УИД 11RS0008-01-2022-000643-89 Дело № 2а-612/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Боровской Е.Ю., с участием посредством видеоконференц-связи истца Садовникова В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске РК 02 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Садовникова ФИО6 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение установленных законодательством условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Садовников В.С. обратился в суд с указанным административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
Определением суда от 09.03.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по <адрес>.
В обоснование административного иска, с учетом дополнений к нему, указано, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Садовников В.С. содержался в ФКУ СИЗО-2 с нарушениями условий содержания, выразившимися, по мнению истца, в следующем: 1) в камере № карантинного отделения отсутствовала горячая вода, было холодно, камера, включая находящуюся в ней сантехнику, нуждались в ремонте; 2) во всех камерах отсутствовало горячее водоснабжение; 3) освещение было недостаточным; 4) допускалась переполняемость камер; 5) постельные принадлежности были в ненадлежащем состоянии, выданы истцу не в полном объеме; 6) истец не был обеспечен по прибытию средствами первой необходимости (мыло, паста, щетка, туалетная бумага), а также вещевым довольствием. Просил признать условия содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК ненадлежащими, нарушающими права, гарантированные ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; взыскать денежную компенсацию в сумме 250 000 руб.
В судебном заседании административный истец Садовников В.С. исковые требования поддержал, возражал против доводов ответчика, изложенных в отзыве.
Административные ответчики ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, заинтересованное лицо УФСИН России по Республике Коми извещены, представителя в суд не направили, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, с иском не согласны по доводам, изложенным в отзыве.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и заинтересованного лица.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из положений статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Согласно п.2.1 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Как установлено судом, Садовников В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми г.Сосногорск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в т.ч. в качестве подозреваемого (обвиняемого) - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве осужденного – в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии убыл в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
За весь период пребывания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (далее - СИЗО-2) содержался в камерах: №№ №.
По доводам административного иска судом установлено следующее.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК) задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ от 15.07.1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации; порядок осуществления прав осужденных устанавливается поименованным кодексом, а также иными нормативными правовыми актами; при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 2 статьи 10, частей 10 и 11 статьи 12 упомянутого кодекса).
В силу ст. 15 Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 года, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.
Согласно ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Частью 1 статьи 99 УИК РФ, установлено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров.
Приведенные нормы, будучи применены при рассмотрении настоящего административного дела, указывают на соблюдение нормы жилой площади в расчете на одного обвиняемого, а также осужденного к лишению свободы при пребывании Садовникова В.С. в ФКУ СИЗО-2.
Так, согласно книгам количественной проверки №, №, №, № и №, в период пребывания Садовникова В.С. в ФКУ СИЗО-2 он содержался в камерах: № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, площадью 30,5 кв.м. (содержался 1 человек); № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, площадью 15,7 кв.м. (содержалось от 1 до 3 человек); № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, площадью 17,4 кв.м. (содержалось 4 человека); № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, площадью 13,9 кв.м. (содержалось 3 человека); № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, площадью 17,0 кв.м. (содержалось от 3 до 4 человек); № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, площадью 17,5 кв.м. (содержалось от 2 до 4 человек); № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, площадью 13,7 кв.м. (содержалось от 2 до 3 человек); № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, площадью 13,7 кв.м. (содержалось 3 человека); № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, площадью 17,4 кв.м. (содержалось от 3 до 4 человек).
Как следует из справки ОКБИ И ХО ФКУ СИЗО-2, все камеры, где содержался Садовников В.С., оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Приток воздуха осуществляется через форточку окна. Удаление воздуха осуществляется через вытяжные отверстия. В соответствии с п. 13.8 СП 247.1325800.2016 «Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» приточные и вытяжные вентиляционные отверстия располагаются под потолком и ограждены металлическими решётками. В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ГОСТ – 12.4.021-75, ГОСТ - 12.3.018-79, ГОСТ 12.1.005-88 ежегодно в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми проводится проверка сооружений, где используется приточно-вытяжная, вентиляционная система. В камерах пятого режимного корпуса вентиляционное оборудование оснащено двумя асинхронными двигателями (950 оборотов в минуту, 220/380 Вт, 7/12A; 950 оборотов в минуту, 380 Вт, 7А), расположенными в цокольном этаже пятого режимного корпуса. В режимном корпусе № (где находится камера №), каждая камера оборудована индивидуальным вентилятором.
Вентиляционное оборудование осуществляет забор воздуха через две вентиляционные шахты, далее по вентиляционным каналам подается в камерные помещения и выходит через вентиляционные каналы в чердачное помещение.
Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 №189 (далее - ПВР СИЗО), установлено, что камеры оборудуются вентиляционным оборудованием при наличии возможности.
Пунктом 19.13 СП 247.1325800.2016 установлено, что температура воздуха в камерах должна быть не ниже 20 градусов, кратность обмена воздуха в 1ч. – по расчету на ассимиляцию СО2, но не менее 36 куб.м/ч. на одного человека. При этом обязательное оборудование камер вентиляцией с механическим побуждением (принудительной вентиляцией) не предусмотрено. Стороной ответчика представлены акты очистки вентиляционных отверстий, воздуховодов вентиляции от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Искусственная освещенность камер осуществляется в дневное время лампами ЛПО мощностью 36 Вт каждая, режим освещения - 16 часов, в ночное время - светильником, оборудованным лампой накаливания 60 Вт, режим освещения 8 часов. Обозначенное освещение соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Камеры оборудованы одним или несколькими оконными проемами, размерами, позволяющими обеспечить достаточное естественное освещение и доступ свежего воздуха. Размеры оконных проемов соответствуют требованиям Приказа Минюста России от 27.07.2007 № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных следственных изоляторов, изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России».
Отопление осуществляется посредством собственной автоматизированной газовой котельной. Температурный режим в камерах поддерживается согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», ГОСТу Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» не ниже уровня 18-22 градусов Цельсия, радиаторы системы центрального отопления функционируют исправно. Относительная влажность в камерах соответствует норме по ГОСТУ 30494-2011 и находится в диапазоне 30%-60%.
Доказательств ненадлежащего микроклимата и температурного режима в помещениях, а также недостаточности освещения камер в материалах дела не имеется.
Согласно отзыву, все камеры, в которых содержался Садовников В.С., находятся в удовлетворительном состоянии.
Горячее водоснабжение в камерах отсутствует, что не оспаривается ответчиком. Согласно отзыву, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребностей.
Решением Сосногорского городского суда № от ДД.ММ.ГГГГ на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением: камеры №№, карцеры №№ режимного корпуса №, камеры №№ режимного корпуса №, камеры №№ режимного корпуса №, камеры №, камеры специального блока №№ режимного корпуса №, в соответствии с требованиями Свода правил 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 г. N 245/пр. Решение вступило в законную силу.
В период содержания истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми отсутствовало горячее водоснабжение в камерах режимных корпусов, что не оспаривалось стороной административного ответчика, подтверждается отзывом на иск.
В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений обязана выполнять установленные санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 г. N 245/пр утвержден и введен в действие с 4 июля 2016 года Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом 24.05.2016, имеет номер СП 247.1325800.2016.
Согласно п.1.1 указанного Свода правил, он устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Положения настоящего свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил (п.1.2).
Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).
Согласно п.19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: 1) к умывальникам – в камерах, помещениях медицинской части, в помещениях для хранения уборочного инвентаря, в бытовых комнатах, в уборных для персонала СИЗО и уборных при блоке комнат свиданий, в помещениях фотодактилоскопии, в комнатах чистки оружия, в помещениях аккумуляторной, комнатах для хранения и мытья инвентаря, применяемого для проверки передач, в комнатах обыска сборного отделения, в постирочных; 2) к мойкам (ваннам) – в комнатах мытья и хранения посуды; 3) к душевым сеткам – в душевых и санпропускнике; 4) к поливочным кранам; 5) в зданиям – прачечной, пищеблока, столовой, кухни, городка для содержания служебных собак.
Из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018 года № 217-дсп. Согласно пункту 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Доводы административного ответчика о том, что следственным изолятором в отношении Садовникова В.С. нарушений действующего законодательства не допущено, так как пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов предусмотрено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности, судом не принимаются во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Наличие горячего водоснабжение в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключение под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Поскольку обеспечение помещений СИЗО горячим водоснабжением, являлось и является обязательным, постольку неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав административного истца на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. Данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которое подлежит взысканию компенсация.
Факт отсутствия горячего водоснабжения и водонагревательных приборов в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, в которых содержался Садовников В.С., административным ответчиками не оспаривался, доказательств обеспечения административного истца горячей водой в соответствии с требованиями пункта 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, то есть ежедневно с учетом потребности, административным ответчиком суду не представлено.
В соответствии с п. 40 ПВР СИЗО, лица, содержащиеся в СИЗО обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской, одеялом; постельным бельем: (на время приема пищи), кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
В соответствии с п. 45 Приказа № 189 смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. Стирка белья, выдаваемого во временное пользование подозреваемым, обвиняемым и осужденным осуществляется в прачечной учреждения с помощью стиральных машин с добавлением сертифицированных средств. Качество стирки и сушки белья проверяется медицинскими работниками, а также работниками отдела тылового обеспечения. В помещении банно-прачечного комплекса установлена дезинфекционная камера «Кочубей», в которой производится дезинфекция и дезинсекция матрасов, подушек и постельных принадлежностей. Периодически проводится инвентаризация и визуальный осмотр постельных принадлежностей, с целью выявления пришедших в негодность постельных принадлежностей, для дальнейшего осуществления их ремонта или списания.
Согласно приказу Министерства Юстиции Российской Федерации от 03 декабря 2013г. № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», списание постельных принадлежностей проводится периодически, в связи с сильным износом и невозможностью дальнейшего использования, а также по срокам эксплуатации.
Согласно камерной карточке, Садовникову В.С. ДД.ММ.ГГГГ под подпись было выдано: матрац – 1 шт., подушка – 1 шт., одеяло – 1 шт., простынь – 2 шт., наволочка – 1 шт., полотенце – 2 шт., ложка – 1 шт.; от получения кружки отказался. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей, при этом выдача новых постельных принадлежностей каждому подозреваемому, обвиняемому или осужденному, законом не регламентирована.
Пунктом 40 ПВР СИЗО установлено, что при отсутствии необходимых денежных средств на лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин). Выдача указанных индивидуальных средств гигиены выдаются на основании заявления подозреваемого, обвиняемого.
Из представленной стороной ответчика справки следует, что Садовникову В.С. средства гигиены выданы под роспись ДД.ММ.ГГГГ. Заявленного истцом нарушения в части несвоевременной выдачи указанных средств гигиены судом не усматривается, поскольку ПВР СИЗО предусматривает выдачу указанных средств по заявлению обвиняемого, а не при поступлении в СИЗО.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Следовательно, на сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих.
Таким образом, у суда не имеется оснований не доверять представленным в соответствии с положениями приведенной статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствам.
При вынесении настоящего решения суд исходит из установленного факта нарушения прав истца, выразившегося в несоблюдении ответчиком требований о необходимости наличия горячего водоснабжения в умывальниках камер СИЗО, и как следствие создание бытовых условий, не отвечающих требованиям гигиены, санитарии, что, безусловно, нарушило права административного истца и является основанием для взыскания в его пользу денежной компенсации.
Определяя размер денежной компенсации, суд учитывает, что он должен отвечать принципам справедливости и разумности. Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
В настоящем деле суд исходит из совокупности обстоятельств, влияющих на формирование такого порога унижения, который свидетельствует о неизбежности умаления человеческого достоинства. Принимая во внимание правоприменительную практику Европейского суда по правам человека, наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания Садовникова В.С. в СИЗО-2, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца (более 10 месяцев) и значимость их последствий для него, суд считает необходимым взыскать денежную компенсацию в размере 13 000 рублей, находя определенную к взысканию сумму компенсации соотносимой с такими особенностями обнаруженных нарушений, как их характер, продолжительность, последствия и ущерб, обоснованной и справедливой, а также способствующей восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания прав административного истца.
В силу положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, денежная компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Коми, выразившееся в ненадлежащих условиях содержания Садовникова ФИО7.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Садовникова ФИО8 компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Коми в размере 13 000 руб.
В остальной части административные исковые требования Садовникова ФИО9 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России оставить без удовлетворения.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 июня 2022 года.
Судья О.Н.Судовская
Верно О.Н.Судовская