№ 5-329/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
10 июня 2020 года г.Кострома
Судья Ленинского районного суда г. Костромы Тумаков А.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении Шитовой И. Н., <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
dd/mm/yy на основании задания начальника инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от dd/mm/yy № Ф289-19 проведен контроль состояния объекта культурного наследия федерального значения «Участок культурного слоя посада города», XIII-XVIII в.в. границах земельного участка по адресу: .... В ходе контроля зафиксировано проведение строительных работ в отношении жилого дома: с левого бокового фасада жилого дома возведена одноэтажная пристройка, на прилегающей к месту возведения пристройки территории размещены строительный мусор и отвалы грунта, что указывает на проведение земляных и строительных работ в летне-осенний период 2019 года (июнь-ноябрь), без обязательного, согласно п.1 ст.45 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ разрешения на проведение мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, что отражено в Акте осмотра от dd/mm/yy № Ф289-19/03-К.
Будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте проведения судебного заседания Шитова И.Н. в суд не явилась. Представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
В судебном заседании представитель Шитовой И.Н. – Шитов И.В., вину в совершении правонарушения признал. Пояснил, что о том что, он и мама нарушают действующее законодательство при производстве строительных работ, им известно не было.
Представитель инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Долотова А.А. в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административной ответственности поддержала, просила привлечь Шитову И.Н. к административной ответственности за совершение правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Суд, изучив материалы административного дела, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В п.1 ст.40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу п.1 ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с п.1 ст.45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Пунктом 1 ст.48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу ст.51 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 26 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Совмином СССР от 16 сентября 1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.
Из содержания ч.1 ст.61 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Из материалов дела следует, что dd/mm/yy на основании задания начальника инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от dd/mm/yy № Ф289-19 проведен контроль состояния объекта культурного наследия федерального значения «Участок культурного слоя посада города», XIII-XVIII в.в. границах земельного участка по адресу: ....
Участок является частью территории объекта культурного наследия федерального значения «Участок культурного слоя посада города», XIII-XVIII в.в., принятого под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 470.
Объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за № в качестве объекта культурного наследия федерального значения (приказ Минкультуры России от dd/mm/yy №-р)
Установлено, что участок и жилой дом на участке на праве собственности с dd/mm/yy принадлежит Шитовой И. Н..
dd/mm/yy составлен акт осмотра № Ф289-19/03-К, согласно которому зафиксировано проведение строительных работ в отношении жилого дома: с левого бокового фасада жилого дома возведена одноэтажная пристройка, на прилегающей к месту возведения пристройки территории размещены строительный мусор и отвалы грунта, что указывает на проведение земляных и строительных работ в летне-осенний период 2019 года (июнь-ноябрь).
В силу ч.1 п.1 ст.5.1 Федерального закона № 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Согласно п.3 ст.36 Федерального закона от 25 июня 2002 года 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Оценка воздействия проводимых работ показывает степень влияния запланированных работ вблизи объекта культурного наследия на его сохранность, исходя из чего предусматриваются определенные меры, обеспечивающие данную сохранность.
В соответствии со статьей 30 указанного Федерального закона документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, является объектом государственной историко-культурной экспертизы.
В случае, если в разделе по обеспечению сохранности объекта культурного наследия содержится оценка об отсутствии влияния (воздействия) предполагаемых к проведению работ на объект культурного наследия, то мер по обеспечению его сохранности не требуется.
Для подтверждения отсутствия такого воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, и, соответственно, обоснования того, что меры по обеспечению его сохранности не разрабатываются, нужно подтверждение государственной историко-культурной экспертизы документации или разделов документации, обосновывающих меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, в составе раздела или проекта об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия с точки зрения правильности выводов об отсутствии воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия.
Определение наличия (отсутствия) воздействия является исключительно проектной работой, так как законодательством Российской Федерации не установлены критерии такой оценки.
Федеральный закон вводит институт государственной историко-культурной экспертизы для подтверждения правильности предлагаемых решений, подготовленных в рамках проектной деятельности.
Государственная историко-культурная экспертиза должна подтвердить экспертной оценкой наличие (отсутствие) воздействия и необходимость разработки мер по обеспечению сохранности.
Данный вывод согласуется с положениями ст.28 указанного Федерального закона, устанавливающей, что государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении работ.
По смыслу указанных норм, являющихся специальными и подлежащими применению в данном деле с учетом принципов административного права, строительные работы на соответствующих Объектах проводятся после согласования с компетентным органом в области охраны объектов культурного наследия.
По делу безусловно установлено, что Шитова И.Н. осуществила проведение строительных работ в отношении индивидуального жилого дома на территории Объекта без согласования с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области раздела об обеспечении сохранности Объекта.
Нарушение Шитовой И.Н. выразилось в организации проведения работ в границах территории Объекта без согласованного раздела об обеспечения сохранности.
Таким образом, Шитова И.Н. нарушила требования п.1 ст.45 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которым работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Вина Шитовой И.Н. также объективно подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом осмотра от dd/mm/yy № Ф289-19/03-К с материалами фотофиксации, другими материалами дела.
Полагать, что при составлении протокола были нарушены права Шитовой И.Н., у суда оснований не имеется.
Считать, что доказательства, собранные в обоснование виновности Шитовой И.Н. добыты с нарушением требований закона, у суда оснований не имеется.
Оценивая имеющиеся доказательства в их совокупности, суд считает вину Шитовой И.Н. в совершении правонарушения установленной и квалифицирует ее действия по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, то есть нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Обстоятельством, смягчающим наказание, является признание Шитовой И.Н. своей вины, раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указал Пленум ВС РФ в своем постановлении от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах возникших в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ, возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть определена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Рассматривая конкретные обстоятельства совершенного Шитовой И.Н. правонарушения, суд обращает внимание на отсутствие в материалах дела доказательств причинения непоправимого ущерба объекту культурного наследия, какого-либо ущерба законным правам и интересам других лиц, а также угрозы причинения такого ущерба.
Таким образом, при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, совершенное Шитовой И.Н. деяние, с учетом роли правонарушителя, отсутствия каких-либо последствий правонарушения при конкретно установленных обстоятельствах дела, не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества, государства.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.
Устное замечание как мера порицания за совершение администрацией муниципального образования вменяемого административного правонарушения является достаточной для достижения задач законодательства об административной ответственности, указанных в ст.1.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.24.5, ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Шитову И. Н. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Объявить Шитовой И.Н. устное замечание.
Производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ – в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья Тумаков А.А.