66RS0037-01-2020-001312-85
Дело № 2а-855/2020
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИгор.Лесной Свердловской области 02 ноября 2020 года
Городской суд города Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В. при секретаре судебного заседания Казаченко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Тишкову С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, задолженности по пене по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу
установил:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области (далее МИФНС № 27, налоговый орган) обратилась в городской суд города Лесного Свердловской области с административным исковым заявлением к Тишкову С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 45747,00 руб., пени по данному налогу в сумме 13154,66 руб., задолженности по начисленной пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в сумме 853,84 руб. и 923,41 руб. соответственно, а всего 60678,91 руб.
В обоснование указала, что Тишков С.В. в спорный период являлся собственником транспортных средств, в связи с чем обязан уплачивать транспортный налог.
В силу ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В соответствии с п.2 ст.362 НК РФ, сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Ставки транспортного налога утверждены в пределах, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, в соответствии со ст.2 Закона Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» от 29.11.2002г. № 43-ОЗ. Транспортные средства, которые согласно ст.358 НК РФ, являются объектом налогообложения. Срок уплаты налога в соответствии с ч.1 ст. 363 НК РФ, ст.3 Закона № 43-ОЗ – в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Должнику направлено налоговое уведомление с расчетом, сроками и суммами подлежащих уплате налогов.
В связи с неуплатой налогов административному ответчику начислены пени на основании ст.75 НК РФ.
Кроме того, в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц и земельного налога Тишкову С.В. начислены пени в размере 853,84 руб. и 923,41 руб. соответственно.
На основании ст. 69, 70 НК РФ, должнику заказным письмом направлено требование *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от *** и *** от *** об уплате недоимки по налогам и пеней с указанием срока исполнения – до ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** соответственно (л.д.11, 14, 21, 27, 32, 38, 44, 50). Требование об уплате налогов и пени до настоящего времени ответчиком не исполнено.
В соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней, штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31. п.2 ст. 48 НК РФ. Инспекция обратилась в адрес мирового судьи соответствующего судебного участка *** по месту жительства должника с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.
26.11.2019 мировым судьей судебного участка № 1 в выдаче судебного приказа было отказано в связи с пропуском установленного п.2 ст.48 НК РФ, Гл.32 КАС РФ шестимесячного срока для обращения в суд.
Одновременно в административном исковом заявлении истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления, указывая, что на пропуск срока повлияли объективные факторы, большая загруженность инспекции, связанная с администрированием значительного количества налогоплательщиков. Административный истец просит данный срок восстановить.
На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области, просит взыскать с административного ответчика Тишкова С.В. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 45747,00 руб., пени по данному налогу в сумме 13154,66 руб., задолженности по начисленной пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в сумме 853,84 руб. и 923,41 руб. соответственно, а всего 60678,91 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №27 по Свердловской области в судебное заседание не явился, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на требованиях настаивают.
Административный ответчик Тишков С.В. о месте и времени рассмотрения дела извещенный заблаговременно и надлежащим образом почтовой корреспонденцией, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте городского суда города Лесного Свердловской области, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, возражений на административный иск не направлял.
Учитывая надлежащее извещение сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории ***" на территории *** установлен и введен в действие транспортный налог.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, Тишков С.В. в спорный период являлся собственником транспортного средства: МЕРСЕДЕС, государственный регистрационный номер Т371АТ, мощность двигателя 354 л.с., ВОЛЬВО, государственный регистрационный номер Р965КЕ, мощность двигателя 460 л.с.
В установленный законом срок обязанность по уплате налога за 2017 год налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России *** по *** ежегодно в адрес Тишкова С.В. направлялись требования:
*** от *** об уплате недоимки в размере 45747 руб., пени по транспортному налогу в сумме 921,80 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до ***;
*** от *** об уплате пени по налогам в сумме 1401,29 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до ***;
*** от *** об уплате пени по налогам в сумме 955,12 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до ***;
*** от *** об уплате пени по налогам в сумме 47,74 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до ***;
*** от *** об уплате пени по налогам в сумме 2624,93 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до ***;
*** от *** об уплате пени по налогам в сумме 306,73 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до ***;
*** от *** об уплате пени по налогам в сумме 225,68 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до ***;
*** от *** об уплате пени по налогам в сумме 8448,62 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до *** (л.д.11, 14, 21, 27, 32, 38, 44, 50).
Требования МИФНС России № 27 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Факт направления налоговых уведомлений подтверждается реестрами почтовых отправлений.
Порядок взыскания задолженности по налогам и пеням определен ст. 45-48 НК РФ.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени и штрафных санкций, в пределах сумм указанных в требовании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Сроки исковой давности являются одной из предпосылок реализации права на защиту законных требований в суде. Последствием пропуска без уважительных причин искового срока по спору является утрата права на иск.
В требование №14398 от 06.06.2018 общая сумма налога и пени, подлежащая взысканию с административного ответчика превысила 3000 рублей, срок исполнения требования - до 10.07.2018 (л.д.11).
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Тишкова С.В., указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал 10 января 2019 года (по требованию № 14398 от 06.06.2018), вместе с тем, к мировому судье судебного участка №1 судебного района города Лесного Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился только 26 ноября 2019 года, то есть по истечении установленного законом срока.
Административным истцом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в качестве уважительной причины пропуска данного срока представитель административного истца ссылается на загруженность инспекции.
Суд, исследовав материалы дела и оценив доводы МИФНС России № 27 по Свердловской области о наличии оснований для восстановления срока на обращение в суд, приходит к выводу, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации). У административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, несоблюдение МИФНС России № 27 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области к Тишкову С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год, пени, задолженности по пене по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу - отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия в окончательной форме, если не обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме через городской суд г.Лесного Свердловской области.
Судья Т.В. Саркисян