Решение по делу № 2-1530/2023 от 18.05.2023

Дело № 2-1530/2023

УИД 76RS0022-01-2022-003287-72    

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 22 декабря 2023 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль                                     22 ноября 2023 года

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Патрунова С.Н.,

при секретаре Коршуновой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щекина Эдуарда Евгеньевича к Правительству Ярославской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,

установил:

    На основании договора купли-продажи от 17.08.2020 (т. 1, л.д. 18) Щекин Э.Е. приобрел у Волкова Л.Е. земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1582 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:3711). Право собственности Щекина Э.Е. на ЗУ:3711 зарегистрировано в ЕГРН 22.08.2020 (т. 1, л.д. 19). В указанном договоре купли-продажи (п. 2), выписке из ЕГРН (л.д. 19-20) какие-либо обременения, ограничения в использовании ЗУ:3711 указаны не были.

    31.01.2022 Щекин Э.Е. обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР с уведомлением о планируемом строительстве одноэтажного жилого дома на ЗУ:3711 (т.1, л.д. 21-23), на что получил уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на ЗУ:3711 (т. 1, л.д. 24-27), согласно которому ЗУ:3711 находится в границах территории единой зоны охраняемого природного ландшафта, установленной постановлением Правительства ЯО от 03.09.2020 N 711-п "Об утверждении границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон" (далее по тексту – Постановление №711-п), в которой запрещается строительство объектов капитального строительства.

    12.07.2022 Щекин Э.Е. обратился в Правительство Ярославской области с требованием (т. 1, л.д. 32-41) о выкупе ЗУ:3711. Указал, что приобретал ЗУ:3711 для строительства дома, после приобретения участка ввиду издания Постановления №711-п строительство дома на ЗУ:3711 стало невозможным. До издания Постановления №711-п участок мог быть использован по назначению, в том числе для строительства жилого дома. В силу ч. 7 ст. 107 ЗК РФ ЗУ:3711 должен быть выкуплен у истца ответчиком как органом, установившим границы зоны с особыми условиями использования. Щекин Э.Е. просил выкупить у него ЗУ:3711 и колодец, расположенный на данном участке за 1 000 769,06 руб., либо предоставить ему возмещение в натуральной форме путем предоставления ему в собственность аналогичных объектов, пригодных для строительства жилого дома, с характеристиками не хуже, чем ЗУ:3711, либо предоставить ему возмещение частично в натуральной, частично в денежной форме.

    04.08.2022 Правительством Ярославской области Щекину Э.Е. дан ответ за №ОГ.01-6153/22, ОГ01-6432/22 (далее по тексту – Оспариваемое решение – т. 1, л.д. 42-44), в котором указано, что оснований для удовлетворения требований Щекина Э.Е., возмещения убытков не имеется. Указано, что действительно ЗУ:3711 находится в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта, установленной Постановлением №711-п, где возведение объектов капитального строительства запрещено. Однако, в связи с изданием Постановления №711-п какие-либо новые ограничения в отношении ЗУ:3711 не возникли, так как и до издания указанного постановления ЗУ:3711 находился в зоне, в которой строительство также не допускалось: в зоне охраняемого ландшафта, установленной решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» (далее по тексту – Решение №362). На территории зоны охраняемого ландшафта была возможна деятельность, не сопровождающаяся искажением ландшафта, не требующая возведения построек.

    17.10.2022 Щекин Э.Е. обратился в Заволжский районный суд г. Ярославля (по месту жительства) с административным иском (т. 1, л.д. 3-12) к Правительству Ярославской области, в котором просил признать Оспариваемое решение незаконным, возложить на Правительство Ярославской области обязанность устранить указанное нарушение, взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 300 руб. В обоснование требований указывал, что ЗУ:3711 не входил в зону охраняемого ландшафта, установленную Решением №362, что подтверждается заключением кадастрового инженера Комяковой О.А. от 01.07.2022. Издание Постановления №711-п привело именно к возникновению ранее не существовавших ограничений в использовании ЗУ:3711.

    29.11.2022 Заволжским районным судом г. Ярославля вынесено решение по делу №2а-2668/2022 (т. 1, л.д. 111-113), которым в удовлетворении административного иска Щекина Э.Е. отказано. Суд согласился с доводами Правительства Ярославской области о том, что ЗУ:3711 находился в зоне охраняемого ландшафта, установленной Решением №362, в связи с чем с изданием Постановления №711-п новые ограничения в отношении ЗУ:3711 не возникли. Такой вывод сделан судом на основании пояснений свидетеля ФИО., который пояснял, что он являлся руководителем проекта установлению объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, установленной Постановлением №711-п, при установлении зоны данная зона восстановлена по ориентирам, отраженным в Решении №362, по результатам исследования составлен историко-культурный опорный план, на котором восстановлен режим охранной зоны. Судом сделан вывод о том, что ЗУ:3711 находится в соответствии с историко-культурным опорным планом в границах ранее существовавшей зоны охраняемого ландшафта, утвержденной Решением №362.

    28.02.2023 судебной коллегией по административным делам Ярославского областного суда указанное решение Заволжского районного суда г. Ярославля отменено по жалобе Щекина Э.Е. (т. 1, л.д. 161-163). Судом апелляционной инстанции сделан вывод о необходимости привлечения к участию в деле правопредшественника административного истца, государственного литературно-мемориального музея заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР. Указано, что при новом рассмотрении дела суду необходимо определить вид судопроизводства. Также указано, что в решении суда отсутствует какая-либо оценка заключения кадастрового инженера Комяковой О.А. (ООО «Кадастровая компания «Континент-План»), на которое ссылался истец в обоснование своих требований. Дело по иску Щекина Э.Е. направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

18.04.2023 Заволжским районным судом г. Ярославля вынесено определение (т. 1, л.д. 273-276), которым решено перейти к рассмотрению исковых требований Щекина Э.Е. по правилам гражданского судопроизводства и передать дело по правилам исключительной подсудности в Ярославский районный суд Ярославской области. Судом указано, что Щекин Э.Е. просит заключить соглашение по выкупу ЗУ:3711, данные требования исходя из их характера, являются материально-правовыми, направлены на прекращение (приобретение) сторонами права собственности на земельный участок с выплатой соответствующего возмещения. Данный спор носит гражданско-правовой характер, связан с разрешением вопроса о правах на земельный участок.

18.05.2023 дело поступило в Ярославский районный суд Ярославской области.

В судебном заседании истец Щекин Э.Е., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Щекина А.В., их представитель по устному ходатайству – Каргалов А.С. исковые требования не уточняли, заявленные требования поддержали по указанным основаниям. В ходе судебного разбирательства указывали, что истец не просит непосредственно выкупить у него ЗУ:3711, а просит обязать ответчика предоставить любое из видов возмещений за ЗУ:3711, которые были указаны в требовании истца о выкупе ЗУ:3711 от 12.07.2022. Считали Правительство Ярославской области надлежащим ответчиком. Также указывали, что до издания Постановления №711-п строительство на ЗУ:3711 допускалось.

Представитель ответчика – Правительства Ярославской области по доверенности – Лысова К.И. считала иск не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в Оспариваемом решении. Также указала, что Правительство Ярославской области не является надлежащим ответчиком по иску, так как не является органом, на который возложена обязанность по выкупу участка истца.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области – в лице директора Рожковой А.С. считало иск не подлежащим удовлетворению, согласившись с доводами представителя ответчика.

В судебное заседание не явились: третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района, Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области, ГАУК ЯО «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха», Департамент финансов Ярославской области, Волков Л.Е., ООО ПСБ «Архитектура Ветра», Министерство культуры РФ, ГКУ ЯО «Ярославское лесничество», Министерство имущественных отношений Ярославской области, Министерство лесного хозяйства Ярославской области. Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

1. Решением №362 были установлены границы зоны охраняемого ландшафта.

Решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362 утвержден проект зон охраны государственного литературно - мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» (т. 2, л.д. 5, т. 1, л.д. 31-84). Указанный проект содержит как текстовое, так и графическое описание зон.

На момент принятия Решения №362 Закон РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" предусматривал:

- в целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР (ст. 33),

- зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливаются Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ст. 34),

- в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников Союза ССР или РСФСР (ст. 35).

Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" государственный литературно-мемориальный музей – заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха" находящийся в с. Карабиха Ярославского района Ярославской области включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

На момент приобретения Щекиным Э.Е. ЗУ:3711 (22.08.2020):

- Решение №362 являлось действующим (признано недействующим только с момента вступления в силу Постановления №711-п (п. 4 указанного Постановления №711-п),

- п. 1 ч. 8, ч.ч. 9, 10 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривали, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения … В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности. Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.

Решение №362 было принято уполномоченным на момент его принятия органом, в соответствии с действовавшим на момент его принятия законодательством, предусматривало как текстовое, так и графическое описание зоны охраняемого ландшафта (см. далее), в связи с чем, несмотря на отсутствие сведений об указанной зоне в ЕГРН, границы зоны охраняемого ландшафта на момент приобретения истцом ЗУ:3711 считались установленными.

    2. ЗУ:3711 не входил в границы зоны охраняемого ландшафта, установленные Решением №362.

    Решением №362 определено, что в зоне охраняемого ландшафта «возможна хозяйственная деятельность, не сопровождающая искажением ландшафта, не требующая возведения построек» (т. 2, л.д. 55). В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

    Соответственно, юридическое значение для рассмотрения иска имеет то обстоятельство, входил ли ЗУ:3711 в состав зоны охраняемого ландшафта на момент приобретения.

    Суд приходит к выводу, что ЗУ:3711 в состав зоны охраняемого ландшафта, установленной Решением №362, не входил (ни на момент приобретения, ни ранее) по следующим основаниям.

Из вышеуказанных норм законодательства следует, что Решение №362 с текстовым и графическим описанием границ зоны охраняемого ландшафта является единственным документом, устанавливающим границы такой зоны. Поэтому ни показания свидетелей (напр. ФИО ни историко-культурный план, ни иные документы в силу ст. 60 ГПК РФ не являются документами, устанавливающими местонахождение зоны охраняемого ландшафта в соответствии с Решением №362, не могут противоречить указанному Решению №362.

Допустимыми доказательствами является только Решение №362 и иные доказательства постольку, поскольку они раскрывают описание зоны охраняемого ландшафта в соответствии с указанным Решением №362 на местности.

В Решении №362 приведено следующее текстовое описание территории охраняемого ландшафта (3955 га) для юго-западного региона (т. 1, л.д. 84): «… на востоке: по кромке леса до деревни Петровское, по западной границе приусадебных участков деревни, по бровке оврага, по восточным границам кварталов ГЛФ №№23, 25, 27, 30, 31». Графическое описание приведено на схеме «Зоны охраняемого ландшафта», раздел «Юго-западный регион», выполненной в масштабе 1:50 000 (т. 2, л.д. 83), в которой указано местоположение д. Петровское, кварталов ГЛФ №№23, 25, 27, 30, 31, являющихся смежными (единым массивом).

Из заключения кадастрового инженера Комяковой О.А. (ООО «Кадастровая компания «Континент-План») (т. 1, л.д. 51-52) следует, что ЗУ:3711 не входит в зону охраняемого ландшафта, установленную Решением №362. Указанному заключению суд доверяет, так как оно выполнено квалифицированным кадастровым инженером, мотивировано, основано на картографических материалах (т. 1, л.д. 52), подтверждается совокупностью иных доказательств.

Так, из Решения №362 следует, что зона охраняемого ландшафта с востока проходила по границам кварталов государственного лесного фонда, которые в 1989 году имели №№23, 25, 27, 30. Из заключения кадастрового инженера Комяковой О.А. следует, что в настоящее время данным лесным кварталам соответствуют кварталы №51, 53, 55, 58 с тем же расположением. ЗУ:3711 находится примерно в 240 метрах к востоку от кромки леса (от границ лесных кварталов), из представленных схем (т. 1, л.д. 52) следует, что ЗУ:3711 находится восточнее лесного квартала №25 (по состоянию на 1989 год) или квартала №53 (по состоянию на настоящее время), то есть за пределами зоны охраняемого ландшафта. Из ответа Департамента лесного хозяйства Ярославской области (правопредшественник Министерства лесного хозяйства Ярославской области) (т. 2, л.д. 68) следует, что границы лесного квартала 53 Яковлевского участкового лесничества Ярославского лесничества с 1989 года не изменялись (при этом сведения об изменении нумерации кварталов лесного фонда не приведены). Выпиской из ЕГРН (т. 2, л.д. 76-78) подтверждается, что сведения о границах Ярославского лесничества в Ярославской области (зона 76:17-6.1115) внесены в ЕГРН.

Выводы заключения кадастрового инженера Комяковой О.А. согласуются и не противоречат:

- ответу Администрации Ярославского муниципального района (т. 1, л.д. 200) на запрос суда, в котором указано, что границы государственного лесного фонда поставлен на государственный кадастровый учет (76:17-6.1115), из сопоставления данных материалов следует, что границы зоны охраняемого ландшафта в соответствии с Решением №362 соответствуют кварталам государственного лесного фонда, соответственно, участок истца расположен за границами данной зоны охраняемого ландшафта. При рассмотрении нового проекта зон охраны Администрацией ЯМР направлялись замечания и предложения (т. 1, л.д. 202-203) в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, в том числе, в части исключения земельного массива напротив д. <адрес> из новых границ зоны охраняемого природного ландшафта,

- заключению экспертизы №21-036-04-00052/1 от 08.04.2022 (т. 2, л.д. 63-71), выполненной комиссионно экспертами Союза «Торгово-промышленная палата Ярославской области», из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером находился вне зоны охраняемого ландшафта, установленной Решением №362. При этом из материалов публичной кадастровой карты (т. 3, л.д. 136, т. 2, л.д. 75) следует, что земельный участок с кадастровым номером находится между кромкой леса и ЗУ:3711,

- показаниям специалиста Исакова Д.В. (директор О.А. (ООО «Кадастровая компания «Континент-План») в судебном заседании 18.07.2023 (т. 2, л.д. 89), который подтвердил правильность заключения, составленного кадастровым инженером ООО «Кадастровая компания «Континент-План» - Комяковой О.А. Исаков Д.В. также пояснил, что ЗУ:3711 сформирован из земель, которые ранее являлись землями сельскохозяйственного назначения СПК «Карабиха», и никогда не относились к землям государственного лесного фонда,

- ответом ГКУ «Ярославское лесничество» (т. 2, л.д. 205), согласно которому ЗУ:3711 в настоящее время не находится и никогда не находился в пределах границ государственного лесного фонда на территории ГКУ ЯО «Ярославское лесничество»,

- ответом Департамента лесного хозяйства Ярославской области (т. 2, л.д. 224), согласно которому ЗУ:3711 не является лесоустроенным, не относится к землям лесного фонда, не относится к территории ГКУ «Ярославское лесничество» (реестровый №76:17-6.1115),

- истории образования ЗУ:3711. Из выписки из ЕГРН (т. 3, л.д. 130) следует, что ЗУ:3711 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером (т. 1, л.д. 245, 247). Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , выданный Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР 11.08.2015 (т. 2, л.д. 155, оборот – 157) предусматривал возможность размещения на указанном участке зданий, строений, сооружений, не содержал сведений о нахождении участка в зоне охраняемого ландшафта, установленной Решением №362. В свою очередь земельный участок с кадастровым номером образован в соответствии с проектом межевания земель из земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 2, л.д. 11-13), решением о выделении земельного участка в счет земельной доли (т. 2, л.д. 123). Согласно выписки из протокола общего собрания собственников земельных долей от 17.07.2013 (т. 3, л.д. 124, оборот), земельный участок с кадастровым номером являлся земельным участком сельскохозяйственного назначения в границах бывшего СПК «Карабиха». Из копии кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером (т. 2, л.д. 5) следует, что земельный участок с кадастровым номером , для сельскохозяйственного использования, принадлежал ТОО «Карабиха», созданному на основании учредительного договора от 13.03.1992 года. Пунктом 7 указанного учредительного договора (т. 3) предусмотрено при учреждении товарищества автоматическая передача земельных долей товариществу. При этом члены товарищества, учредившие ТОО «Карабиха», были наделены земельными долями на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства РФ от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», что подтверждается Постановлением Главы Администрации Ярославского района №546 от 26.11.1992 «Об утверждении проектов землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых с/х предприятий «Дружба», «Карабиха», «Щедрино» (т. 2, л.д. 5, т. 3). Таким образом, место, где в настоящее время находится ЗУ:3711, в 1992 году относилось к землям сельскохозяйственного назначения, предоставленным с/х предприятию «Карабиха», не относилось к землям лесного фонда, не входило в состав лесных кварталов, указанных в описании границ зоны охраняемого ландшафта в соответствии с Решением №362.

С доводами о том, что ЗУ:3711 находится в пределах зоны охраняемого ландшафта, что подтверждается историко-культурным опорным планом (см. отдельная карта), выполненным ООО ПСК «Архитектура Ветра» с участием ГАП Лукашева А.В., суд не соглашается по следующим основаниям:

- как указано выше, данный историко-культурный опорный план сам по себе не является документом, устанавливающим границы охранной зоны. Границы зоны охраняемого ландшафта установлены только Решением №362, описаны достаточно подробно. По смыслу действовавшего законодательства описание границ должно быть доступным для понимания среднестатистическим человеком, не требовать специальных экспертных познаний, в связи с чем суд не усмотрел оснований для назначения судебной экспертизы для установления местоположения границ зоны охраняемого ландшафта в соответствии с Решением №362, посчитав, что имеющихся в деле доказательств достаточно для разрешения спора,

- воспроизведенное в данном историко-культурном опорном плане местонахождение зоны охраняемого природного ландшафта в спорной части существенно отличается от текстового и графического описания границ зоны, содержащихся в Решении №362. В частности: восточная граница зоны охраняемого ландшафта проходит намного восточнее кромки леса, посередине деревни <адрес>. Представляется, что если бы граница зоны охраняемого ландшафта проходила посередине <адрес> в 1989 году об этом было бы указано в Решении №362 при описании границы, так как привязка осуществлялась в том числе, в границам населенных пунктов (так, напр., упоминается д<адрес>),

- свидетель ФИО в судебном заседании 29.11.2022 (т. 1, л.д. 108) пояснял, что на историко-культурный опорный план наносили границы в соответствии с Решением №362 «по мере возможности», «с долей условности», «достоверно не установить границы», «отвечать за точность границ, которые мы перенесли, мы не можем, данные границы условные», «точную границу установить невозможно». Из пояснений свидетеля следует, что природный ландшафт изучался только исходя из его исторического назначения (в целях установления новой зоны). Из показаний свидетеля не следует, что при отражении в историко-культурном опорном плане границ зоны охраняемого ландшафта в соответствии с Решением №362 использовались какие-либо обоснованные научные методы, а не субъективное мнение лиц, квалификация которых в определении границ объектов землеустройства не установлена. При этом ФИО. пояснял, что вновь устанавливаемые границы охранной зоны не соответствуют границам, установленным Решением №362 (то есть, Постановлением №711 фактически установлены новые границы). Суд учитывает, что в ст. 28 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определены цели государственной историко-культурной экспертизы. Целью историко-культурной экспертизы не названо достоверное определение местоположения ранее установленных границ охранных зон. Ответчиком не приведено доказательств того, что в представленном историко-культурном опорном плане границы зоны охраняемого ландшафта в соответствии с Решением №362 отражены верно, а сопоставление с непосредственным описанием границ охранной зоны, содержащемся в Решении №362, приводит к обратному выводу, что не требует специальных познаний. Суд учитывает, что ответчиком не представлено (в том числе в выдержках из государственной историко-культурной экспертизы – т. 2, л.д. 38-40, полный текст – т. 2, л.д. 213) каких-либо сведений о методике, применявшейся при отражении границ зоны охраняемого ландшафта, установленной Решением №362, в историко-культурном опорном плане, в то время как в заключении кадастрового инженера Комяковой О.А. соответствующие пояснения приведены.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время лесные кварталы №№23, 25, 27, 30, 31 не являются смежными, находятся в разных местах (в том числе, за пределами <адрес>), суд не принимает. Фактически указанные доводы сводятся к оспариванию факта установления надлежащим образом границ зоны охраняемого ландшафта в соответствии с Решением №362, к невозможности определения границ зоны охраняемого ландшафта в соответствии с Решением №362, в то время как по указанным выше основаниям суд приходит к выводу о том, что границы указанной зоны установлены. Возможность перенумерации кварталов лесного фонда ответчиком, третьими лицами не оспаривалась. Кварталы лесного фонда не являются движимым имуществом, местоположение которого могло существенно измениться с 1989 года, кварталы лесного фонда не могли перестать быть смежными. Судом предпринимались меры к получению схемы расположения лесных кварталов №№23, 25, 27, 30, 31 по состоянию на 1989 год, соответствующие сведения запрашивались у участников процесса, ими представлены не были. Министерство лесного хозяйства Ярославской области, на запрос суда дало ответы (т. 3, л.д. 76, 81), согласно которым предоставление копий карт по состоянию на 1989 год не представляется возможным, план предыдущего лесоустройства (от 1992 года) в лесничестве отсутствует, информация утеряна по причине множественных реорганизаций учреждений лесного хозяйства в период с 2000 по настоящее время.

    3. Постановлением №711-п установлены новые границы зоны охраняемого природного ландшафта, которые не являются воспроизведением границ зон охраняемого ландшафта, установленных Решением №362. При этом ЗУ:3711 вошел в границы зоны охраняемого природного ландшафта, установленные Постановлением №711-п, в связи с чем в отношении ЗУ:3711 возникли ограничения, не существовавшие ранее.

Границы зоны охраняемого природного ландшафта, утвержденные Постановлением №711-п, как следует из Акта государственной историко-культурной экспертизы (т. 2, л.д. 213), пояснений свидетеля ФИО., пояснений представителя ответчика, в том числе о том, что проект выносился на общественное обсуждение, в него вносились многочисленные изменения, не являются воспроизведением границ зоны охраняемого ландшафта, установленных Решением №362.

Из карты (схемы) объединенных зон охраны объектов культурного наследия, утвержденных Постановлением №711 (т. 2, л.д. 84, 213) следует, что ЗУ:3711 в настоящее время входит в зону охраняемого природного ландшафта, установленную указанным постановлением. Координаты указанной зоны охраняемого природного ландшафта установлены Постановлением №711 в современной системе координат. Никто из участников процесса не оспаривал, что ЗУ:3711 находится в зоне охраняемого природного ландшафта, установленной Постановлением №711-п.

Постановлением №711-п утверждены, в том числе, «Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения …» в п. 15 которых закреплены следующие ограничения: «Режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории единой зоны охраняемого природного ландшафта (ЗОПЛ): - запрещается строительство объектов капитального строительства…».

Таким образом, суд соглашается с доводами истца о том, что Постановлением №711-п в отношении ЗУ:3711 установлены ограничения в использовании, не существовавшие ранее, в частности, ЗУ:3711 в связи с изданием Постановления №711-п не может использоваться для строительства.

4. Правительство Ярославской области не является органом, уполномоченным на выкуп ЗУ:3711 в связи с установленными ограничениями.

    В соответствии с п. 7 ст. 107 ЗК РФ в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.

    Согласно п. 8 ст. 57.1 ЗК РФ убытки, предусмотренные настоящей статьей, возмещают:

1) собственник здания, сооружения, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории (концессионер, частный партнер в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве), иной правообладатель таких здания, сооружения, если его обязанность по возмещению указанных убытков предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, а в случае возмещения убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемого к строительству объекта капитального строительства до ввода такого объекта в эксплуатацию, - застройщик;

2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия лиц, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, или установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, либо орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории в случае, если такая зона возникает в силу федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 настоящего пункта;

3) уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в случае установления зон охраны объектов культурного наследия соответственно федерального, регионального, местного значения, установления границ защитных зон объектов культурного наследия соответственно федерального, регионального, местного значения.

Пп. 1-2 п. 8 ст. 57.1 ЗК РФ в части определения лица, обязанного выкупить земельный участок, в рассматриваемом деле не подлежат применению, так как пп. 3 п. 8 ст. 57.1 ЗК РФ закрепляет специальную норму, имеющую приоритет и распространяющуюся на случаи установления зон охраны объектов культурного наследия федерального значения. При этом зона охраняемого природного ландшафта является одним из видов зон охраны объектов культурного наследия, что следует из п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, согласно которому «в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта».

Соответственно, обязанность по выкупу участка лежит на федеральном органе исполнительной власти, которым Правительство Ярославской области не является. Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что никакие федеральные полномочия в части выкупа земельных участков Правительству Ярославской области не передавались.

В соответствии с п. 15 ст. 57.1 ЗК РФ «в случае выкупа земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, предоставления возмещения за прекращение прав на земельные участки в соответствии со статьей 107 настоящего Кодекса возмещение убытков в соответствии с настоящей статьей не осуществляется, за исключением убытков, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящей статьи». Согласно п. 14 ст. 107 ЗК РФ «в случае возмещения правообладателю земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества убытков в соответствии со статьей 57.1 настоящего Кодекса, за исключением убытков, предусмотренных пунктами 6 и 7 статьи 57.1 настоящего Кодекса, выкуп земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, возмещение за прекращение прав на земельный участок в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящей статьи не осуществляются». Из указанных положений следует, что, по общему правилу, выкуп земельного участка исключает возмещение убытков и наоборот, то есть выкуп земельного участка и возмещение убытков являются различными процедурами, регламентированными ЗК РФ.

В связи с изложенным п. 8 ст. 57.1 ЗК РФ в силу буквального толкования п. 7 ст. 57.1 ЗК РФ, применяется лишь в части ссылки на лицо, обязанное выкупить земельный участок. В отношении п. 7 ст. 57.1 ЗК РФ действующее законодательство каких-либо переходных положений не содержит, что не исключает его применения в настоящем деле. Положения ч. 22 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", регламентирующие порядок возмещения именно убытков (не порядок выкупа), применению не подлежат.

То обстоятельство, что Постановление №711-п издано Правительством Ярославской области, само по себе не делает указанный орган обязанным выкупить земельный участок, так как указанным постановлением утверждались границы объединенных зон охраны как объектов культурного наследия федерального, так и регионального значения. В рассматриваемом случае зона охраняемого природного ландшафта устанавливалась для объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Из Постановления №711-п следует, что оно вынесено с учетом согласования Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2020 N 10824-12-02, данное согласование получено в соответствии с п. 14 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Правительством Ярославской области права истца не нарушены. У Правительства Ярославской области отсутствовали основания для совершения каких-либо действий, принятия решений, направленных на выкуп ЗУ:3711 в соответствии с Положением о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 59). Данное положение, фактически также содержит порядок проведения трех самостоятельных процедур: 1) возмещения убытков, 2) выкупа земельных участков, 3) прекращения прав на земельные участки, не находящиеся в собственности.

В ходе судебного разбирательства судом обсуждался вопрос о том, является ли Правительство Ярославской области надлежащим ответчиком. Сторона истца считала Правительство Ярославской области надлежащим ответчиком, против привлечения иных лиц в качестве соответчиков возражала. Дело рассмотрено в пределах заявленных требований, а также основания спора, в качестве которого указан отказ Правительства Ярославской области в удовлетворении требования истца о выкупе земельного участка. С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

    

    В удовлетворении исковых требований Щекина Эдуарда Евгеньевича (паспорт ) к Правительству Ярославской области (ИНН 7604003720, ОГРН 1027600684308) о признании незаконным решения, возложении обязанности отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                        Патрунов С.Н.

2-1530/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Щекин Эдуард Евгеньевич
Ответчики
Правительство Ярославской области
Другие
Каргалов Антон Сергеевич
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Патрунов С.Н.
Дело на странице суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.05.2023Передача материалов судье
24.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее