005 года № 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предыдущем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и не исправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.

Приведенные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, а именно, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таких оснований в данном случае не усматривается.

Учитывая изложенное, доводы жалобы о незаконности прекращения производства по делу в связи с признанием совершенного Вороновой О.А. административного правонарушения малозначительным, не могут повлечь отмену вступивших в законную силу судебных актов, поскольку это повлечет ухудшение положения Вороновой О.А.

Между тем имеются основания для изменения судебных актов.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос об изъятых вещах и документах, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.

Из материалов дела следует, что предметы административного правонарушения по делу - жесткие природные кораллы (фрагменты известковых (кальцинированных) скелетов морских полипов) отряда Мадрепородовые, в количестве 3 штук, изъяты (протокол изъятия вещей и документов от 20 декабря 2019 года).

Из представленных в дело доказательств, в том числе заключения таможенного эксперта от 19 ноября 2019 года, усматривается, что природное качество изъятых кораллов (фрагменты известковых (кальцинированных) скелетов морских полипов) как вида дикой флоры и фауны утрачено, рыночная стоимость, определенная экспертом, является незначительной, ценности изъятые предметы фактически не представляют.

При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга от 23 июня 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 9 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вороновой О.А., подлежат изменению, предмет административного правонарушения подлежит изъятию с последующим уничтожением.

Вносимые в обжалуемые судебные акты изменения положение лица, в отношении которого они приняты, не ухудшают.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

Постановление мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга от 23 июня 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 9 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вороновой Ольги Александровны, изменить.

Предметы административного правонарушения - предметы схожие с кораллом в количестве 3 штук, 12,5 грамм, 18,5 грамм, 8 грамм, которые по результатам проведенной таможенной экспертизы идентифицированы как жесткие природные кораллы (фрагменты известковых (кальцинированных) скелетов морских полипов) отряда Мадрепородовые, изъять с последующим уничтожением.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.

Судья Волынчук Н.В.

16-1144/2021

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНО
Ответчики
ВОРОНОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область)
Статьи

ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Постановления)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее