Решение по делу № 33-819/2024 (33-12174/2023;) от 20.12.2023

    Судья: Шурхай Т.А.             УИД 42RS0009-01-2023-005601-20
    Докладчик: Чурсина Л.Ю.     Дело № 33-819/2024; 2-3666/2023

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Кемерово     8 февраля 2024 год

    Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

    председательствующего: Казачкова В.В.,

    судей: Чурсиной Л.Ю., Котляр Е.Ю.,

    при секретаре: Свининой М.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чурсиной Л.Ю.

    апелляционную жалобу представителя истца Силантьева Юрия Владимировича Крановой Марии Николаевны

    на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 26 октября 2023 года

    по иску Силантьева Юрия Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии,

    У С Т А Н О В И Л:

Силантьев Ю.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, признании права на назначение страховой пенсии.

Требования мотивированы тем, что Силантьев Юрий Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением о назначении пенсии по ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ отказано Силантьеву Ю.В. в назначении пенсии по ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием правовых оснований.

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 утвержден «Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно представленной справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной расчётно-справочным центром № 2 г. Гомеля Республики Беларусь, Силантьев Юрий Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал на территории <адрес>

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074 г., Гомель Республики Беларусь не значится.

Считает, что приведенная ответчиком формулировка формальна, решение об отказе в назначении страховой пенсии незаконно.

Учитывая, что он является гражданином Российской Федерации, исходя из установления действующим законодательством гарантий мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, полагает, что имеет право на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста выхода на пенсию 2 года.

С учетом того, что на дату подачи заявления в ПФР он достиг возраста 61 год, право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», у него возникло в 58 лет (60 лет - 2 года = 58 лет), таким образом пенсия должна быть назначена с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ, Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об отказе в назначении ему страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области назначить Силантьеву Юрию Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 24 мая 2023 года.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 26 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований Силантьева Юрия Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии отказано.

    На данное решение суда представителем истца Силантьева Ю.В. - Крановой М.Н. подана апелляционная жалоба, в которой содержится требование об отмене решения суда с указанием на то, что судом первой инстанции не учтены нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Полагала, что позиция суда основана не неверном толковании норма права.

Просила учесть, что в соответствии с п. 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года) необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Просила учесть п. 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н, действующего с 1 января 2022 г., установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Истцом представлены справки о проживании, регистрации на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в связи с чем пенсия истцу должна быть назначена с даты обращения с заявлением, с ДД.ММ.ГГГГ.

    Представитель истца Кранова М.Н., действующая на основании доверенности в суде апелляционной инстанции пояснила о том, что оспариваемое решение содержит основание отказа – отсутствие <адрес> <адрес> в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074.

    Полагала необходимым назначение страховой пенсии Силантьеву Ю.В. по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 28.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на 2 года.

    Истец Силантьев Ю.В., представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, уведомлялись надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, ввиду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьями 2, 18 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов.

На основании ст. 39 Конституции РФ - каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.. . и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" к числу лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению отнесены граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с положениями абзаца 4 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как указано в примечании к статьи 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.

В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года) необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Согласно абзацу первому пункта 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 6 "О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы" выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.

В силу пункта 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, действовавшим в спорный период, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" подтверждается удостоверениями установленного образца, подтверждающими проживание в указанных зонах жительства или месту пребывания.

Пунктом 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н, действующего с 1 января 2022 г., установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. N 385-3 "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с периодическим радиационным контролем - это территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/м2 (от 1 до 5 Ки/км2) либо стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/м2 (от 0,15 до 0,5 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/м2 (от 0,01 до 0,02 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.

    При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено следующее.

    Силантьев Юрий Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением о назначении в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу отказано Силантьеву Ю.В. в назначении пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием правовых оснований, так как населенный пункт - <адрес>, в котором проживал истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не находится в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной расчётно-справочным центром <адрес> следует, что Силантьев Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал на территории <адрес>.

    Разрешая указанный спор, суд первой инстанции, ссылаясь на нормы Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 6, приказ Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Силантьева Юрия Владимировича ввиду того, что истец не проживал на территории, входящей в зону проживания с периодическим радиационным контролем.

    Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на неверном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.

    Авария на Чернобыльской АЭС произошла 26.04.1986 года.

    К указанию в решении суда на тот факт, что <адрес> не входит в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074, судебная коллегия относится критически, поскольку в настоящее время этот город находится на территории <адрес>, Правительство Российской Федерации не может устанавливать статус указанного города как территории, загрязненной в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

    Кроме того, <адрес> включен в аналогичный перечень, утвержденный Кабинетом Министров Республики Беларусь, то есть компетентным органом власти иностранного государства, что ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспорено.

В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года) необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Согласно абзацу первому пункта 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 6 "О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы" выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и <адрес> без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из <адрес> в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.

    В связи с чем, выводы суда первой инстанции в части того, что истец не проживал на территории, входящей в зону проживания с периодическим радиационным контролем, опровергается материалами дела.

    Однако, установление периода проживания Силантьева Ю.В. на территории, входящей в зону проживания с периодическим радиационным контролем, в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не влечет за собой признание права на назначение страховой пенсии как просит о том истец - в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста выхода на пенсию 2 года с 24 мая 2023 года.

    При указанных выше обстоятельствах в их совокупности решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное на основании неправильно определенных обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

    Судебная коллегия обращает внимание, что судом первой инстанции не дана оценка тому, что Силантьев Ю.В. является получателем пенсии по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

    Из справки МВД России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Силантьев Ю.В. является получателем пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно и периоды, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, вошли: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

    Из справки о проживании в <адрес> следует период проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, т.е. указанный период учтен МВД РФ при назначении пенсии по выслуге лет.

Право на назначение страховой пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют лица, перечисленные в статьях 30 и 32 этого же Закона, к числу которых не относятся лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", для граждан из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.

Пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и страховая пенсия, предусмотренная Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", являются различными видами пенсий.

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусмотрена возможность на одновременное получение только страховой пенсии по нормам статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Из ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Следовательно, оснований для назначения Силантьеву Ю.В. страховой пенсии по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с уменьшением возраста не имеется.

А пенсия, которая предусмотрена Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не является страховой.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

    Анализируя представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для назначения страховой пенсии по ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется в связи с недостижением истцом Силантьевым соответствующего возраста (64 года), как не имеется оснований для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.

Согласно ч. 1, 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    В связи с допущенными нарушениями, неверно определив обстоятельства дела, подлежащие доказыванию в ходе судебного разбирательства, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда полагает необходимым решение Центрального районного суда г. Кемерово от 26 октября 2023 года отменить в полном объеме и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Силантьева Юрия Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии.

Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Центрального районного суда г. Кемерово от 26 октября 2023 года отменить, принять новое решение.

    Отказать в удовлетворении исковых требований Силантьева Юрия Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии.

    Председательствующий:     В.В. Казачков
        Судьи:         Е.Ю. Котляр
        Л.Ю. Чурсина

        Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.02.2024

33-819/2024 (33-12174/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Силантьев Юрий Владимирович
Ответчики
ОСФР по КО
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Чурсина Людмила Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
25.12.2023Передача дела судье
30.01.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2024Передано в экспедицию
08.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее