Дело № 2-2460/2024
Уникальный идентификатор дела 59RS0001-01-2024-004363-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 сентября 2024 года город Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Каробчевской К.В.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой А.В.,
с участием представителя истца ФИО5,
с участием представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вдовиной Г. А. к Обществу с ограниченной ответственностью «УК «МОЙ ДОМ» о признании нарушением бездействия ответчика, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Вдовина Г.А. обратилась в суд с требованиями (с учетом их уточнений от Дата) к ООО «УК «МОЙ ДОМ» о признании нарушением несвоевременное размещение ответчиком в Системе ответа на обращение ... от Дата, взыскании морального вреда в пользу заявителя в размере 1 000 рублей, взыскании судебной неустойки в размере 200 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда.
В обоснование заявленных требований указано, что Вдовина Г.А. имеет в собственности в многоквартирном доме жилое помещение по адресу: по адресу Адрес. Управление многоквартирным домом осуществляет компания ООО «УК МОЙ ДОМ».
Обращение истца № от Дата, направленное ответчику посредством системы ГИС ЖКХ осталось без ответа. В обращении истец просила предоставить информацию о расчете ответчиком задолженности в сумме 7230,51 рублей, послужившей основанием к подаче заявления о выдаче судебного приказа.
На отношения ответчика с заявителем (гражданином), пользующимся услугами для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей» в части не урегулированной специальными нормами.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное. Срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения).
Истец, участия в судебном заседании не принимала, извещалась о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления (л.д. 55-57), направил в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца, принимавший участие в судебном заседании, настаивал на доводах уточненного искового заявления, просил удовлетворить заявленные требования, дополнительно указал, что права потребителя были нарушены несвоевременной дачей ответа на обращение Вдовиной Г.А., ответчиком исковые требования были признаны, в связи с чем был размещен ответ в системе ГИС ЖКХ, однако, размещены сведения с нарушениями сроков.
Представитель ответчика, с заявленными требованиями не согласился указав, что истец заблуждается применяя к данным правоотношениям положения Постановления Правительства от 15.05.2013 № 416, поскольку требуется применение пп. д п. 31 Постановления Правительства от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», следовательно у ответчика не было обязанности в 10-ти дней срок предоставить ответ на ее обращение.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, оценив доводы искового заявления с приложенными к нему документами, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем работах и услугах.
Пунктом 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Пунктом 11 вышеуказанной статьи, в случае, предусмотренном статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны принимать от собственников помещений в многоквартирном доме обращения о нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме иную информацию - в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное (п. 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»).
Срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (п. 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»).
Как следует из материалов дела, Вдовина Г.А. является собственником жилого помещения по адресу: Адрес, что следует из выписки единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного объекта на имеющиеся у него объекта недвижимости (л.д. 18), управление многоквартирным домом, расположенного по адресу: Адрес осуществляет ООО «УК «МОЙ ДОМ», о чем свидетельствует информация размещенная на сайте ГИС ЖКХ (л.д. 19, 20).
Дата Вдовина Г.А. посредством размещения в системе ГИС ЖКХ обратилась к ООО «УК «МОЙ ДОМ» с заявлением (номер обращения ...) о предоставлении информации о расчетах и платежных документов, подтверждающих размер задолженности в размере 7 230,51 рублей, заявление исполнителя послужившего основанием для вынесения судебного приказа (л.д. 9).
В соответствии с представленной стороной истца и ответчика распечаткой из системы ГИС ЖКХ, Дата размещен ответ № и прикреплены два документа: выписка из лицевого счета и платежное поручение (л.д. 33,50).
Оценивая довод ответчика о том, что на указанное обращение истца у ООО «УК «МОЙ ДОМ» предусмотрен срок не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя, установленный пп. д п. 31 Постановление Правительства от Дата № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», суд согласиться не может, ввиду следующего.
Указанным подпунктом предусмотрена, обязанность исполнителя производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя.
Так, из буквального содержания обращения Вдовиной Г.А. №, следует, что заявитель просит представить информацию о расчетах, предоставить документы на основании которых образовалась и взыскивается задолженность, тогда как вышеуказанный пункт Постановления Правительства от Дата № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусматривает обязанность управляющей компании провести проверку задолженности потребителя по его заявлению, при этом Вдовиной Г.А. не заявлено требование о проведении перерасчета задолженности ввиду неверности его исчисления, не выражено не согласие с суммой задолженности, за проведением проверки начислений Вдовина Г.А. также не обращалась, следовательно, ответчиком неверно определен характер обращения потребителя, что повлекло за собой нарушение сроков предоставления информации в установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата № «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» срок, то есть в течении 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения).
На основании вышеизложенного следует, что ООО «УК «МОЙ ДОМ» должен был предоставить истребуемую информацию Вдовиной Г.А. до Дата, поскольку информация была размещена в ГИС ЖКХ только Дата, ответчиком несвоевременно была размещена в системе ГИС ЖКХ, следовательно, заявленные исковые требования нашли свое подтверждение.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Таким образом, по смыслу Закона «О защите прав потребителей», сам по себе факт нарушения прав потребителя презюмирует обязанность ответчика компенсировать моральный вред.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком прав истца на получение информации в установленные законом сроки, с учетом характера причиненных потребителю нравственных страданий, фактических обстоятельств дела, а именно просрочки обязательства ответчиком на не значительный срок – 2 дня, степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, суд определяет подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 600 рублей.
Данный размер компенсационной выплаты в наибольшей степени отвечает степени нравственных переживаний истца, связанных с ущемлением ответчиком его гражданских прав.
Пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Как разъяснено в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»).
Учитывая, что ответчик в добровольном порядке не предоставил запрашиваемую потребителем информацию, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 300 рублей, из расчета: 600 х 50%.
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 15, п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 600 рублей, штраф в размере 300 рублей.
Поскольку истец уточнила свои требования без требования о взыскании судебной неустойки, а представитель истца сказал, что в указанной части исковые требования не поддерживает, ввиду удовлетворения требований истца, однако, от данных требований не отказалась, суд считает необходимым разрешить данное требование и в удовлетворении данного требования отказать, поскольку как установлено судом, требования истца добровольно ответчиком удовлетворены.
Поскольку истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей за требования не имущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Вдовиной Г. А. к Обществу с ограниченной ответственностью «УК «МОЙ ДОМ» о признании нарушением бездействия ответчика, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Признать нарушением не своевременное размещение Обществом с ограниченной ответственностью «УК «МОЙ ДОМ» в Системе ГИС ЖКХ ответа на обращение № от Дата.
Взыскать с Общества с ограниченной а ответственностью «УК «МОЙ ДОМ» (...) в пользу Вдовиной Г. А. (...) компенсацию морального вреда в размере 600 руб., штраф в сумме 300 руб.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной а ответственностью «УК «МОЙ ДОМ» (...) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья К.В. Каробчевская
...