Судья Смирнова И.А. УИД 12RS0003-02-2020-001145-02
дело № 2а-1692/2020
№ 33а-1306/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 3 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Салиховой Э.И.,
судей Орловой С.Г. и Халиулина А.Д.,
при секретаре Кирилловой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 июня 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле к Легуше Е. С. о взыскании задолженности по налогу, страховым взносам и пени.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее – ИФНС по г. Йошкар-Оле) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Легуше Е.С. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 26165 руб. 10 коп., пени – 206 руб. 95 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 5198 руб. 33 коп., пени – 140 руб. 39 коп., налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 200 руб., пени – 18 руб. 03 коп.
В обоснование заявленных требований указано на то, что административный ответчик в период с 25 апреля 2008 года по 7 февраля 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Административный ответчик имеет задолженность по уплате страховых взносов, а также налога на имущество физических лиц, в связи с чем налоговым органом в соответствии с положениями статей 69, 70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлялись требования об их уплате. В установленные сроки требования налогового органа исполнены не были. В связи с тем, что предусмотренный пунктом 2 статьи 48 НК РФ срок подачи настоящего заявления пропущен по причине большого объема документооборота и недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме, административный истец просил его восстановить.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ИФНС по г. Йошкар-Оле просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Настаивает на том, что срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом по уважительной причине.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы настоящего административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац третий пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что установленный законом шестимесячный срок для подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он мотивирован, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему административному делу.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
С 1 января 2017 года в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Легуша Е.С. в период с 25 апреля 2008 года по 7 февраля 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов.
ИФНС по г. Йошкар-Оле в соответствии со статьей 430 НК РФ определила подлежащие уплате административным ответчиком страховые взносы за 2017 год в размере 4590 руб. – на обязательное медицинское страхование, 23400 руб. – на обязательное пенсионное страхование, за 2018 год в размере 5840 руб. – на обязательное медицинское страхование, 26545 руб. – на обязательное пенсионное страхование.
Налоговым органом на сумму задолженности по страховым взносам в соответствии со статьей 75 НК РФ исчислены пени.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Поскольку Легуша Е.С. является собственником имущества (квартиры), налоговым органом исчислен к уплате налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в общей сумме 5198 руб. 33 коп., а также пени в связи с его неуплатой в установленный законом срок в размере 140 руб.
В соответствии с положениями статей 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись требования о необходимости погашения образовавшейся задолженности по страховым взносам и налогу на имущество физических лиц в добровольном порядке, последнее из которых <№> датировано 26 февраля 2018 года со сроком исполнения до 20 марта 2018 года (л.д. 12-13).
Требования налогового органа в добровольном порядке исполнены не были, в связи с чем 5 марта 2020 года административный истец обратился с административным исковым заявлением в суд, то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока (л.д. 1-5).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговым органом срока подачи административного искового заявления, предусмотренного частью 2 статьи 286 КАС РФ, является основанием для отказа в его удовлетворении.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения 5 марта 2020 года в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о взыскании указанной выше задолженности по страховым взносам, налогу и пени налоговый орган уже утратил право на их принудительное взыскание в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности причин пропуска срока не представил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При оценке доводов апелляционной жалобы судебная коллегия учитывает, что возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, налоговым органом не приведено. Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на обращение в суд с административным иском в срок, установленный законом.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ИФНС по г. Йошкар-Оле и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий Э.И. Салихова
Судьи С.Г. Орлова
А.Д. Халиулин