Жаварцова Ю.Г.
33-9122/2023
76RS0014-01-2023-002642-22
Изготовлено: 09.01.2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Гушкана С.А.,
судей Маренниковой М.В., Кутузова М.Ю.,
при секретаре Щевелевой К.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
25 декабря 2023 года
дело по апелляционной жалобе мэрии г.Ярославля на решение Кировского районного суда города Ярославля от 05 октября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать мэрию г.Ярославля (<данные изъяты>) в срок до 20.01.2024 года подготовить и направить документы и материалы обоснования отнесения отходов «зеленого масла» к конкретному классу опасности в Верхнее-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора для подтверждения их отнесения к конкретному классу опасности.
Обязать мэрию г.Ярославля (<данные изъяты>) в срок до 01.04.2024 года обеспечить составление и утверждение паспорт отхода «зеленое масло».
Заслушав доклад судьи областного суда Маренниковой М.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии г.Ярославля, КУМИ мэрии г.Ярославля о возложении обязанности в срок до 01.10.2023 года подготовить и направить документы и материалы обоснования отнесения отходов «зеленого масла» к конкретному классу опасности в Верхнее-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора для подтверждения их отнесения к конкретному классу опасности; на мэрию г.Ярославля - в срок до 01.11.2023 года обеспечить составление и утверждение паспорта отхода «зеленое масло».
Требования мотивированы тем, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, устанавливающего порядок и условия осуществления деятельности по обращению с отходами «зеленого масла», расположенными в дренажной системе в районе бывшего сажевого завода в г.Ярославле, в результате которой установлено, что в нарушение требований закона органами местного самоуправления г.Ярославля не подтвержден класс опасности отхода «зеленого масла», паспортизация указанного отхода не проведена.
Указанный объект накопленного вреда окружающей среде «зеленое масло» формировался, начиная с 1933 года, когда был введен в эксплуатацию Ярославский сажевый завод, располагавшийся в <данные изъяты> м от уреза реки Волги, в результате накопления отходов грунт и грунтовые воды оказались насыщены нефтепродуктами, концентрация которых превышает допустимое содержание в почве в несколько десятков раз. Для снижения негативного влияния на окружающую среду в 1976 году построена дренажная система, расположенная по периметру территории, загрязненной нефтепродуктами.
В соответствии с распоряжением мэрии города Ярославля от 20.09.2018 года № КУМИ мэрии города Ярославля принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости сооружение объектов защиты (ОЗМ) от загрязнения реки Волги. Бездействие органа местного самоуправления создает препятствие для определения технологии ликвидации объекта накопленного экологического вреда, разработки проектно-сметной документации, включения соответствующего мероприятия в федеральный проект «Генеральная уборка» и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции представитель мэрии г. Ярославля, ДГХ мэрии г. Ярославля Виноградова В.С. поддержала доводы жалобы.
Прокурор Шинкарев А.И. возражал по доводам жалобы.
КУМИ мэрии г. Ярославля представило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, поддерживает позицию ДГХ мэрии г. Ярославля и мэрии г. Ярославля.
Иные, участвующие по делу лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, обсудив их, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда.
Согласно ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все отходы должны относиться к определенному классу опасности.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для отходов, не включенных в ФККО, необходимо подтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном приказом Минприроды России от 08.12.2020 года №1027.
Указанный порядок устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов и материалов отнесения образующихся отходов, не включенных в ФККО, к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Отнесение отходов к конкретному классу опасности осуществляется с применением Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 года №536.
В соответствии с Критериями класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом. Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов (п. 4 Порядка №1027).
Согласно пункту 15 раздела VI Критериев для установления класса опасности отхода применяется либо степень опасности отхода для окружающей среды, либо кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.
В соответствии с п.3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности установлены Порядком паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. №1026.
Согласно п. 7 Порядка №1026 паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора.
Судом по делу установлено и следует из материалов дела, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, устанавливающего порядок и условия осуществления деятельности по обращению с отходами «зеленого масла», расположенными в дренажной системе в районе бывшего сажевого завода в г.Ярославле, в результате которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Порядка отнесения отходов к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 года №1027, Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2014 года №536, Порядка паспортизации отходов I-V классам опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 года №1026 органами местного самоуправления города Ярославля не подтвержден класс опасности отхода «зеленого масла», паспортизация указанного отхода не проведена.
Объект накопленного вреда окружающей среде «зеленое масло» формировался начиная с 1933 года, когда был введен в эксплуатацию Ярославский сажевый завод, располагавшийся в <данные изъяты> м от уреза реки Волги. В качестве сырья для производства сажи использовались фракции нефтяного происхождения - керосин-газойлевые фракции продукт пиролизации крекинг-керосина, состоящий преимущественно из дициклических ароматических углеводородов, парафиновых, олефиновых, нафтеновых углеводородов, которые доставлялись судами по Волге и сливались в открытые земляные пруды, оборудованные глиняными замками. С развитием производства старые земляные пруды засыпались. В результате грунт и грунтовые воды оказались насыщены нефтепродуктами, концентрация которых превышает допустимое содержание в почве в несколько десятков раз.
Для снижения негативного влияния на окружающую среду в 1976 году построена дренажная система, расположенная по периметру территории, загрязненной нефтепродуктами. В соответствии с распоряжением мэрии г. Ярославля от 20.09.2018 года № комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости сооружение объектов защиты (ОЗМ) от загрязнения реки Волги.
Согласно данным исследований, проведенных в 2000 году федеральным государственным унитарным геологическим предприятием «Гидроспецгеология» гидрогеологическая экспедиция № и 2018 году ООО «Газэнергопроект», на территории, где ранее располагались земельные котлованы с «зеленым маслом» Ярославского сажевого завода, загрязнен не только почвенный слой, но и недра. Максимум загрязнения сосредоточен в слоях от <данные изъяты> м от поверхности, глубина залегания нефтепродуктов достигает <данные изъяты>, суммарное содержание нефтепродуктов в грунте превышает <данные изъяты>, общее количество загрязненного грунта составляет около <данные изъяты>, ниже по течению реки Волги на расстоянии <данные изъяты> от территории, загрязненной «зеленым маслом» находятся два донных водозабора для технического и хозяйственного водоснабжения города Ярославля. При смешении с грунтом, почвами и подземными водами «зеленое масло» утратило свои потребительские свойства и приобрело состояние отхода.
По информации экспертной организации - ГБУ ЯО «Центр охраны окружающей среды» у отхода «зелёного масла» сведения о химическом и (или) компонентном составе отхода (100%) отсутствуют, в связи с чем невозможно определить степень опасности отхода для окружающей среды. Исходя из этого, для установления класса опасности отхода применяется кратность разведения водной вытяжки из отхода.
В рамках государственного задания по лабораторному и экспертному сопровождению регионального государственного экологического контроля (надзора) на основании заявки департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 07.07.2022 г. № государственным бюджетным учреждением Ярославской области «Центр охраны окружающей среды», произведён отбор проб отходов из колодцев № и № дренажной системы бывшего Сажевого завода по адресу: <адрес>
В соответствии с лабораторными исследованиями по результатам биотестирования (экспертное заключение № от 15.08.2022) образцы отходов «зеленого масла» обладают острой токсичностью, безвредная кратность разбавления составляет <данные изъяты> раз.
Согласно приказу Минприроды России от 04.12.2014 года №536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» образцы отходов «зеленое масло» соответствуют 1 классу опасности для окружающей среды.
Имеющиеся данные о происхождении отхода «зеленое масло» не позволяют на сегодняшний день отнести его ни к одному из отходов, представленных в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО).
Принимая решение по делу и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в нарушение закона органами местного самоуправления г.Ярославля класс опасности отхода «зеленого масла» не подтвержден, паспортизация указанного отхода не проведена, такое бездействие создает препятствие для определения технологии ликвидации объекта накопленного экологического вреда, разработки проектно-сметной документации, включения соответствующего мероприятия в федеральный проект «Генеральная уборка» и нарушает гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, мэрия г.Ярославля в рамках полномочий обязана подготовить и направить документы и материалы обоснования отнесения отходов «зеленого масла» к конкретному классу опасности в Верхнее-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора для подтверждения их отнесения к конкретному классу опасности, а также обеспечить составление и утверждение паспорта отхода «зеленое масло», и учитывая, что процесс подготовки документов и материалов, составление паспорта объекта носит комплексный характер, требует определенных временных затрат, суд пришел к выводу о том, что предложенный прокурором и ответчиком срок исполнения решения суда является достаточным и разумным.
С постановленным судом решением и указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам закона.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия мэрии г.Ярославля в предпринятии заявленных прокурором мер по мотиву того, что необходимые мероприятия органом местного самоуправления проводятся, сроки их выполнения предусмотрены действующими нормативными актами (контрактами), отклоняются.
Факт бездействия органов местного самоуправления г.Ярославля по подтверждению класса опасности отхода «зеленого масла» и проведению паспортизации указанного отхода по делу установлен на основании того обстоятельства, что такие действия ответчиком не предпринимались в течение значительного периода времени, при том, что загрязнение окружающей среды г.Ярославля данным отходом началось еще с 1933 года, а объект загрязнения принят на учет мэрии г.Ярославля как бесхозяйный в 2018 году.
Предпринятые действия и планируемые мероприятия, на которые ссылается апеллянт, до настоящего времени каких-либо результатов для скорейшей ликвидации объекта накопленного экологического вреда не принесли, соответствующих доказательств в дело не представлено. При указанных обстоятельствах является очевидным, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора.
Ссылки апеллянта на отсутствие необходимости дополнительного урегулирования спорного вопроса в судебном порядке, по мнению судебной коллегии, исходя из установленных обстоятельств дела, также несостоятельны.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции, является законным и отмене не подлежит.
Ссылок на иные правовые основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционные жалобы не содержит.
Нарушений требований статьи 67 ГПК РФ суд не допустил, выводы суда в решении надлежащим образом мотивированы.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кировского районного суда города Ярославля от 05 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г.Ярославля – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи