Решение по делу № 2а-618/2016 от 20.09.2016

Дело 2а-618/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Онгудай 19 октября 2016 года

    Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Грушиной Е.С.,

при секретаре Кызановой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Илдашевой Т.В, Карасовой Т.С., Карасова С.В. к Межмуниципальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай по Онгудайскому, Кош-Агачскому и Улаганскому району, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об обязании зарегистрировать право собственности на земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Карасова Т.С., ФИО3, а также Илдашева Т.В., в лице представителя по доверенности ФИО17, обратились в суд с административным исковым заявлением к Межмуниципальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай по Онгудайскому, Кош-Агачскому и Улаганскому району, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об обязании зарегистрировать право собственности на земельные участки. Требования мотивированы тем, что постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка ФИО21 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты> (глава ФИО21, члены: ФИО8, Карасова Т.С., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13)» предоставлен в пожизненно наследуемое владение земельный участок общей площадью <данные изъяты> га сельхозугодий, в том числе <данные изъяты> га пашни, <данные изъяты> га пастбищ, расположенный в урочищах <данные изъяты>, <данные изъяты>, из земель МП «Кадышкан» для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» животноводческого направления. Постановлением главы <адрес> ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка у к/х «<данные изъяты>» изъят земельный участок площадью 75 га, из них с/х угодий - 75 га, в том числе пашни 15 га, пастбищ – 60 га в Ур. Верхний Кадышкан и <данные изъяты> и передать в невостребованные земельные доли с сохранением прав владельцев земельных долей ФИО15, ФИО10, ФИО12, ФИО13 и ФИО21 Решением Онгудайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление Илдашевой Т.В об установлении родственных отношений и принятия наследства после ФИО13, умершей ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено и вступило в законную силу. Решением Онгудайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления Илдашевой Т.В, о признании постановления главы Онгудайского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка у к/х «<данные изъяты>» в пункте 1 в части изъятия у к/х «<данные изъяты>» земельного участка, общей площадью <данные изъяты> га, из них сельскохозяйственных угодий – <данные изъяты>, в том числе пашни <данные изъяты>, пастибища <данные изъяты> в ур. <данные изъяты>; в пункте 2 в части передачи земельного участка общей площадью <данные изъяты> в том числе <данные изъяты> пашни и пастбищ <данные изъяты> в невостребованные земельные доли с сохранением прав владельцев земельных долей в отношении ФИО13 недействительным. Апелляционным определением Верховного суда РА отказано в удовлетворении жалобы об отмене решения суда, основываясь в том числе на то, что Илдашева Т.В. реализовала свое право на наследование имущества члена крестьянского хозяйства ФИО13 Решением Арбитражного Суда РА от ДД.ММ.ГГГГ признано право общей долевой собственности главы к/х Карасовой Т.С. и членов к/хозяйства Карасова С.В., ФИО21, ФИО22, Карасовой С.В., ФИО23, ФИО24 в равных долях на единое землепользование сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты>. кв.м. с кадастровым номером с местоположением: Республики Алтай, Онгудайский район, <адрес>. Собрание членов крестьянского «<данные изъяты>» (ИП Карасова Т.С. в качестве главы крестьянского хозяйства) от ДД.ММ.ГГГГ приняло в члены крестьянского «<данные изъяты>» Илдашеву Т.В. наследницу ФИО13 с земельной долей <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> пашни и <данные изъяты> пастбища, единогласно. В последующем ФИО21, ФИО22, Карасова С.В., ФИО23, ФИО24 вышли из состава крестьянского хозяйства. ИП Карасова Т.С. в качестве главы крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ снята с учета в налоговом органе. С целью раздела земельного участка, находившегося в общей долевой собственности, произведено межевание с разделом в равных долях между ФИО16, Карасовой С.В. и Илдашевой Т.В Однако, руководитель МО Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА по Онгудайскому, Кош-Агачскому и Улаганскому районам без вынесения решения отказала в регистрации права собственности истцов. Первоначально ссылка на то, что не было регистрации в госреестре общей долевой собственности на земельные участки, находившихся в едином землепользовании, затем причина невозможности регистрации права собственности на земельные участки истцов изменилась: могут зарегистрировать свое право собственности только те лица, за которыми решением Арбитражного суда признано право общей долевой собственности главы к/х Карасовой Т.С. и членов к/хозяйства Карасова С.В., ФИО21, ФИО22, Карасовой С.В., ФИО23, ФИО24 в равных долях, в связи с чем, предложено первоначально зарегистрировать право собственности за указанными лицами, затем право собственности к истцам. Истцы считают, что такой вариант регистрации права собственности за указанными лицами неприемлемым, так как нет гарантий, выбывшие из членства крестьянского хозяйства после вынесения решения Арбитражного суда Республики Алтай при оформлении за ними права собственности, согласятся на переход права собственности. При повторном обращении руководителю МО Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА по Онгудайскому, Кош-Агачскому и <адрес>м ДД.ММ.ГГГГ получено сообщение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, что истцам в регистрации их права собственности на выделенные земельные участки отказано необоснованно, незаконно.

В судебном заседании истец Карасова Т.С., представитель административных истцов ФИО17 поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай по Онгудайскому, Кош-Агачскому и Улаганскому району ФИО18 возражала против удовлетворения заявленных требований.

Административные истцы Илдашева Т.В., ФИО3, заинтересованные лица: ФИО23, ФИО21, ФИО22, Карасова С.В., ФИО24, представители администрации МО «Онгудайский район», МО Шашикманское с/п, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки не сообщили. Конверт с судебной корреспонденцией на имя административного истца Карасова С.В. вернулся в суд с отметкой «адресат умер».

Выслушав истца ФИО19, представителя административных истцов ФИО17, административного ответчика Межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай по Онгудайскому, Кош-Агачскому и Улаганскому району ФИО18, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования Илдашевой Т.В, Карасовой Т.С., Карасова С.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Из материалов и обстоятельств дела следует, что 15.08.2016 года государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА ФИО18 отказала в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> связи с тем, что заявителями на государственную регистрацию не представлены документы, содержащие необходимые сведения о возникновении права общей долевой собственности по 1/8 доле каждого на земельный участок. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 9 декабря 2014 года N 789, установлено, что основанием для начала административной процедуры по правовой экспертизе документов, представленных на государственную регистрацию прав, проверки законности сделки в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления является поступление к государственному регистратору документов, представленных на государственную регистрацию прав, от сотрудника, ответственного за прием документов (п.230).

При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (ст.ст. 9,13,17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п.231).

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (п.п. 1, 5 ст. 18 указанного Закона).

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являются также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Из материалов и обстоятельств дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА ФИО18 отказала в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в связи с тем, что заявителями на государственную регистрацию не представлены документы, содержащие необходимые сведения о возникновении права общей долевой собственности по 1/8 доле каждого на земельный участок.

Решением Арбитражного Суда РА от ДД.ММ.ГГГГ признано право общей долевой собственности главы к/х Карасовой Т.С. и членов к/хозяйства Карасова С.В., ФИО21, ФИО22, Карасовой С.В., ФИО23, ФИО24 в равных долях на единое землепользование сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером с местоположением: <адрес>

Апелляционным определением Верховного суда РА от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении жалобы об отмене решения Онгудайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления Илдашевой Т.В, о признании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка у к/х «<данные изъяты>» в пункте 1 в части изъятия у к/х «<данные изъяты>» земельного участка, общей площадью <данные изъяты>, из них сельскохозяйственных угодий – <данные изъяты>, в том числе пашни <данные изъяты> пастбища <данные изъяты> в ур. <данные изъяты>; в пункте 2 в части передачи земельного участка общей площадью <данные изъяты> в том числе <данные изъяты> пашни и пастбищ <данные изъяты> в невостребованные земельные доли с сохранением прав владельцев земельных долей в отношении ФИО13 недействительным.

В результате оценки доказательств в их совокупности суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом документы для регистрации права общей долевой собственности по 1/8 доле каждому на земельный участок не свидетельствуют о наличии оснований для государственной регистрации указанного права. Следовательно, отказ в государственной регистрации права собственности на долю является правомерным.

Кроме того, требования Карасова С.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью.

Согласно справке о смерти , выданной руководителем отдела ЗАГС Онгудайского района от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ в с. Шашикман Онгудайского района Республики Алтай, о чем имеется запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в связи со смертью административномуго исковому истца Карасова С.В. его требования к Межмуниципальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай по Онгудайскому, Кош-Агачскому и Улаганскому району, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об обязании зарегистрировать право собственности на земельные участки не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Илдашевой Т.В, Карасовой Т.С., Карасова С.В. к Межмуниципальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай по Онгудайскому, Кош-Агачскому и Улаганскому району, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об обязании межмуниципального отдела по Онгудайскому, Кош-Агачскому и Улаганскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай зарегистрировать право собственности за Илдашевой Т.В на земельный участок с КН/УН , расположенный по адресу: <адрес>, расположенный в границах кадастровых кварталов за Карасовой Т.С. на земельный участок с КН/УН , расположенный по адресу: <адрес>, расположенный в границах кадастровых кварталов , за Карасовым С.В. на земельный участок с КН/УН , расположенный по адресу: <адрес>, расположенный в границах кадастровых кварталов и оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Онгудайский районный суд Республики Алтай.

    

Судья Е.С. Грушина

Мотивированное решение изготовлено 24.10.2016 г.

Судья Е.С. Грушина

2а-618/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Илдашева Т.В.
Карасова Т.С.
Карасов С.В.
Ответчики
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай
Межмуниципальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике А
Другие
Администрация МО "Шашикманское сельское поселение"
Сыкыкова Л.П.
Администрацция МО "Онгудайский район"
КАРАСОВА С.В.
Матрашева Г.В.
Байрымов П.И.
Карасова А.В.
Суд
Онгудайский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
ongudaisky.ralt.sudrf.ru
20.09.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.09.2016[Адм.] Передача материалов судье
22.09.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.09.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2016[Адм.] Судебное заседание
19.10.2016[Адм.] Судебное заседание
24.10.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2016[Адм.] Дело оформлено
28.03.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее