ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-4585/2023
Судья первой инстанции Максимова В.В.
№ 2-53/2023
91RS0003-01-2022-000581-92
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Бондарева Р.В.
судей Подлесной И.А., Курской А.Г.
при секретаре Затонском М.В.
рассмотрела 30 мая 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононова Сергея Леонидовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Комиссии по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики Крым, Совету министров Республики Крым о признании незаконным бездействия, о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определённых действий, включении периодов работы в страховой стаж, по апелляционной жалобе Кононова Сергея Леонидовича на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Кононов С.Л. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Комиссии по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики Крым, Совету министров Республики Крым, в котором просил суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся не выдаче уведомления о принятии заявления Кононова С.Л. для передачи и его не направления в Комиссию по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным п. 345 Протокола заседания Комиссии по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республик Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, признать незаконной выписку из протокола № заседания Комиссии по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Также истец просил о возложении обязанности на Комиссию по реализации пенсионных прав граждан по установлению периода осуществления предпринимательской деятельности Кононова С.Л. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований истец указал, что пенсионный орган отказал ему в принятии заявления об установлении периода его предпринимательской деятельности на территории Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку им не представлены сведения о постоянном проживании на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Решение Комиссии об отказе в зачете его страхового стажа с 2007 г. по 2014 г. также считает незаконным, поскольку за указанный период работы в Республике Крым им уплачивались все необходимые страховые взносы.
Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска Кононова С.Л. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права при разрешении данного спора.
Заслушав доклад судьи, пояснения сторон, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащих в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда соответствует.
Президентом Российской Федерации 03.07.2016 г. подписан Федеральный закон № 235-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Указанным Законом закреплены права граждан, не имеющих возможность подтвердить периоды работы, размер заработка документами, выданными работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
С этой целью федеральным законом предусмотрено создание Комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - Комиссия), которая будет рассматривать документы, свидетельствующие о выполнении работ или осуществлении иной деятельности на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, а также о получении заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 года.
В частности, указанным Законом предусмотрено, что если гражданин не имеет возможности подтвердить периоды работы или иной деятельности, размер заработка соответствующими документами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения Комиссии.
Для рассмотрения в Комиссию могут предоставляться: документ, содержащий сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 18 марта 2014 года; документ, подтверждающий уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за период до 18 марта 2014 года, а также иные документы.
Указанным Законом предусмотрен механизм реализации прав на пенсионное обеспечение также иных граждан, не осуществлявших предпринимательскую деятельность.
Так, закреплена возможность использования документов, содержащих сведения о периодах работы или иной деятельности или о заработке гражданина, выданных организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ.
Также установлен порядок подтверждения Комиссией периодов работы на основании показаний двух и более свидетелей.
Создание указанных комиссий осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым. Положение о комиссии, порядок обращения в комиссию утверждаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р создана Комиссия по реализации пенсионных прав граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Положение о комиссии по реализации пенсионных прав граждан и Правила обращения в комиссию по реализации пенсионных прав граждан".
Согласно пункту 1 Положения о комиссии по реализации пенсионных прав граждан комиссия по реализации пенсионных прав граждан создается соответственно Советом министров Республики Крым и Правительством Севастополя в целях подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, и размера заработка за периоды работы, которые имели место на территории Республики Крым и (или) территории <адрес>, граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территории Республики Крым или территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в случае если они не имеют возможности подтвердить указанные периоды и размер заработка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Положения о комиссии по реализации пенсионных прав граждан, заявление об установлении периодов работы и (или) иной деятельности и (или) размера заработка гражданина (далее - заявление) с приложением документов, указанных в частях 2 - 4 статьи 5.1 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", подается гражданином (его представителем) в произвольной форме в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) гражданина непосредственно или направляется по почте.
В силу п. п. 5, 6 Правил обращения в комиссию по реализации пенсионных прав граждан, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, заявление с приложенными к нему документами регистрируется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в специальном журнале регистрации таких заявлений.
Факт и дата приема заявления с приложенными к нему документами подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой заявителю территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае если заявление поступило по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя в таком же порядке.
Принятое территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявление с приложенными к нему документами направляется в Комиссию в течение 3 рабочих дней со дня их приема нарочным, по почте либо в форме электронного документа по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Кононов С.Л. подал заявление в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым для передачи на заседание Комиссии по реализации пенсионных прав граждан при Совете Министров Республики Крым об установлении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное заявление было рассмотрено в порядке требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и дан ответ, согласно которому ввиду отсутствия в представленном Кононовым С.Л. паспорте гражданина Российской Федерации отметки о регистрации на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют основания для обращения с заявлением об учете периодов предпринимательской деятельности и иных периодов трудовой деятельности в соответствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в Комиссию по реализации пенсионных прав граждан.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" настоящий закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до ДД.ММ.ГГГГ, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения Комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - комиссия) по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Характер работы комиссией не подтверждается.
Руководствуясь нормами Федерального закона № 235-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь", Правилами обращения в комиссию по реализации пенсионных прав граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, истец полагает, что в полномочия территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не входит принятие каких-либо решений об отказе в принятии заявления, его возврате.
Учитывая приведенные нормы и Правила обращения в комиссию по реализации пенсионных прав граждан, по мнению истца у ответчика отсутствовали основания для отказа в приеме его заявления от ДД.ММ.ГГГГ об установлении периодов работы для передачи заявления в Комиссию по реализации пенсионных прав граждан.
При этом истец ссылается на аналогичные выводы, сделанные судами при рассмотрении иска Кононова С.Л. по делу №, рассмотренному Киевским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменений апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 87-91, 99-104 т. 1)
Вместе с тем, указанное выше решение в силу положений ст. 61 ГПК РФ не является обязательным при рассмотрении настоящего спора, поскольку касается иного периода обращения в пенсионный орган.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Из положений указанных норм следует, что избранный способ защиты нарушенного права должен привести к реальной защите нарушенного права. Применительно к рассматриваемому спору, признание бездействия пенсионного органа незаконным, должно обеспечить восстановление конкретного нарушенного гражданского права Кононова С.Л.
Вместе с тем, права истца судебной защите не подлежат, поскольку их нельзя признать нарушенными.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда в части отказа в удовлетворении требования Кононова С.Л. о признании незаконным п. 345 Протокола заседания Комиссии по реализации пенсионных прав граждан про Совете министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по реализации пенсионных прав граждан про Совете министров Республики Крым, исходя из следующего.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона № 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 г. № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон № 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона № 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 г. № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при обращении с заявлением об установлении периодов работы предпринимательской деятельности в период с 20.09.2007 года по 31.12.2014 года, Кононов С.Л. предоставил копию паспорта гражданина Российской Федерации серии 03 08 № 928538, выданного 23.07.2008 г. Отделом УФМС России по Краснодарскому краю в Курганинском районе, код подразделения 230-040, дата регистрации 27 июля 1994 года, место регистрации г. Ноябрьск Тюменской области, снят с регистрации 10.02.2007 г. Вновь зарегистрирован 13.11.2015 года в г. Ноябрьске Ямало- Ненецкого автономного округа ул. Высоцкого д.22, кв.50.
По паспорту гражданина Украины Кононов С.Л. имел регистрацию по адресу: г. Симферополь, ул. Желябова, 37/7, кв. 75, с 03.04.1998 года.
Учитывая приведенные обстоятельства, на 18.03.2014 года истец имел гражданство Российской Федерации, которое было приобретено истцом по иным основаниям, а не на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
Как было указано ранее, Федеральный закон № 208 от 21 июля 2014 является специальным, перечень лиц, на которых он распространяется (часть 1 статьи 1 Закона), а также перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 3 статьи 2 Закона) является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Причиной отказа истцу в установлении факта осуществления предпринимательской деятельности периода работы с 20.09.2007 года по 31.12.2014 года и применении норм Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года является отсутствие в паспорте гражданина Российской Федерации отметки о регистрации в Республике Крым на 18.03.2014 года, а также приобретение истцом гражданства Российской Федерации в общем порядке, а не на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ от 31 мая 2002 "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
В связи с этим, при наличии двух паспортов у Кононова С.Л. как гражданина Украины и как гражданина Российской Федерации, он должен рассматриваться пенсионным органом как гражданин Российской Федерации, а поэтому на него распространяются положения Федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которым при исчислении размера пенсии пенсионным органом учитываются данные об уплате страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС).
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, у Комиссии оснований для установления факта осуществления предпринимательской деятельности Кононовым С.Л. с 20.09.2007 года по 31.12.2014 года и применении норм Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года не имелось.
Следовательно, решение суда в указанной части также является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод ответчика о том, что факт проживания Кононова С.Л. на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года установлен судебным решением от 18.02.2020 года, вступившим в законную силу 15.04.2021 года, не имеет юридического значения при разрешении данного спора, поскольку в данном случае имеет значение факт приобретения Кононовым С.Л. гражданства Российской Федерации в общем порядке, а не на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменений, апелляционную жалобу Кононова Сергея Леонидовича без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: