Дело № 2а-2026/2021
44RS0001-01-2021-003206-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2021 года г. Кострома, ул. Долматова, 14
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Ветровой С.В.,
при секретаре Рыжовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области в лице судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Карповой О.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об освобождении от взыскании исполнительного сбора,
у с т а н о в и л:
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы обратилось в суд с исковым заявлением об освобождении от исполнительного сбора, взысканного постановлением от <дата>, принятому к исполнению в рамках исполнительного производства №-ИП, в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей. В обоснование требований указывают, что На основании решения Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу № муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы обязано предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требования», расположенное на территории города Костромы из муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы. Постановлением о возбуждении исполнительного производств №-ИП от <дата> Администрации города Костромы - должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке Администрацией города Костромы не исполнены, в связи с чем, по данному исполнительному производству судебным приставом - исполнителем МОСП по ОВНП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. в отношении Администратор города Костромы вынесено постановление от <дата> о взыскание исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Административный истец полагает, что в установленный срок для добровольного исполнения решение исполнить не представлялось возможным. Доводы иска основаны на нормах ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», постановлении Конституционного суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П, а также тех обстоятельств, необходимость соблюдения процедур приобретения жилых помещений, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебное заседание представитель административного истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки не сообщили, возражений по существу требований на момент рассмотрения дела не представили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Административное исковое заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона об исполнительном производстве).
Частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В силу статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по делу № исковые требования прокурора г. Костромы, заявленные в интересах ФИО1, удовлетворены. Суд решил обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы предоставить ФИО1, <дата> года рождения, из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа город Кострома.
<дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Карповой О.А. на основании исполнительного документа, выданного во исполнение данного решения суда, возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику – Администрации г. Костромы представлено пять дней для добровольного исполнения решения суда.
В связи с неисполнением в указанный срок требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Карповой О.А. от <дата> № с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Исследовав представленные суду должником доказательства суд полагает доводы администрации г.Костромы о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа основанными на представленных материалах.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации ( п. 8 ст. 8 Федерального закона).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года N 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2015 года, органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. (ч. 1 ст. 3 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 названного Закона Костромской области государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя (в том числе): 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда; 2) принятие решений о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет и т.д.
Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов.
Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда.
Согласно представленному в материалы дела списку исполнительных производств, возбужденных в отношении администрации г. Костромы, обязывающих предоставить жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по состоянию на <дата>, возбуждено 251 исполнительных производства.
Законом Костромской области от 23.12.2019 №632-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» городскому округу <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот предусмотрены бюджетные ассигнования на приобретение (строительство) в 2020 году – 22 жилых помещения, в 2021 году – 24 жилых помещения.
Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (п.74).
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Дополнительная потребность в средствах областного бюджета для исполнения вынесенных судебных решений и находящихся на рассмотрении гражданских дел о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан, свидетельствует о явной недостаточности выделенных должнику денежных средств для осуществления указанных государственных полномочий. Кроме того, исполнение требований исполнительного документа возможно лишь на основании контрактов на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Данные требования закона не предусматривают возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок. Предусмотренный законодательством порядок заключения государственного контракта, обязанность администрации предоставить взыскателю жилое помещение не за счет собственных средств, а за счет средств бюджета Костромской области свидетельствуют о том, что реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) к моменту истечения предоставленного судебным приставом срока отсутствовала.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления виновные действия в неисполнении в срок исполнительного документа, дающие основания для взыскания исполнительского сбора, со стороны администрации города Костромы отсутствовали, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Исковые требования Муниципального образования городской округ город Кострома удовлетворить
Освободить администрацию города Костромы от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Карповой О.А. от <дата>, вынесенного в рамках исполнительного производства №-ИП в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья Ветрова С.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19.05.2021 года