Решение по делу № 3а-420/2020 от 19.08.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2020 г. город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-420/2020 по административному исковому заявлению Романова С.М. к правительству Тульской области, Управлению Росреестра по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

Романов С.М. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "...." площадью 969 кв.м, "...." площадью 2 189 кв.м, "...." площадью 400 кв.м.

Полагает, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 по состоянию на 01.01.2016, является необоснованно завышенной, что затрагивает его права и обязанности по уплате земельного налога.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в ООО "....".

В соответствии с отчетом об определении величины рыночной стоимости земельного участка № "....", выполненным оценщиком вышеназванной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 01.01.2016 составляет соответственно 994 194 рубля, 2 114 574 рубля, 1 038 450 рублей.

На основании изложенного административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, указанной в отчете ООО "....""....".

Административный истец Романов С.М. и его представитель по доверенности Дедкова Е.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие и удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что не оспаривает заявленные требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на то, что Управление не имеет материально-правового и процессуально-правового интереса к заявленному иску, не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), просил вынести решение на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются, просил принять решение на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования г. Ефремов в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом Романов С.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "...." площадью 969 кв.м, "...." площадью 2 189 кв.м, "...." площадью 400 кв.м. Земельные участки имеют категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торговой базы, местонахождение установлено относительно расположенного в границах участка ориентира по адресу: "....".

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от "....", от "....", от "....", выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от "...." и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением правительства Тульской области 30.11.2016 № 546 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на 01.01.2016. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." данным Постановлением установлена в размерах соответственно 3 518 380,86 рублей, 7 697 421,49 рублей, 3 770 635,75 рублей (№№ п/п "....", "....", "...." Приложения № "....").

Оспариваемая кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от "....".

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в ООО "....".

В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка № "....", выполненным оценщиком вышеназванной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 01.01.2016 составляет соответственно 994 194 рубля, 2 114 574 рубля, 1 038 450 рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 01.01.2016, проведение которой поручено эксперту "...."

Согласно выводам, содержащимся в заключении № "...." от "...." названного эксперта, отчет ООО "....""...." соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а рыночная стоимость земельных участков, определенная в отчете, подтверждается.

Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено специалистом в области экономической и оценочной деятельности, а изложенные в нём выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

О несогласии с указанным отчетом об оценке ООО "...""....", заключением эксперта № "...." от "...." другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков указанные лица не обращались.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков рыночная стоимость вышеназванных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов отчета ООО "...""...." у суда не имеется. Данный отчет суд считает достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объектов недвижимости и их рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета ООО "...""....", подтвержденного результатами судебной оценочной экспертизы, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Романова С.М. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "...." площадью 969 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торговой базы, местонахождение установлено относительно расположенного в границах участка ориентира по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 994 194 рублей по состоянию на 01.01.2016.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "...." площадью 2 189 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торговой базы, местонахождение установлено относительно расположенного в границах участка ориентира по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 2 114 574 рублей по состоянию на 01.01.2016.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "...." площадью 400 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торговой базы, местонахождение установлено относительно расположенного в границах участка ориентира по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 1 038 450 рублей по состоянию на 01.01.2016.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного физического лица в суд - 19.08.2020.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий    

3а-420/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Романов Сергей Михайлович
Ответчики
Правительство Тульской области
Управление Росреестра по Тульской области
Другие
Администрация МО г.Ефремов
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области
Дедкова Елена Геннадьевна
Суд
Тульский областной суд
Судья
Голомидова Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
20.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.09.2020Предварительное судебное заседание
29.09.2020Производство по делу возобновлено
29.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2020Судебное заседание
14.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020Дело оформлено
20.10.2020Дело передано в архив
14.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее