Судья <данные изъяты> Дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи <данные изъяты>
судей <данные изъяты> и <данные изъяты>
при секретаре <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>
на решение Люберецкого городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу по иску <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> к <данные изъяты>, <данные изъяты> о признании незаконным в части решения органа местного самоуправления наделенного государственными полномочиями,
заслушав доклад судьи <данные изъяты>
объяснения представителя истцов <данные изъяты>., представителя ответчика <данные изъяты>., судебная коллегия
Установила:
Истцы обратились в суд с иском к Главе г.о. <данные изъяты> Московской области, Администрации муниципального образования г.о. <данные изъяты> Московской области и, уточнив требования просили: признать незаконным п.п. 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12 пункта 1 и п.п. 2.4, 2.5, 2.7, 2.10, 2.12, 2.13, 2.15, 2.16, 2.17, 2.18, 2.19 пункта 2. Распоряжения Главы муниципального образования г.о. <данные изъяты> Московской области от 19.02.2018 г № 85-РГ/лс «Об индексации размера пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городских поселений <данные изъяты> муниципального района Московской области», обязать Главу муниципального образования <данные изъяты> Московской области устранить нарушения прав и законных интересов истцов путем внесения соответствующих изменений в распоряжение от 19.02.2018 г № 85-РГ/лс «Об индексации размера пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городских поселений <данные изъяты> <данные изъяты> муниципального района Московской области».
Требования мотивированы тем, что <данные изъяты> <данные изъяты> издано распоряжение <данные изъяты> «Об индексации размера пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городских поселений <данные изъяты> <данные изъяты> муниципального района Московской области». Пунктом 1 Распоряжения, начиная с 01.02.2018 г. проиндексирован размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в органах местного самоуправления городского поселения <данные изъяты> Люберецкого муниципального района Московской области. Пунктом 2 указанного Распоряжения, начиная с 01.02.2018 г. проиндексирован размер пенсии за выслугу лет истцам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в органах местного самоуправления городского поселения <данные изъяты> муниципального района Московской области. Истцы считают, что данное распоряжение принято в нарушении положений Конституции РФ и действующего законодательства, регламентирующих порядок индексации пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправлении.
Решением <данные изъяты> городского суда Московской области от 16 августа 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель истцов <данные изъяты>. просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителей истцов и ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
По смыслу ст. 3 названного кодекса право на обращение в суд на любой его стадии предполагает обращение заинтересованного лица в защиту своих прав, свобод или законных интересов.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, закрепляет право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право гражданина на обращение в суд в том числе с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного Кодекса.
Как следует из разъяснений, данных в четвертом и пятом абзацах пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу закона не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий.
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно пунктам "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный законодатель, предусматривая соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (пункт 6 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации") и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"), одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения за выслугу лет к компетенции органов местного самоуправления.
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации") обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О страховых пенсиях".
Частью 6 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
При рассмотрении вопроса о природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектами Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.
Обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (определения от 1 декабря 1999 года N 189-О, от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О, от 3 февраля 2010 года N 150-О-О, от 16 января 2018 года N 6-О).
Из изложенного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств муниципальным служащим дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Судом установлено, что каждый из истцов является получателем пенсии, как лицо замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, за выслугу лет.
<данные изъяты>. Главой муниципального образования г.о. Люберцы Московской области было издано Распоряжение <данные изъяты> «Об индексации размера пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городских поселений Красково и Томилино Люберецкого муниципального района Московской области», в соответствии с Законом Московской области от <данные изъяты> «О пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области», Законом Московской области от 28.12.2016 г. № 194/2016 – ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области», Постановлением Губернатора Московской области от <данные изъяты> «Об установлении размера должностного оклада специалиста II категории на 2018 г.», Решением Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области от 07.06.2017 г. № 52/7 «О вопросах правопреемства», Распоряжением Главы городского округа Люберцы Московской области от <данные изъяты> «Об утверждении Штатного расписания администрации городского округа Люберцы Московской области» и во исполнении Постановления Главы городского округа Люберцы Московской области от <данные изъяты> «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательной комиссии городского округа Люберцы Московской области и Положения о комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательной комиссии городского округа <данные изъяты> Московской области».
Пунктом 1 указанного Распоряжения, начиная с <данные изъяты> проиндексирован размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в органах местного самоуправления городского поселения <данные изъяты> муниципального района Московской области.
Пунктом 2 Распоряжения начиная с 01.02.2018 г. проиндексирован размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в органах местного самоуправления городского поселения Томилино Люберецкого муниципального района Московской области.
Из материалов дела следует, что на основании Решения Совета депутатов г.о. Люберцы Московской области от <данные изъяты> «О вопросах правопреемства» в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Люберецкого муниципального района», Совет депутатов решил:
1. органы местного самоуправления г.о. Люберцы в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Люберецкого муниципального района, городских поселений Люберцы, Красково, Малаховка, Томилино, Октябрьский в отношениях с органами государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;
2. муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Люберецкого муниципального района, городских поселений Люберцы, Красково, Малаховка, Томилино, Октябрьский, на день создания вновь образованного муниципального образования городской округ Люберцы действуют в части не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Московской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления городского округа Люберцы.
Постановлением Губернатора Московской области от 29.08.2017 № 383-ПГ «Об установлении размера должностного оклада специалиста II категории на 2018 год" указано, с 01.012018 года установлен размер должностного оклада специалиста II категории, применяемый для расчета должностных окладов в органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и органах местного самоуправления в Московской области, в размере, установленном постановлением Губернатора Московской области от 01.12.2014 № 259-ПГ «Об установлении размера должностного оклада специалиста II категории на 2015 год».
Согласно Постановления Губернатора Московской области от 01.12.2014 № 259-ПГ «Об установлении размера должностного оклада специалиста II категории на 2015 год» размер должностного оклада специалиста II категории, применяемый для расчета должностных окладов в органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и органах местного самоуправления в Московской области, с 1 января 2015 года равен 7530 руб.
В силу положений ч. 2 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе, определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался тем, что установление должностных окладов муниципальных служащих, а также государственных гражданских служащих Московской области в размерах, кратных должностному окладу специалиста II категории, обеспечивает взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, что закреплено пп.5 ст. 5 Федерального закона о муниципальной службе.
Обоснованными являются и суждения суда первой инстанции относительно того, что принятие оспариваемого распоряжения обусловлено тем, что установленные размеры пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городских поселений Томилино и Красково по соответствующим должностям муниципальной службы превышают размеры государственной пенсии государственных гражданских служащих Московской области по соответствующим должностям государственной гражданской службы Московской области.
Отклоняя доводы истцов, суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что указанное несоответствие вызвано тем, что в городском поселении Томилино и Красково размер должностного оклада специалиста 2 категории ежегодно устанавливался решением Совета депутатов соответствующего городского поселения и не соответствовал размеру должностного оклада специалиста II категории в органах государственной власти Московской области, ежегодно определяемого Губернатором Московской области.
В данном случае Распоряжение Главы городского округа Люберцы от <данные изъяты> г. <данные изъяты> «Об индексации размера пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городских поселений Красково и Томилино Люберецкого муниципального района Московской области» принято на основании и во исполнение требований ст. 9 Закона Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области» и направлено на устранение выявленных нарушений закона.
На основании ст. 9 Закона № 118/2002-ОЗ размер пенсии за выслугу лет индексируется при изменении должностных окладов муниципальных служащих в соответствии с законодательством Московской области на индекс их изменения, при этом перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится с первого числа месяца, следующего за тем, в котором произошло изменение.
Указанное требование также закреплено в п. 4.1 Положения «О порядке назначения, перерасчета, и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области», утвержденного Постановлением Главы городского поселения <данные изъяты> от <данные изъяты> № 1-ПГ (в редакции Постановления Главы от 22.05.2015 № 26-ПГ).
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 11.11.2011 № 194/2011-ОЗ «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Московской области» для расчета должностных окладов в органах местного самоуправления применяется размер должностного оклада специалиста II категории в органах государственной власти Московской области, ежегодно определяемый Губернатором Московской области.
Тот факт, что в отношении каждого из истцом имеется ранее изданное распоряжение главы муниципального образования, в котором указан начальный размер пенсии истца за выслугу лет, а также наличие не оспоренных расчетов индексации пенсии, не подтверждает обоснованности требований в той части иска, в которой истцы не согласны с установленным размером пенсии по итогам ее индексации. Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, поэтому само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение истцов и нарушающее их право на пенсионное обеспечение.
Поскольку указанные в оспариваемом распоряжении объективные критерии установления механизма индексации, перерасчета и выплаты пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в органах местного самоуправления городского поселения Красково и Томилино Московской области, в том числе и истцам согласуются с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений, предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста), суд 1-й инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию истцов в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в решении
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение <данные изъяты> городского суда Московской области от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи