Решение по делу № 2-423/2022 от 18.01.2022

Дело № 2-423/2022

УИД 19RS0002-01-2021-000253-03

Р Е Ш E H И Е

Именем Российской Федерации

14 апреля 2022 года      г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,

при секретаре Сафроновой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Черногорска Республики Хакасия в интересах Ковалева В.Е., Грищенко И.Г. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» о взыскании стимулирующих выплат,

с участием представителя процессуального истца Ващеуловой Е.П., истцов Ковалева В.Е., Грищенко И.Г., их представителя Гераськина М.Н., представителя ответчика Сапожникова В.Д.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Черногорска, действуя в интересах Ковалева В.Е. и Грищенко И.Г., обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» (далее по тексту - ГБУЗ РХ «Черногорская МБ») о взыскании невыплаченных за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года выплат стимулирующего характера (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в размере по 360 000 руб. в пользу каждого.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Черногорска проведена проверка соблюдения трудовых прав работников, в ходе которой установлено, что Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г., работая водителями автомобиля Черногорской межрайонной больницы в период с апреля 2020 года по январь 2021 года осуществляли транспортировку пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19, осуществляют выезды для забора биоматериалов, вывозят трупы с отметками о том, что человек ранее болел новой коронавирусной инфекцией. Полагал, что за риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией COVID-19 истцам положена выплата стимулирующего характера, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19».

Протокольным определением суда от 25 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Хакасия (далее – Минздрав Хакасии).

В судебном заседании прокурор Ващеулова Е.П., истцы Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г., их представитель Гераськин М.Н., поддержали исковые требования.

Представитель ответчика Сапожников В.Д. иск не признал. Пояснил, что истцы не являются водителями автомобиля скорой медицинской помощи, не перевозили пациентов, зараженных новой коронавирусной инфекцией, а биоматериал транспортировался в безопасных условиях. Кроме того, водители Грищенко И.Г. и Ковалев В.Е. посменно работают на автомобиле Газель, который не зарегистрирован в органах Государственной безопасности дорожного движения как реанимационный автомобиль, в котором отсутствует медицинское оборудование и световая сигнализация. Отметил, что в данном автомобиле кабина конструктивно разделена на два отдельных модуля, не связанных между собой, в связи с чем контакт с пациентами исключен. Также представитель не оспаривал, что Грищенко И.Г. и Ковалев В.Е. осуществляли перевозку тел умерших с новой коронавирусной инфекцией, которые были упакованы в герметичные мешки. Перевозка тел умерших не относится к скорой медицинской помощи и за риск работы им производилась доплата. Перевозка пациентов, которые не могли самостоятельно передвигаться, в другие медицинские и социально-реабилитационные учреждения осуществлялась только водителями Грищенко И.Г. и Ковалевым В.Е., при этом транспортировка пациентов, зараженных новой коронавирусной инфекцией, осуществлялась только работниками скорой медицинской помощи на основании заключенного договора и заявок учреждения.

Третье лицо Минздрав Хакасии, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направило.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Ковалев В.Е. в соответствии с приказом от 4 декабря 2018 года № 2831-к работает в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» с 4 декабря 2018 года водителем в автопарке, Грищенко И.Г. работает в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» с 1 января 2020 года также водителем в автопарке.

С 1 апреля 2020 года Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. переведены на работу водителями автомобиля Отделения оказания специализированной медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией временно на период работы Центра по лечению внебольничных пневмоний, что подтверждается приказами ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» о переводе работника на другую работу от 1 апреля 2020 года № 479-к и от 1 апреля 2020 года № 515/41-к соответственно.

1 апреля 2020 года между ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» и Ковалевым В.Е. (дополнительное соглашение к трудовому договору от 4 декабря 2018 года № 1486), Грищенко И.Г. (дополнительное соглашение к трудовому договору от 31 декабря 2019 года № 1404) заключены дополнительные соглашения, согласно которым они переведены на работу в автопарк отделения специализированной медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Мира, д. 13В (пункт 3 дополнительных соглашений).

С 1 мая 2020 года Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. переведены на работу водителями автомобиля Регионального центра для лечения пациентов со среднетяжелой и тяжелой формами новой коронавирусной инфекции COVID-19 временно на период работы данного Регионального центра, что подтверждается копиями приказов ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» о переводе работника на другую работу от 1 мая 2020 года № 801/93-к и от 1 мая 2020 года № 800/92-к соответственно.

1 мая 2020 года между ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» и Ковалевым В.Е. (дополнительное соглашение к трудовому договору от 4 декабря 2018 года № 1486), Грищенко И.Г. (дополнительное соглашение к трудовому договору от 31 декабря 2019 года № 1404) заключены дополнительные соглашения, согласно которым Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. переведены на работу в автопарк Регионального центра для лечения пациентов со среднетяжелой и тяжелой формами новой коронавирусной инфекции COVID-19, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Мира, д. 13В (пункт 3 дополнительных соглашений).

Временным штатным расписанием ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» на 1 апреля 2020 года, согласованным Министерством здравоохранения Республики Хакасия, предусмотрены две должности водителя автопарка Отделения оказания специализированной медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией, водители отнесены к немедицинскому персоналу.

Временными штатными расписаниями ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» на 1 мая 2020 года, на 1 июня 2020 года и на 1 ноября 2020 года, согласованными Министерством здравоохранения Республики Хакасия, также предусмотрены две должности водителя автопарка Регионального центра для лечения пациентов со среднетяжелой и тяжелой формами новой коронавирусной инфекции COVID-19, водители отнесены к немедицинскому персоналу.

Для осуществления выплат стимулирующего характера по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 главным врачом ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» утверждено Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Положение об осуществлении выплат).

Перечнем подразделений ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, являющемся приложением № 1 к Положению об осуществлении выплат, предусмотрено Отделение оказания специализированной медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией, а именно: приемное отделение, отделение анестезиологии и реанимации, отделение для пациентов с подозрением на COVID-19, пульмонологическое отделение, клиническая лаборатория, биохимическая лаборатория, кабинет функциональной диагностики, отделение лучевой диагностики, эндоскопическое отделение.

Автопарк Отделения оказания специализированной медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией указанным Перечнем не предусмотрен.

Перечень должностей медицинских работников подразделений ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, являющийся приложением № 2 к Положению об осуществлении выплат, не предусматривает должность водителя.

Из сообщения ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» от 12 февраля 2020 года № 19 следует, что стимулирующие выплаты водителям учреждения, которые входят в группу риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в том числе Ковалеву В.Е. и Грищенко И.Г., выплачиваются в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 апреля 2020 года № 223 своевременно и в полном объеме. Транспортировка пациентов с выявленным заболеванием COVID-19 водителями ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» не осуществляется. Всех пациентов с выявленным заболеванием COVID-19 перевозят на автомобилях ГБУЗ РХ «Черногорская ГКССМП» или иного учреждения скорой медицинской помощи Республики Хакасия. Транспортные учреждения используются для перевозки работников учреждения по служебной необходимости, перевозки пациентов (не инфицированных COVID-19) из одного корпуса в другой для проведения различных медицинских исследований, транспортировки биологических материалов в герметичных контейнерах, и иной производственной необходимости.

Обращаясь в суд с иском в интересах Ковалева В.Е. и Грищенко И.Г., прокурор города Черногорска Республики Хакасия указывал, что Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. осуществляют транспортировку пациентов, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в связи с чем имеют право на получение выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, которые не производились работникам в период с апреля по декабрь 2020 года.

Часть 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Частью 1 ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее — Правила).

В соответствии с п. 2 названного Постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.

Согласно п. 3 Правил, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе, оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Подпунктом «а» п. 11 Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в частности, водителям скорой медицинской помощи - 25 000 рублей в месяц.

В силу п. 12 Правил локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает:

а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;

б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;

в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Из разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенных в письме от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965 следует, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе, транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.

Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются «единовременными», выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, в том числе, за апрель, за «риск» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В частности, это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором.

Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в полном размере выплачиваются также, если специализированное подразделение или специализированная бригада скорой медицинской помощи сформировалось, например, в середине месяца или работник часть месяца находился в отпуске.

Выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, соответственно, они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах), а также процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, которые продолжают применяться в соответствии со ст. 423 ТК РФ.

Стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 полагается медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н, для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в соответствии с требованиями Временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н.

Таким образом, спорная стимулирующая выплата положена медицинским работникам и водителям специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция; является единовременной выплатой и выплачивается в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов за риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Временным порядком организации оказания скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 198н (приложение № 2), на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе, скорую специализированную, медицинскую помощь возложена обязанность: утвердить схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, специально созданные для данного контингента пациентов, с назначением ответственных лиц, исключив возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций; определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Правительством Республики Хакасия принято постановление от 28 апреля 2020 года № 223 «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».

В ходе рассмотрения гражданского дела Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. ссылались на то, что они перевозили тела умерших пациентов, у которых была диагностирована новая коронавирусная инфекция COVID-19, в связи с чем полагали, что данное обстоятельство дает им право на получение выплат стимулирующего характера, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 пояснил, что работает санитаром в морге с 26 мая 2020 года. За время работы истцы постоянно по несколько раз в неделю привозили и переносили в морг тела умерших пациентов с ковидного отделения, терапии. За 2020 год было привезено около 700 тел умерших. Тела умерших привозили в пакетах, но не всегда они были целыми, на пакетах имелась отметка о положительном результате на COVID-19.

Представитель ответчика Сапожников В.Д. не оспаривал факт доставления тел умерших пациентов у которых была диагностирована новая коронавирусная инфекция COVID-19 Ковалевым В.Е. и Грищенко И.Г. в морг. Между тем указал, что доставление тел умерших не является медицинской помощью, предусматривающей осуществление истцам выплат стимулирующего характера, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484. За осуществление перевозки тел умерших с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. получали выплаты, предусмотренные постановлением правительства Республики Хакасия от 28 апреля 2020 года № 223.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (часть1).

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях (часть 2).

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) (часть 4).

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования (часть 6).

Из приведенной правой нормы следует, что транспортировка тел умерших пациентов не охватывается понятием скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, которая оказывается гражданам, а не умершим лицам, в связи с чем суд соглашается с доводами стороны ответчика, что за выполнение данной трудовой функции истцы не могут получать стимулирующие выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484.

Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. также указали, что они осуществляли перевозку пациентов в другие медицинские учреждения, которые не могли сами передвигаться без посторонней помощи для осуществления спиральной компьютерной томографии (далее – СКТ), компьютерной томографии (далее – КТ), в сопровождении медицинской сестры или иного медицинского работника. В дальнейшем у данных лиц была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

В целях проверки доводов материальных истцов о том, что они фактически выполняли обязанности водителей скорой медицинской помощи и осуществляли перевозку пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, судом истребован у ответчика Федеральный регистр лиц, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 и проходивших лечение в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ».

Также стороной ответчика представлен список пациентов, которым производились исследования в других медицинских организациях, а также список пациентов, сопровождение которых осуществляло государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская городская станция скорой медицинской помощи». В отношении последнего списка ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» представлены счета, счет-фактуры, акты об оказании услуг, реестры оказанных услуг, подтверждающие перевозку пациентов бригадами государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская городская станция скорой медицинской помощи».

Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель ответчика, среди направляемых на проведение СКТ и КТ пациентов в последующем могли быть выявлены случаи новой коронавирусной инфекции COVID-19, но это можно установить только при изучении медицинских карт пациентов, в которых также должны быть отражены сведения о направлении пациентов в другие медицинские учреждения.

При исследовании Федерального регистра лиц, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 и проходивших лечение в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», судом установлено отсутствие совпадения с представленным списком пациентов, которым производились исследования в других медицинских организациях.

В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля была допрошена ФИО8, работающая участковой медсестрой в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», которая пояснила, что один раз осуществляла транспортировку пациента в п. Усть-Абакан в хирургическое отделение пациента ФИО19, у которого была новая коронавирусная инфекция COVID-19, а также осуществляла транспортировку пациентов на СКТ в мае-июне 2020 года. Ей известно, что у одного из пациентов (женщины), которая была с 9 поселка, была впоследствии диагностирована новая коронавирусная инфекция COVID-19, после чего ее увезли в Абаканскую инфекционную больницу. Также с истцами осуществляли выезд к пациентам по домам для взятия мазков. Пациентов перевозили в задней части автомобиля.

Свидетель ФИО9, работающая санитаркой в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», пояснила, что сопровождала больных весной 2020 года в государственное учреждение Республики Хакасия «Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И. Лебедя» из хирургического отделения, в связи с отсутствием мест для лечения. Транспортировку пациентов, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, осуществляли Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г., у которых были маски и костюмы. О том, что у пациентов была диагностирована новая коронавирусная инфекция COVID-19 ей известно от старшей медицинской сестры, самих медицинских документов она не видела. Пациентов перевозили на каталке Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г., всего с каждым из истцов она по 2 раза перевозила пациентов.

Свидетель ФИО11, работающая уборщиком служебных помещений ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», пояснила, что в ее обязанности входит уборка процедурного кабинета, ординаторской и кабинета старшей медицинской сестры, вынос отходов класса «А» и «Б». Также она перевозила больных, у которых имелись признаки новой коронавирусной инфекции COVID-19 и пневмонии, на СКТ в хирургическое отделение и в медучреждения г. Абакана. Когда у больных подтверждалась пневмония, то их возвращали в терапевтическое отделение, после чего приезжала бригада и перевозила пациентов в хирургическое отделение. Мазок для выявления новой коронавирусной инфекции COVID-19 могли брать как до направления на СКТ, так и после этого. Для перевозки пациентов выдавалась медицинская карта стационарного больного, история болезни и направление на СКТ. В отделение пациентов помогали транспортировать работники отделения, довозили пациентов до лифта, а дальше она и водители осуществляли транспортировку пациента до автомобиля. После того, как у пациента после СКТ выявлялась новая коронавирусная инфекция COVID-19, пациента из 9 поселка перевозили в хирургию, либо направляли в другие медицинские учреждения, так как не хватало мест, в частности перевозили пациентов в с. Шира. В 2020 году возили пациентов на СКТ по 2-3 раза в неделю. Пациентов, которые могут передвигаться самостоятельно, могли перевозить на легковом автомобиле, пациентов, которые не могли передвигаться самостоятельно, перевозили с водителями Ковалевым В.Е. и Грищенко И.Г. на их автомобиле. Обязанности по перевозке пациентов на нее были возложены заведующей отделением ФИО12 Когда перевозили пациентов, ей не было известно, имеется ли у пациентов новая коронавирусная инфекция COVID-19, но имелись признаки в виде тяжелого дыхания. Пациентов, у которых уже был подтвержденный диагноз новая коронавирусная инфекция COVID-19, уже не перевозили. Никаких выплат в связи с контактом с пациентами, у которых была диагностирована новая коронавирусная инфекция COVID-19, ей не выплачивалось.

Также была допрошена ФИО13, работающая заместителем главного врача по хозяйственным вопросам ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», которая пояснила, что Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. осуществляют трудовую деятельность на автомобиле Газель, который ранее использовался в качестве скорой помощи, в дальнейшем был передан ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», где используется для хозяйственных целей. Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. по ее поручению осуществляли перевозку пациентов на КТ и для осуществления гемодиализа, при этом пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 перевозили работники скорой медицинской помощи, также истцы осуществляли перевозку трупов в морг, которые были помещены в специальные герметичные мешки, она не видела, чтобы мешки были повреждены.

Свидетель ФИО14, работающая старшей медицинской сестрой отделения реанимации ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», пояснила, что на КТ не возили в г. Абакан, так как в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» имеется свое оборудование. В 2020 году пациентов перевозили в другие медицинские учреждения, также использовалась санавиация, доставляли престарелых пациентов в дома инвалидов после выздоровления. Из отделения реанимация пациентов переводили в ковидные отделения, где в более легкой форме протекала болезнь, на долечивание. В отделение поступают пациенты как с уже подтвержденным диагнозом новая коронавирусная инфекция COVID-19, так и те, у которых имеются подозрения данного заболевания. Из реанимации в государственное учреждение Республики Хакасия «Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И. Лебедя» пациенты из отделения реанимации не направлялись для долечивания. В случае, если в отделение поступает пациент, у которого имеются признаки новой коронавирусной инфекции COVID-19, заведующей отделением и лечащим врачом принимается решение о направлении его для обследования и вызове автомобиля скорой помощи. В учреждении имеется только одна машина желтого цвета.

Свидетель ФИО15, работающая старшей медицинской сестрой лечебно-диагностического и провизорского отделения ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», пояснила, что пациентов никуда не направляли для лечения, если была необходимость перевезти пациента, заведующий и лечащий врач договаривались со скорой медицинской помощью. Свидетелю не известно о случаях, когда пациентов с признаками новой коронавирусной инфекции COVID-19 перевозили на автомобилях ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» в другие медицинские учреждения. Вопросы перевода в другое медицинское учреждение решала заведующая отделением. О направлении пациентов для долечивания в государственное учреждение Республики Хакасия «Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И. Лебедя» свидетелю неизвестно. Свидетель не помнит на заданный истцом вопрос о том, перевозились ли пациенты истцами в Белоярскую больницу в 2020 году.

Свидетель ФИО16, работающая старшей медицинской сестрой хирургического отделения, пояснила, что в отделение поступали пациенты, у которых брали мазки, если тест был отрицательный 3 раза, то таких пациентов выписывали, о чем сообщали их родственниками. КТ в учреждении работает круглосуточно, никуда пациентов поэтому не направляли. В государственное учреждение Республики Хакасия «Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И. Лебедя» могли перевозить пациентов на долечивание, но с уже отрицательными результатами на новую коронавирусную инфекцию COVID-19. Перевозку пациентов осуществляли истцы. Также могли перевозить пациентов в другие медицинские учреждения для долечивания. Решение о переводе в другое медицинское учреждение принимает заведующий и лечащий врач. Свидетель не видела, каким транспортом осуществлялась перевозка пациентов. Случаев выхода из строя оборудования для КТ в 2020 году не было. В медицинской документации отмечается перевод пациентов из одного медучреждения в другое, при этом кто перевозил пациента, в медицинской документации не отмечается.

Суд принимает показания свидетелей, поскольку они были предупреждены об уголовной ответственности, не противоречат имеющимся в материалах дела доказателсьтвам, логичны и последовательны.

Из показаний свидетелей следует, что в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» при направлении пациентов в другие медицинские учреждения, в частности для проведения СКТ, либо долечивания не ведется какой-либо учет выдаваемых водителям Ковалеву В.Е. и Грищенко И.Г. поручений на осуществление транспортировки пациентов.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 15 марта 2005 года № 3-П и от 25 мая 2010 года № 11-П, формируя правовой статус лица, работающего по трудовому договору, федеральный законодатель основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, который обязан обеспечить право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимума оплаты труда (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации). В силу данных обстоятельств работник представляет в трудовом правоотношении экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов.

При этом законодатель учитывает не только экономическую (материальную), но и организационную зависимость работника от работодателя, в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу.

В связи с этим, трудовым законодательством закреплена специфика распределения обязанностей по доказыванию: основная обязанность представления доказательств возлагается на работодателя.

Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Деятельность по предоставлению доказательств в подтверждение своей правовой позиции по делу напрямую связана с поведением сторон, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ). В случае процессуального бездействия стороны в части представления в обоснование своих требований и возражений доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона, такая сторона самостоятельно несет неблагоприятные последствия своего пассивного поведения.

При этом суд учитывает, что работник является более слабой стороной в данном правоотношении и не имеет возможности представить суду документы, обязанность по ведению которых возложена на работодателя.

В силу ч. 1 ст. 157 ГПК РФ суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.

Таким образом, бремя доказывания отсутствия оснований для осуществления выплат стимулирующего характера, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, возлагается на ответчика.

Из представленных в материалы дела фотографий усматривается, что Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г. осуществляют трудовую деятельность на автомобиле Газель, которая ранее использовалась в качестве автомобиля скорой медицинской помощи и по настоящее время имеет соответствующие обозначения, цветовую раскраску, оборудование, световую сигнализацию и сирену, используется для перевозки, в том числе и пациентов, что не оспаривалось стороной ответчика.

В свидетельстве о регистрации транспортного средства, автомобиль 224388, государственный регистрационный номер Т161КЕ19, на котором осуществляют трудовую деятельность Ковалев В.Е. и Грищенко И.Г., в особых отметках имеется указание: автомобиль скорой медицинской помощи.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства, показания свидетелей, суд приходит к выводу, что ответчиком не опровергнуты приведенные Ковалевым В.Е. и Грищенко И.Г. доводы о том, что они осуществляли перевозку пациентов, у которых впоследствии была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, что подтверждается как пояснениями самих истцов, так и допрошенных свидетелей, при этом представленный ответчиком список пациентов, не позволяет с достоверностью установить, что все пациенты были учтены ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», принимая во внимание показания свидетелей как со стороны истца, так и ответчика о том, что сведения о переводе пациента содержатся в медицинском учреждении только в карте стационарного больного, которая в случае перевода больного направляется в это учреждение. Кроме того, в данном списке, в отличии от представленного списка пациентов, транспортировку которых осуществляло государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская городская станция скорой медицинской помощи» отсутствуют сведения о дате перевозки, куда и с какой целью перевозился пациент, тем самым не опровергаются доводы истцов и показания свидетелей с их стороны.

Факт оказания медицинской помощи истцами подтверждается начислением им доплат по постановлению Правительства Республики Хакасия от 28 апреля 2020 года № 223.

Доводы ответчика о том, что истцам за «риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией» начисляются стимулирующие выплаты в рамках постановления Правительства Республики Хакасия от 28 апреля 2020 года № 223 за счет выделенных бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Хакасия, не обосновывают исполнение работодателем в полном объеме обязанности по выплате всех причитающихся стимулирующих выплат.

Суд полагает, что медицинские работники, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией и которые выполняют те же функции, что и специализированные бригады скорой медицинской помощи, не могут быть лишены выплат, предусмотренных п. 11 Правил.

Таким образом, требования о взыскании выплат стимулирующего характера, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в пользу Ковалева В.Е. и Грищенко И.Г. являются обоснованными.

Между тем, суд не может согласиться с периодом, за который материальные истцы просят взыскать названные стимулирующие выплаты.

Как уже ранее указывалось, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 (в редакции от 7 октября 2020 года) средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее соответственно - временный порядок, медицинские организации, транспортные организации).

Следовательно, федеральным законодателем определен период выплат стимулирующего характера с апреля по октябрь 2020 года.

С 1 ноября 2020 года изменено правовое регулирование оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) после принятия постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».

Поскольку основанием иска является невыплата Ковалеву В.Е. и Грищенко И.Г. стимулирующих выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика стимулирующих выплат за период с апреля по октябрь 2020 года в размере по 280 000 руб. (40 000 * 7 месяцев) в пользу каждого из материальных истцов, и отказывает во взыскании этих же требований за период с ноября по декабрь 2020 года.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 8 800 руб.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» в пользу Ковалева В.Е., Грищенко И.Г. стимулирующие выплаты в размере по 280 000 руб. в пользу каждого.

Взыскание произвести за счет средств федерального бюджета, предусмотренных п. 11а Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» 8 800 руб. государственной пошлины в доход местного бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                            С.П. Немков

Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2022 года

Судья                                        С.П. Немков

2-423/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Грищенко Игорь Геннадьевич
Ковалев Владимир Евгеньевич
Прокурор г.Черногорска
Ответчики
ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница"
Другие
Министерство здравоохранения РХ
Суд
Черногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
С.П.Немков
Дело на странице суда
chernogorsky.hak.sudrf.ru
18.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2022Подготовка дела (собеседование)
15.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
12.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее