Решение по делу № 2а-815/2018 от 04.06.2018

Дело № 2а-815/2018                                    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Гатиной Э.М., с участием помощника Лысьвенского городского прокурора Сычева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве административное дело по иску Лысьвенского городского прокурора к администрации г. Лысьвы о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения

    

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным заявлением к администрации города Лысьвы с требованием о признании бездействия незаконным, выразившиеся в непринятии мер по выявлению и ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории гаражного массива «пос. Орджоникидзе, у реки Гусиновка» в г. Лысьва между третьим и четвертым рядами, и возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения администрацией города Лысьвы законодательства об отходах производства и потребления, были выявлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами. Установлено, что на территории гаражного массива «пос. Орджоникидзе, у реки Гусиновка» в г. Лысьва между третьим и четвертым рядами расположена несанкционированная свалка в виде бытового мусора. В нарушение требований ст.13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» администрация г.Лысьвы не принимает мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, что оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит признать бездействие администрации г. Лысьвы Пермского края, выразившееся в непринятии мер по выявлению и ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории гаражного массива «пос. Орджоникидзе, у реки Гусиновка» в г. Лысьва между третьим и четвертым рядами, незаконным и возложить на администрацию г. Лысьвы Пермского края обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Пермского края Сычев А.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Также пояснил, что 28.06.2018 Лысьвенской прокуратурой вновь была проведена проверка в части исполнения администрацией г. Лысьвы заявленных требований в добровольном порядке. В ходе проверки было установлено, что требования исполнены не в полном объеме, несанкционированная свалка ликвидирована только на площадке возле гаражей, оставшейся бытовой мусор на склоне, прилегающем к данной площадке, не ликвидирован.

Представитель административного ответчика Администрации г.Лысьвы Полиенко А.В. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что администрация г. Лысьвы в части выявления несанкционированных свалок не бездействует, по мере выявления свалок принимаются все необходимые меры по их ликвидации. Также пояснила, что заявленные требования прокурора по данному делу администрацией г. Лысьвы исполнены в добровольном порядке, поскольку в соответствии со служебной запиской и дефектной ведомостью за июнь 2018 года, представленных БУ МО ЛГО «Чистый город», заявленная несанкционированная свалка ликвидирована.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно части 1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, части 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу ч. 2 ст. 8 этого же Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий определена санитарными правилами и нормами СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г № 4690-88.

Более того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; тогда как твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Как следует из материалов дела, в границах Лысьвенского городского округа, на территории гаражного массива «пос. Орджоникидзе, у реки Гусиновка» в г. Лысьва между третьим и четвертым рядами расположена несанкционированная свалка из бытового мусора. Данный факт подтверждается актом проверки от 29.05.2018 и фототаблицей (л.д.5-9).

Согласно п.24 ст.7 Устава Муниципального образования «Лысьвенский городской округ» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

С учетом приведенных выше норм действующего законодательства ответчик обязан участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения с целью решения вопросов местного значения.

Действующее законодательство не предусматривает возможность размещения и в то же время хранения твердых коммунальных отходов без проведения защитных мероприятий. В ином случае нарушаются нормы СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПиН 3.5.2.1376-03.3.5.2. "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" и СанПиН 2.1.7.1322-03 2.1.7 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".

Таким образом, суд считает, что в ходе судебного заседания нашли подтверждения доводы прокурора о том, что причиной возникновения несанкционированной свалки является именно ненадлежащее исполнение обязанностей по вопросам местного значения администрацией г. Лысьвы, а соответственно требования прокурора о возложении на администрацию обязанности по ликвидации свалки соотносится как с положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так и фактическими обстоятельствами дела.

Доводы представителя администрации г. Лысьвы о том, что выявленная прокурором свалка была ликвидирована, суд считает несостоятельными, поскольку исходя из представленного административным истцом в ходе судебного заседания акта проверки от 28.06.2018 следует, что несанкционированная свалка на территории гаражного массива «пос. Орджоникидзе, у реки Гусиновка» в г. Лысьва между третьим и четвертым рядами ликвидирована не в полном объеме. Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, административным ответчиком в ходе судебного заседания не представлено.

В соответствии со ст. 39 Устава муниципального образования "Лысьвенский городской округ", утвержденного решением Думы Лысьвенского городского округа от 20.12.2012 N 266 (далее – Устав) Администрация города Лысьвы - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.

В соответствии с п.10 ст. 40 Устава решение указанных выше вопросов местного значения Лысьвенского городского округа возложено на администрацию города Лысьвы.

При таких обстоятельствах, заявленный прокурором на основании ст. 39 КАС РФ иск, направленный в защиту неопределенного круга лиц, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения возложена на администрацию г. Лысьвы, подлежит удовлетворению.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии с ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

При установлении срока исполнения решения суда в части возложения на администрацию г. Лысьвы обязанности по устранению выявленных нарушений суд учитывает, что несанкционированные свалки ТБО причиняют вред окружающей среде, в связи с чем, считает необходимым установить для ответчика срок для исполнения решения суда в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Более длительный срок приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации г. Лысьвы Пермского края, выразившееся в непринятии мер по выявлению и ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории гаражного массива «пос. Орджоникидзе, у реки Гусиновка» в г. Лысьва между третьим и четвертым рядами незаконным.

Возложить на администрацию г. Лысьвы Пермского края обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории гаражного массива «пос. Орджоникидзе, у реки Гусиновка» в г. Лысьва между третьим и четвертым рядами.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня приятия решения в окончательной форме.

Судья:         (подпись)

Копия верна.

Судья:                 

2а-815/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Лысьвенский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
lysva.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее