Докладчик Орлова И.Н. Дело № 33а-2867/2020
Судья Афанасьев Э.В. УИД21RS0016-01-2020-000850-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Шумилова А.А., судей Орловой И.Н., Ленковского С.В., при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Ивановой Анны Евгеньевны и Ивановой Анастасии Евгеньевны к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поступившее по апелляционной жалобе Ивановой Анны Евгеньевны и Ивановой Анастасии Евгеньевны на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 9 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия
установила:
Иванова Анна Е., Иванова Анастасия Е. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики с административным требованием о признании незаконным решения от 11 декабря 2019 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка площадью 3496 кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка площадью 3438 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ....
Заявленное требование мотивировано тем, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером .... Постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 16.12.2019 № 2121-326-19 Иванова А.Е. привлечена к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ за использование части земельного участка с кадастровым номером ... площадью 44 кв.м., прилегающей с северо-восточной стороны (со стороны ...) к земельному участку с кадастровым номером .... С целью заключения соглашения о перераспределении земельных участков административными истцами подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе и предоставлена административному ответчику для утверждения, но административный ответчик принял оспариваемое решение, которое считают незаконным, нарушающим их права и законные интересы, по тем основаниям, что схема расположения земельного участка подготовлена в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 5 Приказа Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 № 762.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административных истцов Иванов В.А. поддержал заявленное требование, представитель административного ответчика - администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Иванова О.В. в удовлетворении заявленного требования просила отказать.
Привлеченные судом в качестве заинтересованных лиц Иванов Е.Н., администрация Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в судебном заседании не присутствовали.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 9 июня 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным решением, Иванова Анна Е., Иванова Анастасия Е. подали апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и принятия по делу нового решения об удовлетворении административного иска. Авторы жалобы выражают несогласие с выводами суда, в связи с тем, что судом не дана оценка тому обстоятельству, жилой дом ... построен в 1966 году. При проведении межевания земельного участка с кадастровым номером ... не были учтены фактические границы земельного участка с кадастровым номером ....
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, от заинтересованного лица администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики поступило заявление о рассмотрении дела без их участия.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и видно из материалов дела, Ивановой Анне Е. и Ивановой Анастасии Е. принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве) земельный участок площадью 3438 кв.м. с кадастровым номером ..., относящийся к землям населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ..., и расположенный на нем жилой дом площадью 20,1 кв.м. с кадастровым номером ..., о чем в Едином государственном реестре недвижимости произведены записи о регистрации № ...
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель - заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Воробьева С.Н. от 16 декабря 2019 года, Иванова А.Е. признана виновной в самовольном занятии и использовании части земельного участка с кадастровым номером ... площадью 44 кв.м., прилегающей с северо-восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ..., предусматривающего ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.
4 декабря 2019 года через АУ ... Ивановой Анной и Ивановой Анастасией подано заявление (вх. № 16258) о перераспределении принадлежащего им земельного участка и земельного участка неразграниченной государственной собственности с приложением, в числе прочего, схемы расположения земельного участка, изготовленной кадастровым инженером ООО ...
Письмом от 20 декабря 2019 года № 06/06-04-06-12232 администрация Чебоксарского района Чувашской Республики сообщила заявителям о рассмотрении их заявления на заседании земельной комиссии от 11.12.2019 № 41 и принятом решении об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом органом местного самоуправления выявлено, что представленная схема расположения земельных участков содержит наложение границ образуемого земельного участка на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером ..., и схема не содержит сведений об этом земельном участке, чем нарушен пункт 6 Приказа Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 года № 762, что служит основанием согласно подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Разрешая заявленное требование, судом первой инстанции не установлено в действиях администрации Чебоксарского района Чувашской Республики нарушений требований действующего законодательства, в связи с чем, отказано в удовлетворении требования административных истцов.
При этом судом дана оценка не только содержащемуся в оспариваемом решении основанию, но и со ссылкой на статьи 11.9, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о недопустимости перераспределения земельного участка за счет земель автомобильного транспорта.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами районного суда, поскольку находит, что они не соответствует установленным по административному делу обстоятельствам и основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, ввиду следующего.
Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 того же Кодекса.
Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (приложение № 1), далее - Требования к подготовке схемы расположения земельных участков.
Административным ответчиком в обоснование законности оспариваемого решения представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – земельный участок площадью 10717 кв.м. с кадастровым номером ..., относящийся к землям населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования – автомобильный транспорт.
Суд, установив, что земельный участок с кадастровым номером ... является смежным с земельным участком с кадастровым номером ... и то, обстоятельство, что перераспределение указанного земельного участка осуществляется за счет земельного участка с кадастровым номером ... площадью 58 кв.м., согласился с основанием, послужившим отказу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, основанного нарушением абзаца 5 пункта 6 Требований к подготовке схемы расположения земельных участков, а именно, отсутствие в представленной схемы расположения земельных участков, изготовленной кадастровым инженером ООО ... изображения границ учтенного земельного участка с кадастровым номером ....
Действительно абзацем 5 пункта 6 Требований к подготовке схемы расположения земельных участков предусмотрено то, что в схеме расположения земельного участка, в числе прочего, приводятся изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
Между тем, применение к спорным правоотношениям отдельной нормы без учета всех правил оформления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, установленных Требованиями к подготовке схемы расположения земельных участков, не может отвечать принципу административного судопроизводства о законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел (статья 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Так, Требования к подготовке схемы расположения земельных участков предусматривают то, что схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить (пункт 3); схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории) – пункт 4; в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков), проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация), сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Между тем, судебной коллегией установлено, что представленная Схема расположения земельного участка содержит условный номер образуемого земельного участка, проектную площадь образуемого земельного участка (3496 кв.м.); территорию, образуемую из земель, находящихся в государственной собственности и включаемых в состав образуемого земельного участка (58 кв.м.); границу образуемого земельного участка; границу ранее учтенного земельного участка; кадастровый номер земельного участка, прекращающего свое существование; номер кадастрового квартала; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости (17, н1, н2,н3, н4, н5,н6, н7, н8, н9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16); надписи (включая кадастровые номера земельных участков), условные обозначения, примененные при подготовке изображения; сведения об утверждении схемы расположения земельного участка.
Изготовление кадастровым инженером ООО ... представленной схемы расположения земельного участка обусловлено использованием сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории, содержащими сведения о поставленном на кадастровый учет земельном участке с кадастровым номером ..., в связи с чем, само по себе отсутствие в представленной схеме сведений об указанном земельном участке при наличии информации, позволяющий определить сведения об образуемом земельном участке, носит формальный характер и не служит основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по основанию, предусмотренному подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценивая оспариваемый отказ органа местного самоуправления в заключении соглашения о перераспределении земельных участков судебная коллегия также исходит из того, заявления административных истцов - собственников земельного участка с кадастровым номером ... по существу поставленного вопроса не было рассмотрено.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при рассмотрении административного дела суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. В частности, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Вопреки этому, суд первой инстанции при разрешении настоящего дела указал на отсутствие оснований для перераспределения земельных участков в связи с тем, что недопустимо перераспределение земельного участка за счет земель автомобильного транспорта, чем фактически подменил собой орган, уполномоченный на принятие соответствующего решения, что недопустимо.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение не может быть признано законным, оно подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с принятием по делу нового решения о признании незаконным оспариваемого решения и возложении обязанности на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики повторно рассмотреть заявления Ивановой Анны Е. и Ивановой Анастасии Е. от 4 декабря 2019 года о перераспределении принадлежащего им земельного участка и земельного участка неразграниченной государственной собственности.
Кроме того, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд выясняет порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен (пункт б части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Между тем, административный ответчик не предоставил сведений о наличии (отсутствии) Административного регламента, предусматривающего процедуру принятия решения о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, что не позволяет судебной коллегии проверить соблюдение процедуры принятия оспариваемого решения, обличения его в надлежащую форму.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 9 июня 2020 года отменить и принять по настоящему делу новое решение, которым признать незаконным решение администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, изложенное в письме от 20 декабря 2019 года № 06/06-04-06-12232, и возложить обязанность на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики повторно рассмотреть заявления Ивановой Анны Евгеньевны и Ивановой Анастасии Евгеньевны от 4 декабря 2019 года о перераспределении принадлежащего им земельного участка и земельного участка неразграниченной государственной собственности.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий А.А.Шумилов
Судьи: И.Н. Орлова
С.В.Ленковский