Дело № 2-2643/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3августа 2018 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи В.В. Евстафьева
при секретаре судебного заседания С.В. Илларионове,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Е.Г.Афанасьевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», администрации города Чебоксары о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального образования,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», администрации города Чебоксары об обязании обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги по адрес, адрес в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований заместитель прокурора, ссылаясь на статьи 11, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статью 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 6, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункты 1.1, 1.2 Типовой инструкции по техническом учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83, утверждённой Министерством автомобильных дорог РСФСР 5 февраля 1982 г. (далее – Типовая инструкция), подпункт 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402, указал, что паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Проведённой прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории города Чебоксары выявлено отсутствие технического паспорта на автомобильную дорогу по адрес, адрес Несвоевременное выполнение ответчиками мероприятий по надлежащему содержанию автомобильных дорог нарушает права граждан при эксплуатации дорог, создаёт угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения.
Помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Афанасьева Е.Г., участвуя в судебном заседании, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам изложенным в иске и вновь привела их суду.
Представители ответчика МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», Администрации г.Чебоксары в судебное заседание не явились, отзыва на иск не представили.
В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С учетом согласия представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.2, 18 и 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 08.11.2007 года N 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава г. Чебоксары к вопросам местного значения относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Чебоксары, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 41 Устава г. Чебоксары администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, орган местного самоуправления как собственник дорог местного значения обязан нести расходы на проведение оценки технического состояния дорог, ведению технического учета и паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на данные цели.
Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктами 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1-83).
Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.
Соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое её техническим паспортом, затрагивает интересы неопределённого круга лиц.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 13.06.2017 №1423 "О нормативах финансовых затрат, Правилах расчета размера ассигнований из бюджета города Чебоксары на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в городе Чебоксары и порядке их содержания и ремонта" утверждены Правила расчета размера ассигнований из бюджета города Чебоксары на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, и Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения в городе Чебоксары (далее Порядок).
Согласно п.1.2 Порядка, дорожная деятельность по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в городе Чебоксары (далее - городские автомобильные дороги) осуществляется Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары (далее - Управление).
Управление предоставляет субсидии на выполнение муниципального задания по содержанию городских автомобильных дорог и субсидии на капитальный ремонт и ремонт городских автомобильных дорог муниципальному бюджетному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Учреждение).
Согласно п.2.1.-2.2. Порядка, содержание городских автомобильных дорог включает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог, оценке их технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В комплекс работ по содержанию также входят постоянный надзор, текущие и периодические осмотры транспортно-эксплуатационного и технического состояния, ведение технического учета и паспортизации городских автомобильных дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по содержанию и ремонту городских автомобильных дорог. По результатам обследований и паспортизации все основные характеристики и данные о техническом состоянии Учреждением заносятся в автоматизированный банк данных о городских автомобильных дорогах и дорожных сооружениях.
Согласно п.2.3. Порядка Учреждение осуществляет в частности технический учет и паспортизацию городских автомобильных дорог и дорожных сооружений, ведение автоматизированной базы данных.
Как следует из сведений представленных МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» дорога по адрес включена в перечень автомобильных дорог г.Чебоксары не прошедших паспортизацию.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что отсутствие технического паспорта на указанную дорогу влечёт ненадлежащее выполнение ответчиком обязанности по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения.
Таким образом, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит законными требования заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары о возложении обязанности принять меры, направленные паспортизацию дороги по адрес.
Согласно распоряжению Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 22.12.2011 №1114-р из состава имущественной казны передано в безвозмездное пользование МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» объекты внешнего благоустройства, в том числе участки улично-дорожной сети г.Чебоксары.
Суд, руководствуясь назваными Распоряжением, Порядком содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения в городе Чебоксары, полагает необходимым возложить именно на МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» обязанность произвести паспортизацию указанной в иске автомобильной дороги.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
В связи с изложенным, суд устанавливает срок для проведения паспортизации автомобильной дороги в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу провести паспортизацию автомобильной дороги по адрес, адрес
В удовлетворении исковых требований к Администрации г.Чебоксары, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 06.08.2018