Решение по делу № 2-2286/2024 от 28.05.2024

Дело № 2-2286/2024

УИД 77RS0002-02-2024-000285-07

Поступило в суд 28.08.2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    29 июля 2024 года        г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:

    Председательствующего судьи                Меньших О.Е.,

    при помощнике                 Некало А.В.,

    с участием:

    представителя истца                 Портнягина А.А.,

    представителя ответчика                 Валетовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Томского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Томский транспортный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать ОАО «РЖД» устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности на железнодорожной станции Томск – Грузовой путем образования (формирования) и (или) привлечения для защиты данного объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

В обоснование исковых требований указано, что Томской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения Тайгинским центром организации работы железнодорожных станций - структурным подразделением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» законодательства о транспортной безопасности.

Установлено, что решением Федерального агентства железнодорожного транспорта от **** ** железнодорожная станция Томск-Грузовой включена в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением 3 категории (** в связи с чем указанный объект является категорированным и на него распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства от **** **.

Однако, ОАО «РЖД» до настоящего времени не сформировано и (или) не привлечено подразделение (подразделения) транспортной безопасности для защиты данного объекта транспортной инфраструктуры.

Томским транспортным прокурором в связи с выявленными нарушениями закона **** начальнику Тайгинского центра организации работы железнодорожных станций внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого, надлежащие меры по их устранению не приняты.

Представитель истца Портнягин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в нем. Просил установить срок один год.

Представитель ответчика Валетова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 49-52), согласно которому исковые требования заявлены преждевременно. Реализация плана обеспечения транспортной безопасности объекта производится поэтапно в предусмотренные планом сроки. Железнодорожная станция Томск-Грузовой не оснащена техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, в связи с чем привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами транспортной безопасности ОТИ не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований по обеспечению транспортной безопасности. ОАО «РЖД» принимает меры по охране объекта от противоправных посягательств. В настоящее время между ОАО «РЖД» и Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации действует договор ** от ****, в соответствии, с которым: осуществляется охрана объектов ОАО «РЖД» от противоправных посягательств; осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению хищений имущества Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации регламентирующих деятельность ведомственной охраны, требованиями внутренних документов ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России по охране объектов, условиями Договора; осуществление мероприятии по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на участках железных дорог, указанных в приложении; осуществление мероприятий по предотвращению незаконного нахождения посторонних лиц на железнодорожных путях общего пользования. Договор ** на оказание услуг по охране объектов Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от ****, заключенный с ФГП «Ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ» на основании пункта 2 распоряжения Правительства РФ от **** **-р - железнодорожная станция в ходит в перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны. В случае удовлетворения требований, просит предоставить срок для исполнения судебного акта до ****, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от **** **-р.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона **** №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п. 4 ст. 1 данного закона понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от **** №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности (ч. 1 ст. 2 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от **** №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 0902.2007 №16-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 0902.2007 №16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности ОТИ для различных категорий устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Постановлением Правительства РФ от **** ** утверждены Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Согласно пп. «в» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

Установлено, что по результатам анализа исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» Томской транспортной прокуратурой выявлено, что объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Томск-Грущовой, собственником которой является ОАО «РЖД», включена в «Раздел 1 объектов транспортной инфраструктуры, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», с присвоением 3 категории (**) (л.д. 11-12).

**** Томским транспортным прокурором в адрес ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности (л.д. 10-13), в ответе на который сообщено, что железнодорожные станции, в том числе Томск-Грузовой техническими средствами не оснащены, в связи с чем привлечение подразделений транспортной безопасности не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности (л.д. 22-25).

На основании утвержденных Росжелдором результатов дополнительной оценки уязвимости утверждены изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры **** (л.д. 93-98).

Необеспечении ОАО «РЖД» защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Томск-Грузовой подразделением транспортной безопасности в соответствии с требованиями закона является незаконным, в связи с чем требования истца о возложении обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности являются обоснованиями.

Доводы ответчика о том, что привлечение подразделения транспортной безопасности является этапом реализации плана обеспечения транспортной безопасности, и должно производится с учетом плана, в связи с чем понуждение ответчика к совершению действий, указанных в иске, является преждевременным, судом отклоняются, поскольку само по себе поэтапное осуществление действий, указанных в плане обеспечения транспортной безопасности, не исключают возложения на ОАО «РЖД» как субъекта транспортной инфраструктуры обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, с учетом того, что указанные действия направлены на реализацию мер безопасности, и зависят исключительно от ответчика.

Предпринятые ответчиком меры по исполнению требований законодательства о безопасности к настоящему время результатов не дали, и направлены лишь на исполнение указанных требований в будущем. Однако, планирование в дальнейшем исполнить требование закона не исключает факта нарушения ОАО «РЖД» действующего законодательства на протяжении нескольких лет, в том числе до вынесения Правительством РФ распоряжения от **** ** Об утверждении этапов и сроков оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД».

Поскольку станция Томск-Грузовой является действующей, и с 2021 года внесена в реестр категорийных объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение ее безопасности в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от **** ** «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

С учетом характера нарушений, объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен совершить действия по устранению нарушений – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным и целесообразным с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлены требования.

Суд полагает, что установление данного срока для исполнения решения обеспечит соблюдение принципа исполнимости судебного акта и эффективную судебную защиту. Установление более длительного срока является нецелесообразным, учитывая вышеизложенное, а также непринятие ответчиком исчерпывающих мер по устранению нарушений закона в течение длительного периода времени (обязанность возникла с 2021 года).

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 300 рублей

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Томского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности на железнодорожной станции Томск – Грузовой путем образования (формирования) и (или) привлечения для защиты данного объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

Взыскать с ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд ***.

Решение в окончательной форме принято 29 июля 2024 года.

Судья                                О.Е. Меньших

2-2286/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Томский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Новосибирск
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.nsk.sudrf.ru
28.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.05.2024Передача материалов судье
29.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.07.2024Предварительное судебное заседание
29.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее