Решение по делу № 2а-7701/2022 от 20.06.2022

Дело №...а-7701/2022

УИД: 11RS0001-01-2022-009842-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 23 августа 2022 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,

при секретаре Чалановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Янова Сергея Николаевича, Роскошина Михаила Анатольевича к УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, о признании действий незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,

установил:

Янов С.Н., Роскошин М.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в ненадлежащих условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в размере 1 000 000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что ** ** ** водворены в штрафной изолятор. В ШИЗО нарушаются требования противопожарной безопасности, так как свободный доступ к окну отсутствует как с внутренней стороны, так и с наружной, окно имеет решетки. Кроме того, прогулочные дворики сконструированы из цельного металлического листа, высота и навес от осадков препятствует солнечному свету, а размер дворика не позволяет полноценно гулять из-за широкой скамейки, отсутствие дренажной системы влекут лужи и сырость дворика. В теплое время тяжело дышать из-за испарения влаги.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми

Административные истцы извещенные надлежащим образом, участие в судебном заседании не принимали.

Представитель административных ответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России в судебном заседании участия не приняли, надлежаще извещены.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что Янов С.И. отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 с ** ** ** по настоящее время.

Роскошин М.А. отбывал меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 с ** ** ** по ** ** **, убыл ** ** ** в УФСИН России по ....

Согласно материалам о применении меры взыскания к осужденному Роскошину М.А. на основании постановления врио начальника от ** ** **, за нарушение установленного порядка отбывания наказания он водворялся в штрафной изолятор (далее - ШИЗО) сроком на 3 суток. Согласно камерной карточке, водворен ** ** **, освобожден ** ** **.

Согласно материалам о применении меры взыскания к осужденному Янову С.И. на основании постановления врио начальника от ** ** **, за нарушение установленного порядка отбывания наказания он водворялся в штрафной изолятор (далее - ШИЗО) сроком на 3 суток. Согласно камерной карточке, водворен ** ** **, освобожден ** ** **.

Согласно справки по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте ШИЗО/ПКТ ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, следуя из тактикотехнической характеристики объекта, здание ШИЗО/ПКТ имеет вторую степень огнестойкости (стены и перегородки выполнены из кирпича, потолочное перекрытия бетонные), что значительно снижает риск распространения огня, по смежным помещениям, при возникновении пожара.

Здание оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации и звуковом оповещении людей при пожаре, с передачей светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной части учреждения, без участия работников объекта или транслирующей этот сигнал организацией. Для обеспечения бесперебойной работы системы автоматической пожарной сигнализации и звукового оповещения людей при возникновении пожара, проведением технического обслуживания и ремонта, заключен договор с ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по РК от 14.01.2022 №29/1.

Объект укомплектован: первичными средствами пожаротушения на 100% (согласно норм положенности - огнетушители (ОП-5) в количестве 5 шт., пожарный кран, ящик и мешочки с песком); средствами индивидуальной защиты органов дыхания - ШАНС-Е (16 шт.); планом эвакуации и инструкцией по мерам пожарной безопасности, утвержденных начальником учреждения; исправной вытяжной вентиляцией (смонтированной подрядной организацией) и находящейся в исправном техническом состоянии; системой круглосуточного видеонаблюдения и охранной сигнализацией.

На постоянном дежурстве находятся две автоцистерны (...) ведомственной пожарной части. Пожарные автомобили" в исправном состоянии и полностью укомплектованы пожарнотехническим вооружением, личный состав обучен.

Для подачи огнетушащих веществ к месту возможного возникновения пожара, предусмотрено использование пожарного водоема объемом 50 куб.м., расположенного в 40 м. от здания.

Прогулка в ШИЗО производиться поочередно покамерно, начиная с первого порядкового номера камеры ШИЗО, затем с первого порядкового номера камеры ПКТ. Время прогулки на одного осужденного содержащегося в ШИЗО - 1 час, ПКТ/БМ - 1 час 30 минут.

Как следует из справки отдела ОКБИ и ХО, количество прогулочных дворов в ШИЗО/ПКТ ФКУ ИК-1 составляет: ШИЗО - 3 шт. ПКТ - 4 шт. Площадь прогулочных дворов ШИЗО составляет: №... кв.м., №....5 кв.м., №....7 кв.м. Площадь каждого прогулочного двора ПКТ составляет 15 кв.м. Прогулочные дворы в металлическом исполнении, сплошного заполнения, высотой 3 метра, пол бетонный.

Для защиты от атмосферных осадков в прогулочных дворах со стороны наружной стены предусмотрен козырек (навес) с выносом его на 1,7 м. внутрь двора с учетом обеспечения полного обзора прогулочного двора. В каждом прогулочном дворе стационарно установлены скамейка для сидения в деревянном исполнении.

По верху прогулочных дворов закреплена металлическая рама, к которой приварена металлическая решетка с ячейками не более 170 х 170 мм. Сверху на     решетку уложена и закреплена металлическая сетка с ячейками не более 50 х 50 мм.

В середине каждого прогулочного двора устанавливается скамейка, которая надежно крепится к полу. Над прогулочными дворами, вдоль стен, противоположных помосту для младшего инспектора, устраиваются облегченные навесы для укрытия от атмосферных осадков шириной до 1,2 м.

Двери прогулочных дворов устраиваются по типу камерных, но без форточек.

Основное функциональное назначение прогулочного дворика - это обозначение границ, на которых согласно имеющемуся законодательству, не разрешается находиться иным лицам и устройство изолированного пространства для организации прогулок осужденных.

Прогулочные дворы ИК-1 были введены в эксплуатацию вместе со строительством здания «ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ», а именно в 1991 году. Мероприятий по проведению строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, помещений и сооружений в ИК-1 не проводилось.

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В силу части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Права и обязанности осужденных определяются исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (ст. 10 УИК РФ). При этом законодательно установлены особенности правового положения осужденных, как лиц, подвергнутых уголовному наказанию: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и правоограничений, что соответствует положениям 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В зависимости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания УИС Российской Федерации закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденных и возлагает на них специфические обязанности.

Согласно ч.1 ст. 93 УИК РФ осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается статьями 118, 121, 123, 125, 127, 131 и 137 настоящего Кодекса.

Прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения, (ч. 2 ст. 93 УИК РФ).

Эти нормы администрацией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми при осуществлении прогулки административных истцов соблюдались.

Указанные в обоснование исковых требований обстоятельства - отсутствие продуваемости воздуха в летний период, духота в результате нагрева железных стен, наличие луж, отсутствие солнечного света, как основания, с которыми административный истцы связывают нарушение своих прав, с учетом погодных условий периода, за который действия исправительного учреждения подлежат оценке, а также длительности нахождения в ШИЗО административных истцов (три дня) не могут быть приняты во внимание.

Неудобства, которые, по мнению административных истцов, причинили им страдания, не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы и является закономерным следствием их собственных действий.

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание. Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

Доводы о нарушении противопожарных норм при содержании в ШИЗО не состоятельны.

Приказом Министерства юстиции РФ от 04 сентября 2006 года N 279 утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - приказ Министерства юстиции РФ от 04 сентября 2006 года N 279).

В силу подпункта 10 пункта 20 приказа Министерства юстиции РФ от 04 сентября 2006 года N 279, в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 32 Наставления окна в камерах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ПК особого режима с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.

В соответствии с п. 4.1.1 Приказа ФСИН России №214 от 30.03.2005 «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН», для обеспечения безопасной эвакуации людей при возникновении пожара в здании предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. Двери эвакуационных выходов свободно открываются по направлению выхода.

На основании п. 3.1.13 Приказа ФСИН России №214 от 30.03.2005 «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН», установка металлических решеток на окнах зданий и сооружений должна производиться только в местах, обусловленных соответствующими проектными документами и нормативными документами ФСИН России. Места установки определяются администрацией учреждений по согласованию с отделами ведомственной пожарной охраны территориальных органов ФСИН России и допускают часть решеток для обеспечения экстренной эвакуации людей в случае пожара выполнять легкосъёмными или открывающимися в наружу, кроме помещений камерного типа.

Таким образом, установка металлических решеток на окнах камер ШИЗО произведена в соответствии с законодательством, доводы о нарушении прав в этой части являются надуманными. Установление решеток обусловлено необходимостью обеспечения безопасности в исправительном учреждении, и само по себе наличие этих конструкций не влечет нарушения прав административных истцов и не может быть расценено как унижающее человеческое достоинство, либо применение пытки, бесчеловечного отношения, предвзятости администрации исправительного учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Доказательств нарушения прав, выразившихся в нарушении условий содержания в течение трех дней в камере ШИЗО, административные истцы не предоставили, в связи с чем оснований для признания незаконными действий ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, взыскании компенсации, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Янова Сергея Николаевича, Роскошина Михаила Анатольевича к УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, о признании действий незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16.09.2022.

Судья - Н.Е. Колосова

2а-7701/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Роскошин Михаил Анатольевич
Янов Сергей Николаевич
Ответчики
УФСИН России по РК
ФКУ ИК -1 УФСИН России по Республике Коми
ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Колосова Надежда Егоровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
20.06.2022Регистрация административного искового заявления
21.06.2022Передача материалов судье
23.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2022Судебное заседание
16.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее